Как Олега Даля арестовали на 15 суток

Когда вышел фильм «Женя, Женечка и «катюша», его назвали идеологически невыдержанным.
Анна Семенова
|
03 Июля 2009
Олег Даль в  фильме «Женя, Женечка и Катюша» Олег Даль в фильме «Женя, Женечка и Катюша» Фото: Риа-Новости

Когда в 1967 году вышел фильм «Женя, Женечка и «катюша», его назвали идеологически невыдержанным, а режиссера Владимира Мотыля обвинили в «очернении образа советского солдата»: главный герой был книжным мальчиком и фантазером, а не бойцом победоносной Красной Армии…

Мальчик с Арбата Женя Колышкин — сто и одно несчастье для своего командира. Вечно с ним случаются невероятные истории. То он попадает на Новый год к немцам, и они, угостив незваного гостя шнапсом, выкидывают его на нейтральную территорию.

То на него во время боя падает ящик. Но главное, что он учудил — влюбился в роковую красавицу, связистку Женечку Земляникину, по которой сохнут бойцы всего полка…

В этом фильме звучит чудесная песня Булата Окуджавы «Капли датского короля». Ее вместе с автором поет мальчик Саша Кавалеров, сыгравший Мамочку в «Республике ШКИД». Но прежде чем написать песню, Окуджава помог Мотылю написать сценарий. «Я поехал к Окуджаве, с которым не был знаком, — вспоминает режиссер. — Я его любил за его песни и за повесть «Будь здоров, школяр», напечатанную в «Тарусских страницах». Эта повесть о войне, увиденной глазами 18-летнего московского паренька, была изругана критиками вдоль и поперек! Булат Шалвович тогда жил в Ленинграде, я приехал к нему, сказал, что прочел повесть в «Тарусских страницах» и очень хочу вместе с ним работать.

Женя Колышкин (Олег Даль) и его любовь — Женечка Земляникина (Галина Фигловская) Женя Колышкин (Олег Даль) и его любовь — Женечка Земляникина (Галина Фигловская) Фото: Fotobank.com

Он прочел мою сценарную заявку и удивился: «Зачем я там нужен? У вас все хорошо придумано…» Я объяснил: «Булат Шалвович, война кончилась, когда я был девятиклассником. Как мне описывать военный быт? Я же не могу по фильмам ориентироваться! И лексика у фронтовиков другая… А вы прошли войну, вы все это знаете…» Уговорил я его стать соавтором, и мы поехали в ялтинский Дом творчества писателей. Окуджава в основном писал диалоги, а я занимался событиями. Это был такой счастливый май: все цвело, окна наших номеров выходили в сад, и нам чудесно работалось… И праздновалось тоже: у Окуджавы день рождения 9 мая, и он шутил: «Сколько всегда шума из-за моего дня рождения!» С тех пор я пробовал несколько раз писать сценарии в соавторстве, но мне всегда мешал второй автор, я чувствовал, что сковывают мою свободу.

Такой гармонии, как с Окуджавой, ни с кем не было».

Мотыль приметил Олега Даля, еще когда хотел снять фильм «Кюхля» по роману Юрия Тынянова. Фильм о декабристе Кюхельбекере Мотылю снять не разрешили, но про молодого талантливого актера он помнил. «На роль Жени Колышкина, — рассказывает режиссер, — пробовались многие, а Даль был очень опасен: он закладывал за воротник, кочевал из театра в театр, срывал спектакли. Когда я назначил ему встречу, он пришел в ярко-вишневом пиджаке то ли из бархата, то ли из вельвета. Это сейчас в моде кричащая одежда, а в те годы костюмы так ни у кого не кричали. Даль очень надменно держался. Высокомерно спросил: «Ну, что вам угодно? Роль солдата?

А причем здесь я? Я не похож на фронтовика». «Вы как раз похожи, — говорю. — Похожи на тот образ, который мы с Булатом Шалвовичем создали». — «Ну что ж, давайте почитаю, подумаю…» В это время его за срывы спектаклей выгнали из всех театров, он сидел без работы и очень страдал. Эта роль была для него спасением! Но сам Олег мне в этом только потом признался. На пробах очень многие актеры смотрели мне в глаза с собачьей преданностью. Даль никогда так не делал. Он выслушивал меня отвернувшись, а потом бросал: «Можно». Это его любимое слово было. Мне это очень импонировало. Нет ничего хуже актеров, лишенных собственного достоинства.

Срыв был и у нас на съемках. Даль забежал в гостиницу и попросил у дежурной ключ от своего номера. Он был подшофе, дежурная учуяла запах спиртного и ключ дать отказалась.

А ему нужно было как можно скорее попасть в туалет. Выслушивать нотации в такой ситуации никому не захочется, не только раздражительному Далю. Он закричал: «Дай ключ!» — и разразился непечатными ругательствами, а она побежала вызывать милицию. Олега арестовали на пятнадцать суток за хулиганство, но я уломал начальника милиции отпускать его на съемки под конвоем. Снимали сцену в блиндаже: Колышкин переговаривается с Женечкой Земляникиной, а герой Кокшенова принимает его слова на свой счет. И как же кстати оказался этот арест! Сцена требовала большой сосредоточенности, а Даль был трезв как стеклышко: под конвоем-то не выпьешь. После работы его отвозили назад в каталажку. Честно говоря, это было самое спокойное для меня время…» В остальное время актеры не давали скучать ни режиссеру, ни друг другу, ни жителям Калининграда, где шли съемки.

Олег Даль в роли Жени Колышкина в фильме «Женя, Женечка и Катюша» Олег Даль в роли Жени Колышкина в фильме «Женя, Женечка и Катюша» Фото: Риа-Новости

Напарником по озорным выходкам у Даля был Михаил Кокшенов, игравший Захара Косых. Они прекрасно смотрелись вместе: Даль весил 69 килограммов, Кокшенов — 102, ему приходилось перешивать гимнастерку и галифе, и даже на шапке у него не сходились завязки. Два этих «бойца» обожали ходить по калининградскому рынку в полном обмундировании. Торговцы жалели солдатиков и угощали их: кто вяленой рыбой, кто молдавским вином. Режиссер строго говорил им: «Увидите желтую сигнальную ракету — мигом на площадку!» Из-за щедрости торговцев ракета мерещилась приятелям ежеминутно…

Однажды актеры ехали со съемок в открытом «Виллисе» в форме и с автоматами, и пара «толстый и тонкий» особенно развеселилась.

В центре города они выпрыгнули из машины. Даль кинулся через площадь к забору. Кокшенов понесся за ним, стреляя в воздух... Они не ожидали, что погоню примут близко к сердцу мирные граждане… Беглецу Далю чуть не переломали все ребра. Такие развлечения были тем опаснее, что Калининград являлся режимным городом и в нем было много настоящих военных. Однажды подозрительных солдат, одетых в форму времен Второй мировой войны, остановил патруль: «Кто такие?» «Морская кавалерия!» — отрапортовал Кокшенов. «Железнодорожный флот, товарищ майор», — доложил Даль капитану третьего ранга.

Авторы сценария признались друг другу, что в юности были худыми и нескладными и влюблялись в девушек крепких, властных и говоривших с ними крайне насмешливо.

История Жени Колышкина была для обоих родной… Мотыль отлично знал, какой должна быть Женечка Земляникина. Но худсовет назначил на эту роль Наталью Кустинскую. Актриса нравилась Мотылю по комедии «Три плюс два», вот только необходимой фронтовой грубости в Кустинской не было. Отсняв летнюю натуру, режиссер взбунтовался: или снимают с роли Кустинскую, или он прекращает снимать фильм. Ему удалось настоять на своем. В поисках Женечки Земляникиной он пошел в Щукинское училище: туда принимали самых ярких девушек, которые могут приковать внимание зрителя-мужчины с первой секунды. «Были у вас в последние пару лет талантливые студентки, у которых актерская судьба не сложилась?» — спросил режиссер. И все дружно вспомнили красавицу Галину Фигловскую. Она подавала большие надежды, но после трагедии в личной жизни загремела с нервным срывом в больницу, а после ушла из театра.

Где ее искать, никто не знал. Пришлось обращаться за помощью в КГБ. Девушку нашли в Подольске, где она работала на оборонном заводе. Гале очень понравился сценарий, а Мотылю — сама Галя. Особенно ее низкий голос и чувственная нижняя губа. «Не просто поцелует нашего Колышкина, а целиком проглотит!» — подумал режиссер. Окуджава, увидев Галю, тоже обрадовался: вот она, фронтовая роковая женщина! Именно перед такой должен робеть и заикаться Женя Колышкин!

Так все и было, но после команды «Стоп! Снято!» ситуация кардинально менялась. Фигловская становилась строгой и сдержанной, а Даль над ней все время подшучивал и дразнил Фигой.

Кадр фильма  «Женя, Женечка и Катюша» Кадр фильма «Женя, Женечка и Катюша» Фото: Риа-Новости

Смерть Женечки Земляникиной Мотыль и Окуджава вообще-то не планировали. Когда они писали сценарий, в нем не было ее гибели. Эта идея пришла к Мотылю уже на съемках. «Я хотел показать уродство войны, — объяснил свое решение режиссер. — И потом, я не снимаю чистых комедий, ведь вся наша жизнь трагикомична…»


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.
Селена Гомес (Selena Gomez) Селена Гомес (Selena Gomez) актриса, певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...

+