«7Д» расспросил создателей фильма и близких режиссера, чтобы разобраться, кто из известных личностей скрывается за персонажами фильма о кинематографистах 60-х годов.
Режиссер сериала (он же автор идеи, продюсер и один из сценаристов) Валерий Тодоровский утверждает, что все персонажи «Оттепели» — условные. Мол, он вместе со сценаристами Аленой Званцовой и Дмитрием Константиновым создал некий обобщенный портрет героев того времени. И все же многие сюжетные линии и события узнаваемы — они происходили в реальности.
Сценарист Дмитрий Константинов говорит: «Мелодраматический стержень нашего сюжета — история Егора Мячина и Марьяны, которая взята из жизни. Это реальная история любви актеров Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой». Напомним, что Николай Рыбников был безумно влюблен в Ларионову, но та сперва не отвечала ему взаимностью. Она с головой бросилась в роман с актером Иваном Переверзевым, который был старше ее на семнадцать лет. Переверзев и Ларионова жили гражданским браком, и Алла забеременела. В фильме «Полесская легенда» она снималась уже на седьмом месяце. Съемки проходили в Минске. Алла играла главную женскую роль, а Иван — главную мужскую, между ними, казалось, царила полная идиллия. Но тут Переверзев на пару дней уехал в Москву по делам. А когда вернулся, Алла случайно увидела его паспорт и обомлела: там стоял штамп о браке.
Оказалось, что Переверзев в эти несколько дней отсутствия женился на актрисе Надежде Чередниченко. Обнаружив предательство, Алла Ларионова позвонила своему брату в Москву и попросила немедленно разыскать Колю Рыбникова: «Скажи Коле, я согласна выйти за него замуж». Николай прилетел в Минск на следующий день, и они сразу расписались. А через два месяца у Аллы Ларионовой родилась девочка. «Ребенок — мой», — сразу сказал Николай и дал малышке свою фамилию. В результате семейный союз Рыбникова и Ларионовой оказался на редкость счастливым. Что же касается Переверзева, Чередниченко очень скоро его бросила и ушла… к Петру Ефимовичу Тодоровскому. Родила ему дочь, а через четыре года внезапно вернулась к Переверзеву. Петр Ефимович через некоторое время женился на Мире, с которой потом счастливо прожил более 50 лет.
Так что история Рыбникова и Ларионовой некоторым образом вплетена в семейную историю Тодоровских. Именно история их семьи, по мнению Миры Григорьевны Тодоровской, и послужила источником сюжетов, деталей и характеров сериала «Оттепель». «Все, что Валера взял из реальной жизни, так или иначе связано с его отцом. Остальное в сериале — придумано».
Кстати, насчет дебютанта Егора Мячина. Мира Григорьевна Тодоровская увидела в этом персонаже черты молодого Бондарчука: «Я даже не могу объяснить, чем он похож. Но что-то такое узнаваемое в манерах». Впрочем, сценаристы с этим не согласны. «Дипломная короткометражка Мячина снята в стиле Тарковского, — говорит Алена Званцова.
— Но Валера Тодоровский все больше проводил нам параллель с Рязановым. Ведь в самом начале своей карьеры Эльдар Александрович поставил себе задачу снять в стиле итальянского неореализма ординарную комедию. И получилась «Карнавальная ночь». Рязанов вытащил на экран живых людей — и то же самое делает у нас Егор Мячин. Кстати, молодому Рязанову благоволил директор «Мосфильма» Пырьев, как Егору благоволит герой Владимира Гостюхина». При этом в герое Гостюхина, по утверждению Миры Григорьевны Тодоровской, слились черты не только Ивана Пырьева, но и первого зампредседателя Госкомитета СССР по кинематографии Бориса Павленка и заместителя председателя Комитета по кинематографии при Совмине Николая Сизова.
Что касается внешнего облика Марьяны, то Мира Григорьевна полагает, что он списан с нее: «Я была примерно такая, как Аня Чиповская, — тоненькая. Помню, носила красную юбку с поясом — льняную, вышитую, а из-под нее выступала еще белая кружевная юбка. Я была красивой девочкой. Только-только окончила институт, работала на студии. Там Тодоровский меня приметил и тут же взял замуж. Посмотрев «Оттепель», я задала Валере вопрос: «Ты же был маленький, как ты все это помнишь?» Он говорит: «Мама, ранние воспоминания откладываются в подсознании. И когда я писал сценарий, все эти подробности стали одна за другой выползать из каких-то дальних закоулков памяти».
Детали и сюжеты, связанные с Петром Тодоровским, в сериале разбросаны по разным персонажам. Например, эпизодический герой — некий Петя из Одессы — играет на гитаре очень узнаваемую музыку Тодоровского-старшего.
Сценарист «Оттепели» Дмитрий Константинов рассказывает: «Приезд Пети из Одессы с кровяной колбасой основан на реальной истории. Петр Ефимович, живший в Одессе, как только у него выдавались два выходных, набивал полную машину украинским салом, колбасой, самогоном и гнал до Москвы. В столице заваливался к друзьям, пил, гулял, спал, а с утра вставал и ехал назад». «В «Оттепели» я увидела все то, чем наша семья жила в 60-х годах, — продолжает Мира Григорьевна Тодоровская. — Правда, мы жили гораздо беднее, но Валера этого просто не помнит. Зато атмосферу, которая у нас тогда царила, он передал верно. Наш дом в те годы был настоящим проходным двором! Мы жили прямо напротив Одесской киностудии, по соседству со студийным общежитием — оно называлось Куряж.
Так вот, по вечерам обитатели Куряжа приходили к нам на посиделки. Не говоря уж о том, что у нас дома обязательно оказывались все знакомые, кто приезжал в Одессу из других городов. Помню, как мой муж на пару с Булатом Окуджавой играл на гитаре, а еще они вместе писали сценарий, по которому Петр Ефимович потом снял фильм «Верность». Бывали у нас и Марина Влади с Володей Высоцким. Помню, однажды Высоцкий пел так громко, что соседи вызвали участкового. Тот пришел и говорит: «Можно я тоже присяду послушаю?» Так и не стал нас разгонять. Валере в это время было лет восемь, и мы с нашими гостями не давали ему спать. Все, конечно, пили. И курили. А маленький Валера все это вынужден был терпеть, хотя он, помню, злился. Отсюда и в «Оттепели» у него все герои с сигаретами и коньяком».
Он мог просто посмотреть на женщину, и та готова была на все
Некоторые черты Петра Тодоровского угадываются и в главном герое «Оттепели» — операторе Викторе Хрусталеве. «Помните эпизод с движущимся поездом, который Хрусталев вызвался снимать снизу? — говорит режиссер Валерий Тодоровский. — Это случилось с моим отцом еще в те времена, когда он работал кинооператором». В сериале герой Цыганова берет за эту работу ящик коньяка. В действительности же Петр Ефимович попросил только бутылку водки. «Он был очень скромным человеком, — говорит Мира Тодоровская. — И, бывало, целый день просиживал с каким-нибудь сценарием в приемной у начальства. Петра Ефимовича не принимали, а он все сидел и сидел. И ведь он не был какой-нибудь малозначительной фигурой. Но
стеснялся пользоваться своими военными заслугами (только орденов у Петра Ефимовича было три) и козырять фестивальными наградами.Валера-то характером пошел в меня, он и внешне на меня похож. И, слава богу, он более пробивной, чем отец. Из-за того, что Петр Ефимович был таким скромным, даже закомплексованным, мне в конце концов пришлось стать продюсером. Я уговаривала его снимать фильмы. Например, знаменитую «Интердевочку». Ведь сам Петр Ефимович только ходил и говорил: «Как я буду это снимать? Ну что я знаю про проституток?»
Даже «Москвич», на котором ездит по Москве Виктор Хрусталев, оказывается, тоже деталь из детства Тодоровского-младшего. «У нас был точно такой же! — продолжает Мира Григорьевна. — И именно на нем Петр Ефимович из Одессы гонял в Москву. Однажды мы с ним поехали туда на фестиваль — Валеру забросили в Херсон, к маме Петра Ефимовича.
А из Москвы махнули в Прибалтику. И там ночевали в этом «Москвиче» на пляже! У нас даже не было денег на гостиницу. Так и жили, и Валера все это помнит и знает. Другое дело, что, сочиняя сценарий, он старался избегать слишком уж буквальных совпадений, стремясь воспроизвести не историю собственной семьи, а собирательный образ кинематографистов того времени».
Так, в линии Виктора Хрусталева переплелись судьбы нескольких легендарных операторов 60—70-х годов. Кроме Петра Тодоровского — еще Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева. А главным образом — Георгия Рерберга. «Женя Цыганов в некоторой степени играет именно Рерберга, — говорит сценарист Дмитрий Константинов. — Многие зрители недоумевают, как так может быть?
Мужчина все время молчит, просто смотрит на женщину, а та уже готова на что угодно! Но это реальная история. Рербергу достаточно было посмотреть на женщину, и она уже мечтала ему отдаться. Этот человек обладал уникальным магнетизмом». «Что касается Лебешева, то от его характера нашему Хрусталеву достался только кулинарный талант, — продолжает Константинов. — Ведь Павел Тимофеевич готовил поразительные шедевры. Такие, как «знаменитые хрусталевские щи» в сериале».
Что касается жены главного героя — Инги Хрусталевой (Виктория Исакова), в ней угадываются черты жены Рерберга — актрисы Валентины Титовой. Как-то в интервью она рассказывала: «Гога просто пришел однажды — и остался. Но это еще ничего не значило. Он сразу мне сказал: «У меня все просто — два месяца, и конец романа».
Однако Рерберг и Титова прожили вместе до самой его смерти в 1999 году. И с Валентиной Титовой семью Тодоровских многое связывало. Ведь до Рерберга она была замужем за Владимиром Басовым, дружившим с Петром Ефимовичем. А сама Титова, в свою очередь, очень дружила с Мирой Григорьевной.
Деревянко играл Михаила Ульянова
О своем герое Геннадии Буднике исполнитель этой роли Павел Деревянко говорит так: «В нем угадываются черты Михаила Ульянова. Но все же образ собирательный, у него много прототипов». А сценаристка Алена Званцова добавляет: «Помните, в фильме есть такая сцена, когда Будник мучает дебютанта Егора, требуя поставить четкие актерские задачи? Это в кино распространенное явление.
Думаю, у любого начинающего режиссера были такие ситуации, когда артисты с большой академической школой изводили его вопросами, заставляя чувствовать себя полным идиотом».
Иван Пырьев: режиссер, обласканный властью
В режиссере Федоре Кривицком, которого сыграл Михаил Ефремов, угадываются черты знаменитого Ивана Пырьева. Кривицкий так же, как и Пырьев, воевал, правда, участвовал в Великой Отечественной войне, тогда как Иван Александрович в 1915 году ушел на фронт Первой мировой. Кроме того, Кривицкий обласкан властью — в фильме герои регулярно упоминают, что он — лауреат Сталинской премии. Иван Пырьев получал эту премию от вождя аж шесть раз! Ну и третье, что роднит героя Ефремова с Пырьевым, — жанр его фильмов.
Ведь Иван Александрович прославился как мастер комедии, на его счету такие хиты, как «Трактористы», «Свинарка и пастух». И в «Оттепели» герою Ефремова доверяют снять комедию «Девушка и бригадир» на том основании, что режиссер Кривицкий знает в этом толк, как никто другой.
Шпаликов понял, что здесь не нужен
А вот кто из персонажей сериала вызывает меньше всего сомнений относительно прототипа, так это сценарист Костя Паршин. В нем легко опознается Геннадий Шпаликов. Хотя самоубийство Шпаликова случилось в 1974 году, а не в 1961-м, как в фильме. «Костя Паршин списан с Геннадия Федоровича, это очевидно, — признается сценарист Дмитрий Константинов.
— Но все-таки не равен ему. Хотя бы потому, что жил немного в другое время. Но одержимость искусством, поэтический дар, невероятно талантливые сценарии, которые у Шпаликова не принимали, — все это в Косте узнаваемо. Геннадий Федорович опередил свое время, и потому ему очень тяжело было жить. Вот и наш герой, которого сыграл Федя Лавров, такой же. Понял, что здесь не нужен, и шагнул в окно».
На таких женщинах кино и держится
Колоритных и ярких героев в «Оттепели» много. Но, кажется, особенно полюбилась зрителю второй режиссер Регина Марковна, чье коронное выражение «Иди в ж...!» отсылает к знаменитой Фаине Раневской, которая, как известно, отправляла по тому же маршруту пионеров.
«На таких женщинах, как Регина Марковна, кино и держится! — считает Алена Званцова. — Это классический второй режиссер. Женщина-мама, способная обуздать непредсказуемых творцов».