Джим Джармуш: «Я большой поклонник Тильды Суинтон»

Его новая работа «Предел контроля» — это необычная история загадочного и скрытного незнакомца.
26 Октября 2009
Режиссер Джим Джармуш
Режиссер Джим Джармуш
Фото: Russian Look/Global Look Press

На экраны выходит новая работа Джима Джармуша («Сломанные цветы», «Вне закона») «Предел контроля». В главной роли выступил Исаак де Банколе, отметившийся в трех проектах Джармуша: «Ночь на Земле», «Пес-призрак: Путь самурая» и «Кофе и сигареты». В картине также задействованы еще несколько актеров, ранее снимавшихся у Джармуша: Алекс Деска, Джон Херт, Йоуки Кудо, Билл Мюррей, Тильда Суинтон.

«Предел контроля» – это история скрытного и загадочного незнакомца (Исаак де Банколе), который вечно не в ладах с законом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Он должен закончить некое дело, но истинные его намерения, кажется, неизвестны даже ему самому. А потому он путешествует по Испании, никому не доверяя. И, хотя, его действия выглядят вполне осмысленными, до конца фильма не оставляет ощущение, будто все происходит во сне.

О тайнах фильма, начиная с названия и вплоть до работы с великими актерами, рассказывает сам Джим Джармуш.

— Джим, фильм начинается с цитаты Артюра Рембо, указывающей на то, что ваш герой отправляется в путешествие. Эти слова послужили вдохновением, когда вы задумывали «Предел контроля»?

— Я действительно хотел иметь отправную точку, или, выражаясь метафорически, своего рода корабль, который выпроваживают в плавание.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Но цитату я решил вставить лишь после того, как фильм был закончен, поэтому ее нельзя назвать моим основным вдохновением. На самом деле баллада «Пьяный корабль» – это метафора сумятицы чувств, намеренного нарушения ориентации в восприятии. А название я позаимствовал у Уильяма Барроуза, так называется его эссе, написанное в 70-ые годы, в котором развивается тезис о языке как о механизме контроля.

— Во время съемок вас не посещало чувство, что вы теряетесь в образности?

— В какой-то степени да. Вместо того, чтобы делать нашу работу сугубо аналитически, мы старались придерживаться трогательного подхода, когда окружающая действительность сама определяет, куда нам двигаться.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Естественно, мы не забывали о монтаже, а я вдобавок переживал по поводу диалогов и хороших дублей с актерами.

Природные ландшафты южной Испании, где бродит персонаж Исаака, оказались для нас довольно странными мистическими местами. Севилья – один из моих самых любимых городов в мире, он меня всегда завораживал. Город поражает своей образностью: изогнутые извилистые узкие улочки, мельчайшие архитектурные детали. А балкончики! Даже нижняя поверхность этих балконов, видимая, только если прохожие специально будут задирать голову, и та выложена декоративной плиткой.

— С точки зрения производства фильма вы отдаете предпочтение интуиции и воображению, а не анализу?

— Однозначно. Почему не позволить себе полностью погрузиться в фильм? Какую бы информацию не воспринимали ваши глаза и уши, получаемое вами впечатление субъективно, у любого другого человека впечатление будет совершенно другое. Есть люди, чью работу я очень уважаю, и у них анализ превалирует над интуицией. Я же не могу назвать анализ своей сильной стороной.

— Вы сразу планировали на роль путешественника взять Исаака де Банколе?

— Да, я думал о нем с самых первых дней написания сценария. На протяжении нескольких лет я держал в голове идею о том, чтобы сделать фильм с Исааком, где бы он сыграл спокойного решительного героя, незаметно выполняющего некую миссию.

Кроме того, «Предел контроля» появился на свет после того, как я невольно начал собирать определенные элементы: я постоянно что-то подмечал для этой картины.

— Например?

— Например, у Джо Страммера (британский рок-музыкант, фронтмен панк-группы The Clash) был домик в Сан Хосе. После того, как Джо умер, его вдова Люсинда сказала мне следующее: «На нашей улице есть один странный дом. Каждый раз, когда мы проезжали мимо него, Джо говорил, что надо показать его тебе, ты наверняка захочешь использовать его для одного из своих фильмов. Но мы постоянно забывали тебе о нем рассказать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Держи вот фотография дома, который так хотел тебе показать Джо». В результате, в этом доме зрители впервые знакомятся с персонажем Билла Мюррея.

— Кстати, о Мюррее. Его как и с Исаака, вы тоже видели в этом фильме?

— Да, я писал сценарий, думая об Исааке, Билле Мюррее, Тильде Суинтон и Пас. Еще я представлял Джона Херта, а парней в аэропорту написал специально для Алекса Деска и Жан-Франсуа Стевенина. Как только актеры подтвердили свое участие, я либо уже точно писал под них, либо что-то специально переписывал.

— Во всех ваших картинах Тильда Суинтон иначе, чем мы привыкли… — (смеется).

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Я ее большой поклонник. Обожаю ее трансформировать, и главное, она легко к этому приспосабливается. С ней удивительно легко сотрудничать. У меня для нее еще кое-какие роли припрятаны на будущее. Надеюсь, все получится.

— А с Биллом Мюрреем в ваших фильмах постоянно возникает ощущение, что ему недостает тщеславия. Вы с ним заранее договариваетесь – не показывать Билла Мюррея как Билла Мюррея?

— Ну, вообще-то он уже проделывал такое и на других проектах. Но мы это не обсуждаем, мы с Биллом всегда ведем околоперсонажные разговоры. Вообще, что касается Билла, то, на мой взгляд, это один из самых блестящих актеров. Но при этом у него на лбу написано «Билл Мюррей, гениальный комик». Да, люди могут воспринимать его именно так, и он действительно уморительный.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком CP Classic

Но не стоит забывать, что он может быть очень деликатным. Поэтому при каждой новой возможности я стараюсь вовлечь его в новые для него области, ведь он способен на многое.

— Много ли вы репетируете с актерами?

— Я провожу репетиции только если этого хотят актеры, а так мне не очень нравится репетировать сцены перед съемкой. Я лучше поговорю с актером, либо прорепетирую сцены, которых не будет в фильме, чтобы актер вошел в роль, и мы бы нашли нужный персонаж. После этого мы можем дать команду «Мотор!», и актер может быть в роли, но не будет при этом заигранным. Если говорить предметно о «Пределе контроля», то сцены с Биллом мы репетировали. Но там была сложная хореография.

— Стоит также упомянуть Йоуки Кудо, с которой последний раз вы работали целых двадцать лет назад!

— Да, здорово было снова с ней встретиться!

Йоуки Кудо – прекрасная актриса, красивая женщина и яркая личность. В общем и целом актеры на съемках долго не задерживались: отыграли свою роль и все. Психологически для меня это было сложно, я очень привязываюсь к актерам. Поэтому, когда Йоуки отработала и уехала, мне было тяжело, она ведь пробыла на площадке всего несколько дней.

— В фильме постоянно повторяются диалоги и даже постановка сцен. Это должно было напомнить о том, что этот человек ежедневно выполняет свою работу?

— Скорее речь идет о повторяющихся сценах, как вариантах друг друга. Мы с Крисом много говорили о красоте вариаций, ведь это часть художественной экспрессии. Бах, например, использует определенные темы снова и снова и лишь немного их изменяет, да так, что они звучат еще прекраснее. То же касается и поп музыки, моды, архитектуры…

Главный повторяющийся в фильме диалог – это некий шифр, благодаря которому персонаж Исаака устанавливает контакт. Один и тот же диалог постоянно повторяется, но всегда с разными людьми и в новом месте. Они расстаются и, возможно, больше никогда не встретятся.

Мы старались идентифицировать других персонажей с определенными предметами и интересами, которые раскрывали характеры этих героев. То, о чем они говорят с персонажем Исаака, вплетается в канву повествования вплоть до его финальной дискуссии.

К концу картины он становится более активным героем фильма, хотя до этого он больше походил на рецептор, ввиду того, что считал себя профессионалом. Но даже финал картины – это лишь очередная метафора.

— Вы с Исааком давно знаете друг друга, и не раз работали вместе. Новый совместный проект углубил ваши взаимоотношения?

— Исаак потрясающий актер, замечательный человек, и дружим мы на протяжении вот уже двадцати пяти лет. У меня такое чувство, что наша дружба и совместная работа не случайны – что все это выстраивалось до определенного момента, чтобы он вынес на себе всю напряженную атмосферу этого фильма.

Что мне особенно в нем нравиться как в актере, ему не надо играть каких-то больших ролей.

Он бесподобен в мелочах. Он может столько всего сказать небольшим прищуром глаз или легким движением уголков губ. Все это я и хотел показать. В его движениях может быть звериная сила, но при этом и целеустремленность. Язык его тела отражает силу и гордость. И в «Пределе контроля» экспрессия его героя проявляется в обманчивом внешнем бездействии.

— Тем поразительнее его немногословность с официантом в начале картины…

— Помню, когда-то давно мы сидели вместе в кафе, и он попросил у официанта два эспрессо. Вместо этого официант принес ему двойное эспрессо.

Он сразу же вспылил и высказал ему все – на французском. Это был настоящий инцидент, и я тогда сказал: «Да уж, ты действительно хотел эти два эспрессо». На что он ответил: «Я знаю, что я хочу. Я сказал ему, что я хочу, а хочу я именно это». Я это надолго запомнил.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог