Самоконтроль – очень важный навык, который необходимо тренировать у детей с раннего детства. Способность концентрировать внимание, контролировать эмоции, поведение и действия можно легко развить с помощью обучения, поддержки и практики.
Чтобы прекратить какое-то очень увлекательное занятие, нужно уметь себя контролировать! Здорово, что научиться договариваться с собой можно во время веселых игр!
Эти упражнения заключаются в предоставлении детям простых заданий, которые приносят удовольствие, а также учат лучше понимать свои эмоции. А еще не требуют никакой специальной подготовки или сложного реквизита!
Стоп-сигнал
В этой игре участникам нужно слушать правила и точно следовать инструкциям. Дети должны быстро останавливаться и начинать движение в ответ на команды.
Не попадайтесь на красный свет!
Ведущий стоит на одном конце площадки, а все игроки – на другом. По команде «Зеленый свет!» все дети бегут к ведущему. В любой момент он может крикнуть «Красный свет!» — и тогда все будут должны немедленно остановиться. Если ребенка застали в движении после сигнала «Красный свет!», он выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то один не дойдет до ведущего или пока все дети не выйдут из игры.
Можно разнообразить игру, добавив команду «Желтый свет». В это время участники все еще могут двигаться, но только очень медленно!
Громко или тихо
Дети должны выполнять заданные действия: либо громко, либо тихо. Сначала выберите что нужно делать: например, топать ногами, хлопать в ладоши, прыгать на правой ноге... Ведущий называет действие и командует: «Громко!» или «Тихо!», а участники должны контролировать, как они выполняют команду.
Путаница частей тела
Ведущий называет части тела, до которых должны дотронуться дети. Например, он говорит «колени» — и участники касаются коленей. А теперь создайте одно правило. Например, каждый раз, когда ведущий говорит «голова», нужно вместо головы потрогать пальцы ног.
Какая интересная и сложная игра! Здесь надо остановиться на секунду и подумать о своих действиях!
Итак, если ведущий говорит: «Колени, голова, локоть». Дети должны коснуться коленей, пальцев ног и локтей. Продолжайте практиковаться и добавлять другие правила по изменению частей тела.
Цветные движения
Вам понадобится несколько листов цветной бумаги. Объясните детям, что они будут двигаться в зависимости от цвета бумаги, которую вы держите в руках. Зеленая бумага означает быструю ходьбу, желтая — равномерный темп, а синяя бумага – сигнал к остановке.
Можно добавлять цвета и движения: бег на месте, марширование, прыжки!
Ролевые игры
Дети любят разыгрывать сценарии, и это также может быть отличным способом потренировать навыки самоконтроля. Подготовьте карточки с описаниями ситуаций и предложите разыграть их в парах или небольших группах, обдумывая, что бы сделал каждый и почему. Очень важно подчеркнуть социально приемлемый выбор и объяснить, почему он имеет значение, поскольку детей часто захлестывают эмоции.
Важная часть самоконтроля — знать, что можно, а что не стоит говорить и делать в разных ситуациях…
Эта игра дает детям возможность определить, следует ли озвучивать разные утверждения или лучше оставить их при себе.
Начиная с трехлетнего возраста, достаточно много детей добиваются больших успехов в умении контролировать свое поведение и эмоции. И если взрослые будут активно помогать им тренировать развивающийся мозг, то вскоре они станут хорошими слушателями, научатся концентрировать свое внимание, усердно выполнять учебные задачи и более позитивно взаимодействовать со сверстниками.