Кира Найтли: «Люблю манипулировать людьми»

«Упрямая я чудовищно. Хотя упрямство мне во многих ситуациях очень помогло. Так что я — типичная Анна Каренина».
Мария Обельченко
|
15 Ноября 2012
Фото: Splash News/All Over Press

Идея режиссера Джо Райта снимать «Анну Каренину» на студии, в декорациях специально выстроенного театра показалась Кире Найтли безумием. Но бюджет не позволял натурные съемки в России. И пришлось Кире выйти на сцену — в буквальном смысле слова, чтобы сыграть роль, о которой мечтают многие актрисы.

В лондонском отеле, в отдельном номере, Кира полулежит в кресле. Ее красивое лицо действительно безупречно. Огромные сияющие глаза, нежная кожа и знаменитый упрямый подбородок.

Актриса извиняется — у нее болит живот, возможно, она где-то подцепила кишечную инфекцию и поэтому не станет здороваться со мной за руку — на всякий случай. И тут же, лукаво ухмыльнувшись, просит голосом «больной девочки» не задавать ей слишком сложных вопросов.

— Кира, когда вы впервые прочитали «Анну Каренину»?

— Лет в восемнадцать. И конечно, меня тогда увлекала исключительно любовная история, страсть, романтика. А перед съемками я перечитала роман. Совсем другое впечатление сложилось. Это мрачная любовная история. Очень мрачная. И любви как таковой в ней не так много. Лишь малая часть. Дружба, умение быть партнером, компаньоном своему возлюбленному, секс, ревность, одиночество, невроз, безумие — до Анны Карениной так полно в литературе не создавался ни один женский образ.

И все-таки, мне почему-то кажется, Толстой ее ненавидел гораздо больше, чем любил. (Виновато улыбается.) Вообще, этот роман как удар по голове. Или под дых. Очень болезненный удар. И наш фильм выставляет Анну в довольно-таки неприглядном свете — не как жертву фатальной страсти.

— Вы не испугались, что вас будут сравнивать с Гретой Гарбо и Вивьен Ли, которые как раз играли именно такую Анну…

— Сначала испугалась. Сказала Джо, что его план — безумный. А потом подумала-подумала и пришла к выводу: либо проект получится невероятно успешным, великим, либо чудовищным. Но попробовать надо. В наше время редко приходится с таким трепетом соглашаться на роль. Я с годами стала лучше понимать тех, кого играю.

Вспоминаю прошлое, когда совсем юная была и конечно же не могла достигнуть того уровня понимания, какой есть у меня сейчас. Пока не проживешь часть жизни, не испытаешь сильных разочарований, не обзаведешься ранами — как актер ты ничего не стоишь. Если хоть раз переживешь сильное эмоциональное потрясение — хотела сказать «эмоциональную травму», но звучит чересчур драматично, — то это меняет человека навсегда. Кто-то верно заметил, что быть актером — постоянно сдирать корки с заживших ран и ковыряться в них без устали. (Смеется.) Может, звучит некрасиво, но, по-моему, так и есть. Поэтому нельзя быть идеальной — ни мне, ни моим героиням. Когда нечего терять — нечего и играть, не с чем работать. (Улыбается.) Конечно (понижает голос до шепота) — это все безумие. И трудно остаться нормальной.

С Джудом Лоу в роли Каренина...
С Джудом Лоу в роли Каренина...
Фото: UPI

Но актерство само по себе не вполне нормальное занятие.

— Но вам-то удается оставаться нормальной или нет?

— Когда играла Анну Каренину, была на грани, честное слово. Знаете, готовясь к съемкам у Дэвида Кроненберга в «Опасном методе», я много времени общалась с психоаналитиком. И застряли у меня с тех пор в сознании ее слова о самоубийстве. Человек часто убивает себя потому, что он не может выплеснуть наружу бурлящую в нем ярость. Главная трагедия Анны — ярость, которая накапливалась внутри и от которой она не могла никак избавиться. Она — героиня и одновременно антигероиня. Играть ее безумно сложно. В основном все привыкли считать Анну жертвой, посмевшей во имя любви бросить вызов обществу.

Ей сочувствуют, а всех остальных презирают. Но это не так. Однако если в первую очередь показать эгоизм, безумие, патологическую ревность Анны, попытки манипулировать Вронским, бесконечную требовательность, злость, наконец, — вряд ли публика, зрители останутся на ее стороне, ведь правда же?

— Возможно, вы и правы. Анна действительно далеко не безупречна и в результате именно по ее вине — а вовсе не общества, как принято считать, — столько судеб оказываются поломанными…

— Конечно, у нее есть и оправдания. Анна бросила мужа, лишилась сына — то есть совершила действительно невероятный для того времени поступок. Вложила в него все присущее ей мужество, весь свой характер. Он обескровил ее, сил больше не осталось.

Анна оказалась в «клетке», без друзей, без моральной поддержки. Поэтому она не способна взять себя в руки, стать разумной. Но если бы ее страсть к Вронскому не была похожа на наркотическую зависимость, а в ней бы было больше именно любви как таковой, дружбы, возможно, все сложилось бы иначе. Она бы не разрушила эти отношения, и не убила себя, и не порушила столько судеб. Но в этом тоже ее трагедия: любовь для нее наркотик, и ничего больше. Анна не чувствует себя эмоционально связанной с этим человеком, на более глубинном уровне… Это очень распространенное явление — и вам известно не хуже меня, что больнее всего мы раним именно тех, кого больше всего любим. Вы же не станете, к примеру, орать на своего босса, как могли бы кричать на мужа? (Улыбается.) В этом смысле Анна заставляет вас задуматься о вашей жизни и поведении.

...и молодым британским актером Аароном Тэйлором-Джонсоном в образе Вронского в новом фильме «Анна Каренина»
...и молодым британским актером Аароном Тэйлором-Джонсоном в образе Вронского в новом фильме «Анна Каренина»
Фото: UPI

Она ломает собственный код представлений о морали и живет с чувством стыда, а это очень тяжело. Она любит себя и ненавидит одновременно. Но разве мы не представляем себя на ее месте: могла бы я совершить такой отчаянный поступок, позволил ли бы мне мой характер?

— И все-таки, мне кажется, вы ее осуждаете больше, чем оправдываете…

— Да нет! Как я могу! Я же сама ужасно двуличная особа, обожаю манипулировать людьми. Надеюсь, все-таки не эти свойства определяют мою личность, но тем не менее… И упрямая я чудовищно. Хотя упрямство мне во многих жизненных ситуациях очень помогло. Так что я — типичная Анна Каренина. Шучу, конечно. (Мило улыбается своей «фирменной» улыбкой.)

— Вы как считаете, есть смысл приносить жертвы даже ради самой большой страсти?

— Да бросьте вы!

Я, конечно, романтик и все такое, но я не верю, что страсть может длиться долго. Ну два года, а потом все — на смену приходят совсем иные чувства и эмоции, вот если их нет — плохо. Бывает, что люди живут вместе счастливо всю жизнь и умирают в один день, и это прекрасно, но разве мы сейчас об этом говорим? Мы принимаем решения на эмоциональном уровне, когда речь идет о вспышке именно страсти, поэтому рассуждать об этом с рациональной позиции, по-моему, глупо.

— Играя Анну, вы, опытная актриса, столько уже понимающая в человеческих отношениях, с жизненным опытом, собственными ранами и разочарованиями, оставляли ее на сцене — в буквальном смысле?

— Ох нет.

Все попытки избавиться от характера Анны хотя бы дома заканчивались полным провалом. Я до сих пор чувствую себя виноватой перед человеком, с которым живу, — ему пришлось нелегко. (Кира говорит о своем женихе, музыканте английской группы, Джеймсе Райтоне. Они объявили о помолвке в мае этого года. — Прим. ред.) Жуткие перепады настроений — они были не мои, а ее, Анны. Иначе, видимо, нельзя. Честно говоря, только не сердитесь, я рада, что она уже мертва. (Улыбается.)

— Не жалеете, что стали актрисой?

— Да я и не помню, когда не хотела ею стать.

«Не уверена, что готова стать классической домохозяйкой. Может, поэтому и выбрала в мужья музыканта?»
«Не уверена, что готова стать классической домохозяйкой. Может, поэтому и выбрала в мужья музыканта?»
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

В шесть лет у меня уже был агент, я заставила родителей взять его мне. А просить об этом начала в три года. Когда мое желание осуществилось, мама с папой поставили мне условие — я начну учиться в школе и преодолею свою дислексию. Мне очень помогла Эмма Томпсон — они с моей мамой дружат. Но на съемочных площадках чувствовала себя неуютно — все время казалось, что на детей не обращают должного внимания и всерьез как актеров все равно не воспринимают. Я страстно мечтала поскорее вырасти. И зря. Потому что, когда в 16 лет бросила школу, чтобы полностью посвятить себя актерской профессии, стала читать рецензии, часто безжалостные, сходила из-за этого с ума. Ведь привыкла, что меня, как ребенка, все только хвалят. (Смеется.) Это был настоящий шок. Помню, например, как меня просто линчевали за роль Лары в телефильме «Доктор Живаго».

Потом были «Пираты Карибского моря», после которых меня тоже ругали, и номинация на «Оскар» за фильм «Гордость и предубеждение». Я была тогда на съемках очередной серии «Пиратов…», измученная от сырости и жары, от постоянного пребывания в воде. Даже не знала, сумею ли выбраться на церемонию. Все-таки сумела. Пошла с братом Калебом, толком не понимая, что мы с ним там делаем. На церемонии мы сидели рядом с Джеком Николсоном, и он такой милый, беспрерывно нас веселил — это было потрясающе.

— А потом вы на год ушли из кино. Так достала слава, папарацци — словом, нервы не выдержали…

— Да. Я снималась и снималась, как заведенная. И в 23 года поняла, что надо остановиться. И то, что вокруг дома меня вечно ждали толпы папарацци, ужасно давило на психику.

Не говоря уже о бесконечных спекуляциях в прессе на тему моего здоровья и внешности. «Она слишком худая, чтобы быть сексуальной». Как же мне это надоело! Вот я и бросила работу, чтобы по крайней мере остались хорошие воспоминания. (Улыбается.) Путешествовала, не красилась, вела себя как студентка, какой мне не довелось стать. Много читала, старалась хоть как-то компенсировать отсутствие образования. Научилась вкусно готовить. (Улыбается.) Вернулась в кино уже на своих условиях: сниматься, только если роль кажется мне по-настоящему стоящей, больше никогда не разбрасываться.

— Вы скоро выходите замуж — поздравляем! Готовы стать женой?

— Спасибо, очень мило с вашей стороны.

(Кира заливается краской.) Ну не знаю. Я еще не привыкла к старому как мир, доброму понятию «мы». Не уверена, что готова стать классической домохозяйкой — сидеть дома с детьми. Может, поэтому и выбрала в мужья музыканта? Хотя сама никогда не была повернута на музыке. Ну а у музыкантов жизнь такая специфическая, суматошная, это мне пока очень подходит. Но вот, допустим, я искренне не представляю себе, как мы будем отмечать ближайшее Рождество. Я имею в виду уже в качестве супругов. Моя семья всегда состояла из четырех человек — я, мама (она всегда со мной ездила на все съемки, постоянно была рядом), отец и брат. А теперь все иначе, эта простота нарушена. Я еще ничего не решила. Даже о фасоне платья не думала. Может быть, вообще решу выходить замуж в джинсах и майке — как я раньше все время одевалась.

— А что вы больше всего цените в мужчине?

— Любовь, основанную на понимании. (Улыбается.)

— Весь мир — театр, и люди в нем — актеры. Именно эта расхожая истина лежит в основе фильма «Анна Каренина». Как вы думаете, роли, которые мы играем, они предначертаны нам судьбой?

— Но мы ведь действительно играем роли, как того требует общество, социум. Мы не можем быть сами собой — вернее, это происходит крайне редко. Вот сейчас, например, я играю роль актрисы, а вы — журналиста, берущего у меня интервью. Вы придете домой и будете играть жену, а я — невесту. И так далее. Иногда нам приходится подавлять в себе самих себя, чтобы хорошо сыграть ту или иную роль.

Иначе мы в нее не впишемся. Как Анна играла до поры роль верной жены, счастливой матери, но в какой-то момент перестала ей соответствовать. То есть нельзя сказать, что у нас нет выбора — какую именно роль играть. Мы все хотим быть частью идеальных, безупречных, божественных отношений, но они такими не бывают. Это фантазия, которую навязывают нам, в том числе фильмы. Есть много иных составляющих любовных отношений — ревность, сумасшествие, неврозы. Ровно то, с чем столкнулась Анна Каренина. Остается только надеяться, что не закончишь так же трагически, как она.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая