[AD]

Кто «свернул шею» Мэрил Стрип: история создания и эволюция спецэффектов

Помните героинь Голди Хоун с огромной сквозной дырой вместо живота и Мэрил Стрип с перевернутой на 180 градусов головой в фильме «Смерть ей к лицу»?
Екатерина Светлова
|
22 Февраля 2015
Кадр из фильма «Смерть ей к лицу» Мастера спецэффектов «помогли» актерам Мерил Стрип, Брюсу Уиллису и Голди Хоун сыграть в фильме «Смерть ей к лицу» Фото: Splash News/All Over Press

Скандалы, действующими лицами которых становятся голливудские звезды, никому не в новинку. Они лишь прибавляют популярности их участникам, а заодно и их кинематографическим проектам, что готовятся к выпуску на экраны. К тому же они зачастую похожи на хорошо продуманное и срежиссированное театральное представление.

Но когда скандал разгорается вокруг мастеров спецэффектов — тут уж дело серьезное. Так было, когда режиссер Питер Джексон, взявшийся за экранизацию всемирно известного бестселлера Толкиена «Властелин колец» (2001—2003), коварно переманил команду мастеров по спецэффектам, работавших на «Звездных войнах» Джорджа Лукаса. Лукас был вне себя. Перепалку двух знаменитостей охотно подхватила пресса. Вот какое значение имеет качество спецэффектов для современного кино. А началось все случайно.

В 1896 году французский режиссер Жорж Мельес, совсем недавно купивший у братьев Люмьер их чудесное изобретение — киноаппарат, снимал на парижской улице обычные бытовые сценки. Вот дама прошла в необыкновенной шляпе, вот экипаж проехал... Вдруг пленка в аппарате неприятно зашуршала и остановилась. «Опять заклинило!» — с досадой подумал Мельес, быстро разобрал нехитрую конструкцию и, устранив неполадку, продолжил съемку. Придя в студию, он, как обычно, стал отсматривать результаты своего труда. Вот та самая дама, вот экипаж... Но что это?

Как по мановению волшебной палочки, экипаж превращается в катафалк! Режиссер вспомнил: пока он во время съемок перезаряжал пленку, экипаж отъехал, а на его место прикатил катафалк.

Джордж Лукас на съемках фильмам «Звездные войны» Джордж Лукас и герои из его «Звездных войн» Фото: Splash News/All Over Press

На экране же этот отрезок времени как будто выпал. Мельес понял, что сделал свое первое кино-изобретение. Впоследствии его назовут стоп-кадром. А Мельес обретет заслуженную славу первого в истории мастера спецэффектов в кино.

Шли годы. Чудеса, подвластные кинокамере, становились все более разнообразными и изощренными. Необходимым атрибутом любой киностудии стал цех комбинированных съемок (или отдел спецэффектов), где можно было устроить совершенно натуральное кораблекрушение в корыте с водой, стереть с лица земли огромный город размером 2х2 метра, организовать извержение вулкана при помощи коробка спичек, а также оживить динозавров (вылепленных из глины) и продемонстрировать нашествие целлулоидных инопланетян.

Кадр из фильма «Приключения Рокки и Буллвинкля» В фильме «Приключения Рокки и Буллвинкля» анимационные персонажи действовали на экране наравне с героями Роберта Де Ниро, Джейсона Александера и Рене Руссо Фото: Splash News/All Over Press

Разумеется, все эти сюжеты, разыгранные в миниатюре, экономили производителям значительные денежные средства (что немаловажно, так как кино становилось прибыльным видом бизнеса), качество фильмов, благодаря таланту мастеров спецэффектов, не страдало, и эта отрасль киноиндустрии бурно развивалась.

Дополнительным толчком к ее дальнейшему расцвету стал фильм «Кинг-Конг», снятый в 1933 году и побивший все кассовые рекорды того времени. Он обошелся создателям в довольно скромную для такой картины сумму — 500 тысяч долларов, благодаря тому, что ужасная, исполинских размеров горилла-людоед, приводившая в трепет весь Нью-Йорк, на самом деле представляла собой резиновое, на металлическом каркасе чучело, покрытое кроличьим мехом.

Надо заметить, мастер спецэффектов Уиллис О’Брайен, создавший Кинг-Конга, не дал серьезных оснований защитникам природы возмущаться количеством загубленных кроликов: обтянуть их шкурками требовалось куклу размером... всего лишь в 45 сантиметров.

Бурное развитие науки и технологий во второй половине ХХ века не могло не отразиться на кинематографе. Искушенных зрителей уже трудно было заманить в кинотеатры картонными монстрами и бурями в стакане воды. А повышение качества требовало и немалых затрат.

Кадр из фильма «Лара Крофт — расхитительница гробниц» Фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц» был поставлен по мотивам популярной видеоигры Фото: Splash News/All Over Press

Создание спецэффектов в знаменитом фильме 1967 года «2001: Космическая одиссея» «сожрало» шесть миллионов долларов из десятимиллионного бюджета картины — сумму по тем временам невообразимую. Деньги были потрачены не напрасно — сцены в космосе и на межпланетной станции выглядели настолько реально, что трудно было поверить: все они снимались в студии.

Но настоящий виртуоз своего дела, мастер видеоэффектов Дуглас Трамбалл, работавший с режиссером Стэнли Кубриком над этой лентой, с сожалением рассказывал: чтобы добиться максимальной убедительности изображаемого, пришлось отснять в 200 раз больше материала, чем вошло в фильм.

Более того, из-за несовершенства техники пришлось даже несколько изменить сценарий, отправив космическую экспедицию не к Сатурну, а к Юпитеру (команда Трамбалла, как ни билась, так и не смогла создать правдоподобную модель «окольцованной» планеты, а халтурить им не позволял профессионализм).

Съемки фильма «Титаник» В этом бассейне и на компьютерном мониторе разворачивались основные сюжетные перипетии «Титаника» Фото: Splash News/All Over Press

С развитием электронной техники сразу резко возросли возможности кинематографа. Правда, чтобы продемонстрировать эти возможности, режиссерам-новаторам подчас приходилось пробивать лбом стену непонимания и скептицизма. В середине семидесятых молодой, еще мало кому известный режиссер Джордж Лукас четыре года обивал пороги студий, предлагая свой сценарий научно-фантастического фильма.

Много раз продюсеры отвечали ему отказом, не читая сценария: «космические» съемки были для них синонимом трудоемких и дорогостоящих, а значит — убыточных. Наконец, студия «ХХ век Фокс» все-таки согласилась пустить Лукаса под свою крышу, но поставила условие: она не берет на себя подбор специалистов и организацию съемок сложнейших визуальных эффектов, заложенных в сценарии.

Амбициозного режиссера это нисколько не смутило. Он пригласил талантливого фотографа-экспериментатора Джона Дикстру, уже имевшего небольшой опыт работы в кино, тот набрал команду из восьми энтузиастов — «образцовых исполнителей, талантливых художников и компьютерных гениев», как охарактеризовал их сам Лукас.

Они оборудовали по последнему слову кинотехники старый склад в Южной Калифорнии, установили там новейшие компьютеры и начали трудиться. Работа шла днем и ночью. За восемь съемочных месяцев Лукас, Дикстра и их помощники разработали 360 (!) уникальных технических усовершенствований и компьютерных спецэффектов, которые, как выяснится позднее, положат начало кардинальному изменению кинопроизводства.

Их первое детище «Звездные войны» станет суперхитом проката на ближайшие двадцать лет. А команда мастеров визуальных эффектов переедет с южнокалифорнийского склада в более приспособленное для работы помещение, организует (не без финансовой поддержки благодарного Джорджа Лукаса) фирму «Industrial Light and Magic» («ILM») и — в период с 1980 по 1994 год — заработает 12 «Оскаров».

В послужном списке этой компании, основанной в 1975 году, более популярных 300 фильмов, среди которых: «Терминатор-2: Судный день», «Титаник», «Перл Харбор», «Трансформеры», «Гарри Поттер» и мн. др. Знаменитые спецэффекты в фильмах Роберта Земекиса — тоже предмет гордости «ILM».

Кадр из фильма «Кинг-Конг» Легендарная кукла Кинг-Конг была ростом всего лишь 45 см Фото: Splash News/All Over Press

Помните героинь Голди Хоун с огромной сквозной дырой вместо живота и Мэрил Стрип с перевернутой на 180 градусов головой в фильме «Смерть ей к лицу»? Или «Форрест Гамп» с его главным героем, виртуозно вмонтированным в кадры хроники, и лейтенантом-инвалидом (в исполнении Гэри Синиза), чьи «ампутированные» ноги были попросту стерты с помощью компьютерной «мышки»?

Итак, революция в кинематографе свершилась. Вместе с трудоемкими декорациями и макетами стали отходить в прошлое и многотысячные массовки, ведь компьютерными «человеческими толпами» было гораздо легче управлять.

Классическим примером такого манипулирования стал знаменитый «Титаник». Сначала мастера спецэффектов — Роб Легато и его коллеги, работавшие с режиссером Джеймсом Кэмероном над фильмом, сделали компьютерную программу, которая до мельчайших деталей имитировала действия людей (для такой «оцифровки» движений было приглашено несколько актеров). А потом с помощью этой программы создали множество виртуальных человечков.

Некоторые актеры потом не без удовольствия узнавали себя в своих компьютерных «двойниках» по особенностям движений. Да и топить виртуальные толпы в сцене гибели суперлайнера было куда гуманнее, чем живых людей. По сценариям компьютерных и видеоигр снимаются полнометражные приключенческие ленты, а в них, понятное дело, не обойтись без многочисленных спецэффектов.

Так, команде Криса Корбулда при работе над фильмом «Лара Крофт — расхитительница гробниц» (2001) с Анджелиной Джоли в главной роли пришлось не только создавать точную компьютерную модель древнего камбоджийского храма (часть съемок проводилась в храме реальном, поэтому никакая «приблизительность» была невозможна), но и населять его ожившими каменными монстрами — обезьянами, диковинными птицами и даже весьма агрессивным гигантским божеством.

Кадр из фильма «Властелин колец» Героиня Кейт Бланшетт отправляется в компьютерную сказку в фильме «Властелин колец» Фото: Splash News/All Over Press

А на Каннском кинофестивале-2001 в конкурсной программе игровых полнометражных картин участвовала лента «Шрек», полностью сделанная на компьютере. Вряд ли это говорит о том, что виртуальные, «цифровые» актеры заменят живых, из плоти и крови. Хотя...

Во время съемок фильма «Гладиатор» скоропостижно, от инфаркта, скончался актер Оливер Рид, игравший в картине весьма значимую роль — хозяина и наставника главного героя в исполнении Рассела Кроу. Переживания съемочной группы по поводу потери большого актера смешивались с серьезной обеспокоенностью: что же делать дальше?

Ситуацию быстро взяли под контроль мастера спецэффектов во главе с Нилом Корбулдом, братом Криса. Они отсканировали трехмерный образ головы Рида, затем «оживили» ее при помощи компьютерной анимации и «приставили» к туловищу дублера. Так продолжилась экранная жизнь актера после его физической смерти.

Кстати, хотя это «воскрешение» и обошлось создателям фильма в три миллиона долларов, не предусмотренных стомиллионным бюджетом картины, переписывание сценария и пересъемки эпизодов с участием Рида обошлись бы, конечно, гораздо дороже.

Фото Анджелины Джоли


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.
Дмитрий Шепелев Дмитрий Шепелев радио и телеведущий
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...


+