Ориентация во времени — полезный навык, который необходим во взрослой жизни. И лучше учиться этому с самых ранних лет, чтобы ваш малыш стал организованным и самостоятельным, мог эффективно управлять своим временем, а значит, в будущем лучше планировал графики своих дел, работы и отдыха.
Давайте узнаем все о времени и научимся его определять! А чтобы не заскучать, сделаем это, играя!
Задача таких игр — показать ребенку, как идет время, и для чего нужно разбираться во времени самому. Например, чтобы он научился вовремя делать уроки, знал, когда нужно ложиться спать, или в какое время выйти из дома, чтобы не опоздать на день рождения к другу.
Распорядок дня
Составьте с ребенком расписание его дня, в котором определенные действия (подъем, завтрак, уроки, прогулка и прочее) будут привязаны к конкретному времени. Важно, чтобы расписание было оформлено визуально, так ребенку будет удобнее выполнять его пункты и видеть последовательность действий.
Со временем можно усложнить задачу и позволить ребенку самому распоряжаться доступным ему временем. Например, сказать ему, что все уроки, игры и другие личные дела должны быть завершены к 9 вечера, чтобы успеть до 10 лечь спать.
Дети очень любят чувствовать себя взрослыми и проявлять самостоятельность. Нам нравится самим строить свои планы!
Занятия с календарем
Предложите ребенку вести дневник погоды. Пусть он каждый день наблюдает, есть ли на небе облака, солнечно сегодня или пасмурно, какая за окном температура воздуха и так далее.
Погода может сильно повлиять на задуманный график. Например, если идет дождь, то лучше остаться дома.
Кроме того, такие наблюдения позволят ребенку понять течение времени, сравнивая погоду разных дней, сезонов. Кстати, в календарь можно записывать не только погоду, но и собственные достижения и знаменательные даты. Это также помогает развивать чувство времени в календарной перспективе. Ребенок увидит прогресс от своих действий и поймёт, сколько дней или недель он на это потратил.
Занятия по истории
Это могут быть разговоры о прошлом ребенка (его раннем детстве, поездках, важных событиях), рассуждения о том, каким может быть будущее (вы можете пофантазировать на тему технического прогресса, науки, медицины и прочего), побеседовать о важных исторических событиях, о том, какими люди были раньше и чем занимались в других веках.
Благодаря этим разговорам можно не только узнать массу интересного, но и освоить понятия прошлого, настоящего и будущего и даже запомнить важные исторические даты!
Занятия с часами
Сейчас дети часто не умеют пользоваться обычными часами со стрелкой. Им непонятны выражения «половина первого», «без четверти два» или «двенадцатый час».
Чтобы помочь ребенку освоить «язык времени», используйте наглядные примеры. Например, возьмите яблоко. Разрежьте его пополам и вручите одну половинку ребенку, а вторую оставьте себе. Пусть ребенок представит, что он — это 11 часов. У него есть половинка яблока, значит, он 11 с половиной.
Разрежьте яблоко на четвертинки и объясните, как понять выражение «четверть первого». Расскажите, что двенадцать часов уже наступило, и идет первый час. Покажите на циферблате, что если разделить 12 часов на четыре части (четверти), то получатся промежутки в 15 минут. Первые 15 минут от первого часа уже прошли, значит, можно сказать, что сейчас четверть первого или 15 минут первого.
Чаще обращайтесь в своих разговорах с ребенком к обычным часам со стрелкой (их называют аналоговыми). Пусть ребенок покажет, какая стрелка — самая быстрая (секундная), какая — самая медленная (часовая). Расскажите, на какую стрелку нужно смотреть, чтобы определять минуты и часы.
Используйте эти советы, и вы увидите, как ваш ребёнок быстрее научится определять время !