Владимир Финогеев: Неприемлемый Толстой

«Представь виолончель». — «Легко». — «Ну вот. Ее держит в руках, ну кто?» — «Ростро­пович». — «Вот!...
Владимир Финогеев
|
04 Апреля 2019
Фото: РИА НОВОСТИ

«Представь виолончель». — «Легко». — «Ну вот. Ее держит в руках, ну кто?» — «Ростро­пович». — «Вот! Это прекрасно! Он берет в руки смычок, прикасает­ся к струнам, и вдруг вместо терпкого, проникновенного, вселенского по глубине тона ты слышишь урчание воды в трубах или гудок удаляющегося поезда». — «Ну, тогда это не Ростропович!» — «Или не виолончель. Хотя ты ее ясно видишь. Ты можешь ее погладить, взять в руки, проверить, на месте ли струны. И ты спросишь себя: что происходит?» — «Да, что?» — спросил я. «А вот погоди. Я тебе приготовил портрет Толстого в исполнении художника Гэ». — «Прошу прощения, — сказал я, — не Гэ, а Ге. Художник настаивал, чтобы произносили именно Ге, а не Гэ, ну ты понимаешь…» — «Ну да, да, — спохватился Слава, — я в курсе, конечно: Ге. Этот портрет Ге создал в 1884 году. Он вывел Толстого в необычном ракурсе. До этого все, кто писал Льва Николаевича, а в основном это был Репин, так сказать «законодатель» того, как надо изображать писателя, — представляли его состоявшимся гением, уже готовым творцом, которому нечего доказывать, мудрейшим из мудрейших, учителем и наставником, который смотрит в глаза зрителя, проницая его душу и меняя все его существо. Но Ге поступил иначе. Толстой изображен человеком, полностью погруженным в работу. Веки, форма губ, вертикальная складка на могучем челе — все говорит о сосредоточенном размышлении. Надо отметить, Толстой не позировал, он действительно работал над статьей «В чем моя вера?». Тяжелая во всех смыслах тема — от социального до духовного пласта. За религиозные переосмысления Толстой поплатился позже отлучением от церкви. Третьяков заказал портреты Толстого Крамскому, Репину и Ге. У Крамского и Репина он приобрел работы. А картину Ге не выкупил. Уж как-то его работа выламывалась из общепринятого, как сейчас говорят, формата. Толстому пришлось убеждать Третьякова. Толстой и Ге дружили. Ге часто гостил в Ясной Поляне, учил дочь Толстого Татьяну живописи, а маленький Ваня Толстой помогал ему осваивать английский. «Ге — это Монблан среди художников, — сказал Толстой Третьякову, и тот заплатил за картину. Но он так до конца и не принял «такого» Толстого. Потому что, — Слава остановился, — потому что у каждого из нас свой образ Толстого. — Слава начертил в воздухе фигуру, призванную отразить образ писателя. — Но, — Слава много­значительно поскреб бороду, — я тебе доложу такую штуку. Школа, институт, радио и ТВ по кусочку лепили скульптуру Толстого в моем внутреннем мире. Я «жил» с Толстым с детства, привык к нему, разговаривал с ним. Пока однажды не услышал настоящий, подлинный голос Толстого». — «Это как?» — «Есть запись. Я прослушал и не поверил ушам. Кто это? — в замешательстве спрашивал я сам себя. И вдруг понял, что это совершенно не тот человек, с которым я рос, дружил, общался все это время. А абсолютно другой, незнакомый, неизвестный мне. Голос, который я слышал, чудовищно не подходил Толстому. Граф, писатель, мыслитель и философ — все исчезло в этом голосе, возник какой-то деревенский мужичок, человек без высшего образования». — «У Толстого действительно не было высшего образования. Он не доучился». — «Я все знаю. Высшего образования формально не было, — поднял вверх свой монументальный палец Слава. — Он поступил в Императорский Казанский университет, но не доучился, это да, так и было. Потом в Петербурге занимался юриспруденцией и попытался сдать на кандидата права, но опять резко повернул в сторону и исчез с небосклона систематической науки. И тем не менее, — убежденно сказал Слава, — Толстой один из самых образованных людей своего времени. Он сам себе учитель, автодидакт, самоучка. Лев Николаевич составил программу самообучения: математика, биология, словесность, философия. И настойчиво овладевал знаниями». — «Не так уж и настойчиво. Если ты помнишь, занятия то и дело прерывались игрой в карты, кутежами, женщинами». — «Давай не будем мерить Толстого собой», — бросил Слава. «Поясни», — остановился я. «Толстой прерывался, отвлекался от учения, но он за час изу­чал столько, сколько мы с тобой не усвоим за месяц. Если ты достаточно пожил, должен знать — есть особые люди, они иначе устроены». — «Думаешь?» — «А чего думать? Сказано, «по плодам их узнаете их». — «Ну хорошо, принимаю. Но к чему ты ведешь?» — «К тому, что как бы мы ни знали людей, мы их в действительности не знаем». — «С этим трудно спорить. Я, например, недавно выяснил, что Толстой хорошо играл на рояле, часами музицировал, сочинял музыку, написал вальс». — «Все это для меня не новость. Кроме голоса. Я не мог отд елаться от одного чувства, которое мне трудно сформулировать. Впрочем, взгляни на руку Толстого, может, что-то прояснится?» — «Доступны все пальцы, кроме большого. И есть одна весьма информативная деталь. Ноготь указательного пальца. Он довольно широкий и немного расширяется кверху». — «И что это значит?» — «Это неплохо. Широкие ногти означают энергию, научный склад ума, критичность, честолюбие, любовь к физическому труду». — «Тут все сходится». — «Пока да». — «Что значит, пока?» — «Ге изобразил ноготь Толстого плоским, даже несколько вогнутым внутрь. А это дает два не совсем хороших следствия. Во-первых, у этого человека может быть нарушен обмен веществ. Это в свою очередь бывает вызвано рядом причин: наследственными нарушениями, отравлением токсичными веществами, стрессом, слишком большими энергозатратами, так что возникает дисбаланс, а еще недоеданием или неправильным питанием, наконец приемом гормональных препаратов». — «Ну, последнее вряд ли. Тогда таких препаратов и не было. Но, возможно, вегетарианство не шло Толстому на пользу?» Мы оба пожали плечами. Слава продолжил: «Работал Лев Николаевич много, но мне думается, он восстанавливался за счет физического труда, любил его. Или кто-то подмешивал мышьяк?» — «Маловероятно. Скорее, тут второе значение плоского ногтя на указательном пальце». Слава приподнял брови в ожидании. «Он — просто зануда». — «Зануда? Ба! — Слава шумно выдохнул: — Слушай, а ведь именно это ощущение возникло у меня, когда я слушал голос Толстого. Точно! Но я это не принял, отверг. Рассудил, что это обеднение голоса несовершенной записью». — «А ты что думаешь?» — «Либо Ге ошибся и нарисовал ноготь, как вздумалось. Либо в Толстом есть то, что мы не хотим принимать».

Как очистить память телефона без удаления фото и приложений — справится любой
Как бы ни увеличивали производители емкость памяти смартфонов, но зачастую ее все равно не хватает. Желательно иметь минимум 256 ГБ, но даже этого может быть недостаточно, особенно при большом количестве приложений и медиафайлов. А что делать владельцам устройств с всего 32 ГБ?




Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица