Сотни тысяч отреставрированных кадров. Две команды профессионалов: в России и Америке. Торжество высоких технологий и дедуктивного метода. Более тысячи оттенков серого, которым предстояло превратиться во все цвета радуги. Первый канал и компания «Формула цвета», создатели цветных версий «В бой идут одни старики» и «Волга-Волга», сделали зрителям новый подарок – легендарную комедию «Веселые ребята» в цвете.
Почему именно «Веселые ребята»? Во-первых, это первая советская музыкальная комедия, во-вторых, именно он открыл для зрителей великую актрису Любовь Орлову – роль домработницы Анюты в одночасье сделала актрису звездой, третья причина – незабываемая музыка Исаака Дунаевского и джаз Леонида Утесова.
«Веселые ребята» – голливудская, по сути своей, история превращения Золушки-домработницы в принцессу-звезду эстрады была результатом знакомства Григория Александрова с технологиями западного кинематографа, то есть стала своего рода техническим прорывом в советской киноиндустрии.
Как раз накануне съемок фильма, во время совместного путешествия по Америке с Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ Александров познакомился с голливудским способом съемки музыкальных фильмов, где сначала писалась фонограмма, затем, под фонограмму, снималось действие.
Влияние американского мюзикла не ускользнуло от глаз советских кинокритиков. Известная документалистка Эсфирь Шуб на обсуждении сценария «Веселых ребят» в Московском доме ученых в апреле 1933 года заявила: «Замените имена на английские, и это будет настоящая американская комедия. Фильм к нам не имеет никакого отношения. Это не более чем демонстрация приемов, поданная в очень интересной и развлекательной манере. Но это не о нас. Это пришло из Америки».
Но это было только начало: законченный Александровым фильм вызвал настоящий скандал. Дунаевского обвинили в плагиате: композитор якобы украл музыку «Марша веселых ребят» иp фильма «Вива Вилья!» и у американца Джека Коуэя. Народный комиссар просвещения Бубнов запретил фильм, сказав при этом, что картину выпустят «только через мой труп».
Фильм фактически спасли Максим Горький и руководитель Государственного управления кинематографии Шумяцкий, организовавшие специальный просмотр для Политбюро и Сталина. К счастью, Сталину фильм понравился. По словам очевидцев, после просмотра вождь сказал: «Это очень счастливый фильм. У меня такое чувство, что я месяц побывал в отпуске. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам».
Картина дебютировала 25 декабря 1934 года и стала одним из самых популярных советских фильмов всех времен. На Втором Международном Венецианском кинофестивале в 1934 году «Веселые ребята» были удостоены награды за режиссуру и музыку композитора Исаака Дунаевского.
Однако этот замечательный фильм, по праву считающийся классикой советской комедии, ожидала печальная судьба: с одной стороны, плачевное состояние киноленты делало невозможным показ по телевидению, а с другой же – нужно было признать, что многие зрители, особенно молодежь не готовы смотреть черно-белое кино, не зависимо от его художественных достоинств и исторической ценности.
Современные технические возможности: колоризация и полная цифровая реставрация фильма – не только вернули картину преданным поклонникам, но и вдохнули в нее новую жизнь. Не будет преувеличением сказать, что об этом кропотливом и ювелирном процессе можно снять отдельный фильм: производственный кинороман с элементами детектива.
Хотя фильмы реставрировались и ранее, 30-40 лет назад, появление и развитие цифровых технологий позволило добиться невероятных результатов: новая цветная версия «Веселых ребят» выглядит так, как будто фильм был снят сегодня.
Помимо колоризации и реставрации изображения были проведены работы и по восстановлению звука. Игорь Лопатенок, режиссер колоризации «Веселые ребята» уверен, что Григорий Александров был бы доволен результатом и тем, что его творения дошли до новых поколений в привычной для них форме.
За основу были взяты оригинальные негативы фильма, которые бережно хранятся в Государственном фильмофонде России в городе Белые Столбы. Сначала негатив подвергался механико-химической реставрации, так называемому «замачиванию», чтобы распрямить скрученные фрагменты пленки и подготовить ее к сканированию.
Затем пленку сканировали, и в результате получалось монохромное изображение более чем с тысячей оттенков серого. Однако с первого раза достичь необходимого результата не получилось: «Фильм был настолько сильно поврежден, что процедуру сканирования пришлось повторять дважды, пока мы смогли добиться соответствующего качества», – говорит Игорь Лопатенок.
Дальше фильм – терабайты данных – отправился в Лос-Анджелес, где американские партнеры «Формулы цвета» – Grading Dimension Pictures Inc. – должны были заняться цифровой реставрацией: выровнять уровень яркости всех сцен фильма, стабилизировать изображение, а затем устранить дефекты – убрать царапины, полосы, пыль. Последний – самый сложный и трудоемкий процесс – проходил в два этапа: сначала в специальной программе шла автоматическая обработка изображения, а затем вручную устранялись оставшиеся дефекты, которые не в состоянии пока распознать и устранить техника.
Параллельно с реставрацией шла и работа с цветом.
В отличие от предыдущих работ, в «Веселых ребятах» можно было не опасаться «голливудской» картинки: в конце концов, это только подчеркнуло бы тот факт, что приемы и методы съемки были почерпнуты режиссером и оператором во время их пребывания в Лос-Анджелесе.
Однако перед тем как приступить к цветоустановке, нужно было решить еще одну непростую задачу – восстановить «цвет эпохи», ведь колоризация должна была получиться максимально натуральной.
Представьте себе детектива, вновь открывшего дело через 70 лет и пытающегося восстановить все его мельчайшие детали: информация собиралась по крупицам, в том числе и он-лайн, на форумах коллекционеров; важно было все: свидетельства очевидцев, другие фильмы, гравюры, фотографии.
Большим подспорьем, например, стал фильм «Воспоминания о коровьем марше» с Михаилом Евдокимовым, в котором были показаны в цвете основные места съемок в Гаграх – горы, пляж, даже дерево, на котором поет Утесов. Еще одна удача – практически не изменился особняк в Гаграх, где «беснуются» подопечные Кости.
А вот московские «локации» вызвали намного больше проблем и сложностей: архитектурный облик Москвы изменился местами до неузнаваемости.
Если цвет крыши гостиницы «Метрополь» в Москве удалось установить, благодаря одной цветной гравюре того времени, то театр Московского варьете в зимнем саду «Аквариум» не сохранился даже в фотографиях. Запечатлевшие здание кадры фильма являются теперь уникальным документом эпохи, однако цветоустановку пришлось делать по опубликованным описаниям очевидцев.
После окончания всей этой детективной работы голливудские художники Майкл Соутхард и Джейн Хик под руководством режиссера колоризации Игоря Лопатенка провели цветоустановку, в процессе которой было разработано более трехсот концептуальных дизайнов цвета практически для всех сцен фильма. Например, цветовая концепция фрака Кости менялась целых три раза!
И хотя создатели новой версии уверены, что будущее – за новыми технологиями (в планах есть даже перевод некоторых советских фильмов в 3D), для ценителей «ретро» – аутентичной версии фильма – приготовлен отдельный подарок: отреставрированная и восстановленная черно-белая копия, которая будет доступна на DVD.
После выхода в свет обновленной версии «Веселых ребят» Первый канал и «Формула цвета» продолжат свою благородную миссию: реставрацию и колоризацию, а затем и показ отечественной классики. Сейчас вносятся последние правки в фильм «Подкидыш», параллельно идет работа еще над несколькими картинами, названия которых пока держатся в секрете.