Владимир Финогеев: Ошибка сабинянки

«Был давеча в Париже, — сказал Слава, намазывая на тост масло. — Кстати, хлеб очень неплохой, ты не...
Владимир Финогеев
|
19 Июля 2018
Фото: LEGION-MEDIA

«Был давеча в Париже, — сказал Слава, намазывая на тост масло. — Кстати, хлеб очень неплохой, ты не находишь? — отвлекся он, проследив за моим взглядом. Приподнял брови: — Может, отведаешь?» — «Хватит с меня и кофе, — отвечал я, — не пришло еще время моего завтрака». — «После первой чашки не закусываешь?» — «Именно. Что Па­риж­?» — «А что ему сделается? Париж на месте. — Слава положил на тост кусок козьего сыра. — В Париже я обычно живу в оте­ле Regina, напротив Лувра. У меня был план ежедневно наведываться в Лувр и проследить, как ты заповедал мне, хирологическую линию в произведениях искусства. Ты понимаешь, о чем я — выражали ли художники характер своих персонажей не только средствами искусства, но и формой, размерами ладони, пальцев и их соотношением?» Слава отхватил значительный кусок тоста, речь его стала неразборчивой, я пропустил пару, возможно, умных мыслей. Справившись наконец с гастрономическим вызовом, он, огладив бороду, продолжил: «В Лувре я натолкнулся на картину Жака Луи Давида «Сабинянки». Она висит в крыле «Денон», в зале 75. Почему я так тебе точно с цифрами говорю, потому что ты знаешь мою тему — нумерологию. Я утверждал и утверждаю, что все события мира согласованы не только смыслом, формой, ритмом, но и количественно. Особой, хитрой математикой, которая рядом приемов намекает на матричный подход. Но речь пока о картине. «Сабинянки» — огромное полотно, три с лишним метра на пять. В центре изображена фигура девушки в светлой тунике. Она стоит на широко расставленных ногах, раскинув руки в стороны, напоминая крест. Кисть правой руки повернута таким образом, что я понимаю это как останавливающий жест, который обращен к тем, кто справа от нее. Левая рука простерта к красивому юноше, на голове его — шлем, не с оперением, а как это называется? Конские волосы в виде... как эти носят? Забыл, как их? — Слава усиленно тер лоб. — Эти, — он пощелкал пальцами, — вспомнил, прическа эта называется «ирокез», вот у него шлем с шикарным бордовым ирокезом». — «По-моему, это называется «султан», или точнее — «гребень». Султан — это копна, а ирокез все-таки ближе к гребню». — «Точно — гребень! — поднял Слава указательный палец. — Так вот, на юноше нет ничего, кроме шлема и щита. На этом щите посредине выбита волчица, питающая сосцами двух ребятишек, и я понял, что это символ Рима. Значит, это римлянин. Девушка окружена сиянием, что призвано подчеркнуть ее благородный порыв и самую высокую цель. 

Девушка смотрит на этого молодого человека с ирокезом на шлеме, а кисть ее левой руки открыта, и этот вид ладони с вытянутыми пальцами, хотя пальцы вытянуты не энергично, а пассивно, энергия жеста сосредоточена в основании ладони, и такой вид кисти я ощущаю как урезонивающий. Мол, опомнись, успокойся, подумай, вникни и не бросай копье. Потому что юноша уже отвел далеко назад копье и готовится бросить. А историю ты знаешь. Ромул и Рем основали Рим. Ромул убил Рема из-за какого-то пустяка, уже не помню». — «Ка­жется, — вставил я, — они не могли решить, где основать город, Ромул хотел на холме, а Рем — у холма». — «Я и говорю, из-за пустяка: город теперь разросся, занял и холм, и то, что у холма. Не о чем спорить. Но парни были горячие. Дети бога Марса. А тот шутить не любил. Короче, основал Ромул Рим, через время стало ясно, что маловато женщин. Парней в избытке, а девушек не хватает. Ромул организовал праздник и пригласил на него гостей из племен, которые проживали вокруг Рима. Пришли сабиняне. С женами, сестрами, дочерьми. В разгар тусовки римляне вдруг накидываются на гостей и похищают всех незамужних женщин. А мужиков с женами выталкивают за ворота. Те сильно огорчились, затаили обиду, три года собирались с силами и напали на Рим, чтобы отомстить за позор и вернуть женщин». — «Слушай, а почему римляне не могли просто попросить у сабинян немного девушек?» — «Что ты имеешь в виду?» — «Я неверно выразился. Почему бы им было не договориться по-хорошему, обычным способом, то есть взять и жениться на свободных сабинянках?» — «Так они с этого и начали». — «И что?» — «Сабиняне отказали». — «Почему?» — «Не по достоинству. В Рим, с их точки зрения, стекался всякий сброд, без роду-племени. Отдать дочерей за них было позором. И они вызвали римлян на битву. Те приняли вызов, грянул бой. А за три года похищенные стали женами, родили детей, полюбили мужей. Теперь представь, каково им: с одной стороны — мужья, с другой — отцы и братья! Сабинянки схватили детей, бросились на поле брани, встали между бойцами. Как раз в центре картины изображена жена Ромула Герсилия. Правой рукой она пы тается удержать отца, который обнажил меч, а взором и рукой урезонить мужа, замахнувшегося копьем. Ее левая кисть расправлена, пальцы вытянуты, правда, линий не разобрать. В этом случае можно ли что-то заключить о том, согласовал ли художник хирологию руки с характером героини и задачей, которую он поставил?» — «Да, кое-что можно сказать. Мы воспользуемся формой руки и соотношением пальцев. У Герсилии длинная прямоугольная ладонь и длинные пальцы, такую конфигурацию традиция отнесла к типу «воды». — «Воды?» — «Да. Существует четыре базовых типа. По основным стихиям при­роды: земля, вода, воздух, огонь. Типы разносятся по длине пальцев, размерам и форме ладони. У «земли» ладонь квадратная — пальцы короткие. В обычном случае — линий мало. У «воздуха» ладонь квадратная, пальцы длинные. У «огня» длинная ладонь, пальцы короткие. Длинная ладонь и длинные пальцы выражают собой «воду». Как правило, на руке типа «воды» много линий. Разнесение по стихиям позволяет легче понимать толкования. Земля — основательная, тяжелая, инертная, на вид простая, но плодородная и убедительная, питающая медленно. Отсюда и характеры — основательные, надежные, верные, работящие, простые, твердые, с задержкой реакции, самобытные, правдивые­, физически сильные. Воз­дух — подвижный, легкий, носимый, вездесущий, питающий быстро. Люди — подвижные, умственные, сложные, ­быстро схватывающие, творческие, изобретательные, управляющие, манипулирующие, но часто вероломные, лживые и так далее. Огонь — переменчивый, разнообразный, греет, но и жжет, но и светит, — отсюда страстность, фанатизм, стремление к новизне, порывистость, увлечение разнообразием, нетерпимость и прочее. Вода принимает любые формы, течет, отображает, реагирует на малейшие влияния, чиста, прозрачна, но и мутна, и по капле, и потоком, и мощной волной. Эти базовые характеристики, — я не все ­назвал, чтобы не утомлять тебя без нужны, — эти первоосновы уточняются другими данными. Посмотрим на Гер­силию: рука грациозная, нежная, кожа — белая, что характерно для типа «воды», рука «воды» восприимчива к внешнему влиянию, эмоциональна, ­отзывчива, внимательна к людям. Действия таких людей продиктованы чувствами, и они склонны к самопожертвованию. Отсюда поступок Герсилии, если идти от руки, — это не тщательно обдуманный шаг, а порыв, идущий от сердца, от избытка чувств и идеализированных представлений о долге женщины в общественной и семейной жизни, который составляют для руки «воды» примирение, любовь, милосердие. Пальцы гладкие, идут на конус, для конических пальцев характерна быстрая концентрация, мгновенная ориентация в обстановке, стремительные интуитивные выводы. Главное тут же схвачено и облечено в доходчивую словесную форму. А люди с узелками на пальцах долго раскачиваются, не могут себя заставить углубиться в проблему, но когда они наконец преодолеют внутреннюю инертность — въедут в тему до самого основания, и вычерпают ее до атома, и могут находиться в работе часами, сутками. Тогда как обладатели гладких конических пальцев быстро утомляются и нуждаются в перемене занятия. Итак, исходя из руки: примиряющий, жертвенный поступок Герсилии — это эмоция, порыв, выплеск. Что мы видим далее? Ее туника, распахнувшаяся в интересном для мужского глаза месте, еще как-то может попасть в лад с рукой. Но ее голова совершенно не сообразуется с хирологией. Посмотри: идеально сохраненная прическа, ни выбившегося волоска, ни ниспадающей пряди, ровно лежащая лента. А лицо?! Бесстрастное и отрешенное, никакого действия чувств, лишь холодный нематериальный образец печальной гармонии. Это может обозначать твердое претворение в жизнь заранее обдуманного шага, что абсолютно не согласуется с данными руки. Лицо вступает в конфликт с рукой. Экзамен по хирологии провален». — «Я думаю, Жак Луи Давид просто ничего не знал о руках, а интуиция промолчала. Но меня беспокоит другое: найти мужа в пылу схватки и не повредить прическу?! Такое ощущение: она не туда зашла». — «В смысле?» — «Не к тому художнику».

Таро-гороскоп на неделю 8 — 14 декабря для всех знаков зодиака
Карты Таро предсказывают, что вторая неделя декабря подарит вдохновение, приятные неожиданности или романтические знаки внимания. Будьте открыты новым чувствам и творческим порывам! 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая