
Между состоянием двигательной системы и развитием речи существует тесная взаимосвязь. А все потому, что в коре больших полушарий головного мозга двигательный и речедвигательный центры расположены рядом, вернее, один является частью другого.

Это значит, что чем больше дети двигаются – бегают, прыгают, танцуют, тем лучше развивается их общая моторика и, как следствие, речь.

Ого, как интересно! Бамс-бамс!
Мы подобрали два упражнения, одно из которых включает в себя стихи-потешки и пальчиковую гимнастику, а второе — стихи и зарядку.
Все это в совокупности способствует развитию мелкой моторики и координации движений, а также совершенствует речь. Кроме того, стихотворная форма знакомит ребенка с разнообразием ритмов и интонаций.
Для самых маленьких — Пальчиковая гимнастика со стишками-потешками*
«Ладошка»*
Делайте массаж и приговаривайте:
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут. (Пальцем рисуем на ладони ребенка волну)
Твоя ладошка — как лужок,
А с неба падает снежок. (Постукиваем пальцами по ладони ребенка)
Твоя ладошка — как тетрадь.
В тетради можно рисовать. (Проводим пальцами по ладони ребенка)
Твоя ладошка — как окно,
Его помыть пора давно. (Растираем своей ладонью ладонь ребенка)
Твоя ладошка — как дорожка,
А по дорожке ходит кошка. (Указательным и средним пальцами «ходим» по ладони ребёнка).
Для детей от 1,5 лет – речевая подвижная игра
Еще один отличный способ развития речи – сочетание стихотворения с подвижными играми.
«Петрушка»**
Произносим стишок и параллельно выполняем различные движения:
Стоит в лесу избушка (Поднимаем руки над головой, изображая крышу дома)
А в ней живет Петрушка (Делаем движение, имитирующее игру на дудочке)
К нему идут зверушки (Ходим на месте)
Попрыгать, поиграть (Прыгаем на месте)
Олени, носороги, (Скрещиваем рук над головой)
Медведи из берлоги (Переступаем с ноги на ногу)
Приходят друг за дружкой (Ходим на месте)
Попрыгать, поиграть. (Прыгаем на месте)
Косули и еноты, ежи и бегемоты (Выполняем «пружинку», держа руки на поясе)
Идут после охоты (Ходим)
Попрыгать, поиграть. (Прыгаем)
Малиновка, овсянка, живая обезьянка, (Покачиваем туловище вправо и влево)
У всех одно и то же -
Попрыгать, поиграть. (Прыгаем)
Стоит в лесу избушка, (Поднимаем руки над головой, изображая крышу дома)
А в ней живет Петрушка. (Выполняем движение, имитирующее игру на дудочке)
К нему идут зверушки (Ходим на месте)
Попрыгать, поиграть. (Прыгаем)

Такие простые игровые упражнения помогают улучшить речь малыша. Кроме того, ритмичные стихотворения позволяют ребенку не торопиться во время их чтения, поэтому он делает паузы и более четко произносит слова.

Как весело!
* «Пальчиковые игры для детей и родителей» Е.Ульева; Е.Железнова
** Авторы составители: Баева О.Н. Пузырева Д.Н.