Авдотья Смирнова: «Мы — полные сил и жизни бабы»

«Мы с Аней очень разные, с разными характерами, но мы исключительно похоже думаем. Мы с ней мозгами срослись».
«Когда мы с Аней встречаемся — вцепляемся, влипаем друг в друга, и все остальные нам только мешают»
«Когда мы с Аней встречаемся — вцепляемся, влипаем друг в друга, и все остальные нам только мешают»
Фото: Марк Штейнбок

14 июня в прокат выходит фильм «Кококо». Перед премьерой мы поговорили с Авдотьей Смирновой, которая его придумала и сняла, и Анной Михалковой, которая сыграла главную роль.

Авдотья: Любой мой сценарий начинается с картинки, ты вдруг видишь некую сцену в деталях, в мелочах и начинаешь разматывать, придумывать историю. «Кококо» началось с того, что я захотела снять в одном фильме мою любимую артистку Анну Михалкову и Яну Троянову*, в которую просто влюбилась на «Кинотавре», увидев в фильме Василия Сигарева «Волчок».

Захотелось соединить их совершенно разные, но мощные женские энергии. Я представила их лица в одном кадре, и мне это понравилось. В своем воображении я увидела картинку: две женщины, с дикого похмелья, совершенно остекленевшие, боясь расплескать то страшное, что у них в голове, идут по Английской набережной. Дальше два года мы с моим соавтором Аней Пармас ничего не делали для развития этого сюжета, а потом стали придумывать историю о горячей дружбе двух женщин из совершенно разных миров: Лизы, музейного работника из Петербурга, и Вики, бойкой девушки с Урала. История долго не получалась, месяцев пять. Все изменилось, когда мы драматическую интонацию нашего повествования сменили на комическую. Завершили сценарий за несколько дней.

— В вашем фильме народ и интеллигенция страшно далеки друг от друга.

Взаимная очарованность Лизы и Вики быстро проходит, а в финале отношения настолько накаляются, что чуть до убийства не доходит. Но даже в период острой дружеской влюбленности они вместе выглядели как два сросшихся уродца из Кунсткамеры.

Авдотья: Не люблю это противопоставление — интеллигенция и народ. Я считаю, в России живет два народа. Оба русских, оба связанных сложной генетической связью, оба использующих, но совершенно по-разному, один и тот же язык. Они одинаково мне близки и понятны.

— Где вы, интеллигентная девушка не в первом поколении, встречали таких персонажей, как Вика?

Авдотья: У меня довольно разнообразный жизненный опыт.

Начнем с того, что я вообще-то выросла в коллективе. Была в детском саду на пятидневке, училась в интернате, потом с мамой уехала в Таллин, где целый год жила на окраине рабочего района. Ездила в пионерские лагеря. И, кстати, не забывайте, я несколько лет работала в журналистике. А журналист — это человек, который бывает где угодно и разговаривает с кем угодно, и когда он едет писать репортаж на Тверскую фармацевтическую фабрику с видом: я интеллигенция, а вы тут народ, расскажите мне что-то из вашей жизни, — ничего не получится. Да и вообще, любой человек, который хотя бы один раз лежал в государственной больнице, встречался с разными социальными группами. Я лежала. И еще! — о ужас — у меня нет высшего образования…

Таких персонажей, как Вика, я где угодно встречала: в поезде, на курорте, на улице, в магазине...

Они бывают во всех социальных группах и сословиях. Я их называю «газообразные». Это люди, которые занимают весь предоставленный объем, как газ. Вот, например, до «Сапсана» между Москвой и Питером ходил «Невский экспресс». Там было сидячее купе на шесть человек. И если с тобой в купе оказывались двое таких газообразных людей, которые общаются между собой, — все, жизни не будет. Потому что на протяжении четырех с половиной часов они будут выпивать, разговаривать, включать телевизор и так далее, заполняя полностью все купе. Тебе места не остается.

— Допустим, они газообразные, а вы, причисляющие себя к интеллигенции, какие?

Авдотья: Мы, скорее, жидкие.

Принимаем форму того сосуда, в который нас налили.

Анна: Вообще в фильме собраны все клише об интеллигенции и народе. Все абсолютно узнаваемо. Смысл этой истории в том, что мы все живем в неких иллюзиях по поводу друг друга. Это фильм о том, как народ видит интеллигенцию и интеллигенция — народ.

Авдотья: Я сейчас вдруг подумала, что, если бы Альмодовар давал название фильму, он назывался бы «Благие намерения». Потому что это история про благие намерения и то, что из них получается, — бред, абсурд и комедия. Мы все любим делать кого-то счастливыми. Как правило, происходит это с какой-то феерической неуклюжестью.

В фильме обе героини поступают именно так. Лиза решает образовать Вику и рассказать ей о Карамзине, а Вика хочет украсить недавно приобретенную подругу и дарит ей дикий (но кажущийся провинциалке прекрасным) наряд из крашеного красного меха со словами: «Запомни, красное — это твой цвет!»

Анна: Какой-то срок каждая героиня пребывает в иллюзиях о том, что может помочь другому человеку, потому что ей кажется, она знает, что тому нужно для счастья. И это время — самое счастливое. Потом происходит разочарование. А ведь чем больше ты в отношения вложил, тем труднее...

Авдотья: И это творится сплошь и рядом. Мы разочаровываемся в друзьях, в родителях, в коллегах, в мужчинах. Но самое ужасное разочарование всегда — в себе самом.

Фото: Марк Штейнбок. Место съемки: Большой международный конный клуб «ПРАДАР»

Когда понимаешь, что ты не только не туда вкладывался, не того любил, но в сотый раз, как дурак, наступал на одни и те же грабли, повторял свои «фирменные» ошибки. Сложнее всего осознавать, что уже никогда не станешь тем человеком, какого ты себе намечтал когда-то.

— А какими вы никогда не станете?

Авдотья: Я никогда не стану милой, мягкой, домашней, пушистой.

Анна: А у меня ощущение, что я могу быть всем.

Авдотья: Это потому, что ты младше. Поверь мне, тебе осталось буквально годика два, и все… Знаете, мы с Аней очень разные, с разным опытом, с разными характерами и так далее, но мы исключительно похоже думаем. Мы с ней мозгами срослись.

Кстати, у нас в жизни тоже был период острейшей дружеской влюбленности. Мы вместе делали работу — мою первую картину «Связь». Для нас это был экстремальный опыт: мне тридцать шесть, и я снимаю первую картину, а у Ани — первая главная роль, где она каждую минуту в кадре. Из-за работы на фоне человеческой влюбленности у нас возникали профессиональные трения. Но мы пережили этот этап достойно... Знаете, у Льва Николаевича Толстого есть замечательное описание этой самой влюбленности, как после смерти князя Андрея чрезвычайно сблизились Наташа и княжна Марья. И между ними возник тот род поэтической дружбы, который бывает только между женщинами. Когда они чувствовали острую необходимость друг в друге, хотели быть все время вместе, и одна тревожилась, когда другая выходила из комнаты, и так далее. Вот это самое точное описание всех пылких женских дружб.

И точно так же было у нас с Аней, когда необходимо было все, что приходит в голову, тут же сообщить другой. Но после этого бурного романа с выяснением отношений мы перешли к любви и теперь живем спокойной семейной жизнью… Но все равно, когда встречаемся — вцепляемся, влипаем друг в друга, начинаем щебетать на понятном только нам птичьем языке, и все остальные нам мешают. Мы — две полные сил и жизни бабы, которые абсолютно одинаково смотрят на мир и получают удовольствие от одних и тех же вещей.

— И от чего полные сил и жизни бабы получают удовольствие?

Авдотья: Волочкова ответила бы так: «От того, что я открываю глаза и я вижу солнечный луч». Она всегда так отвечает...

Анна: Я вот сейчас от чашечки кофе удовольствие получаю.

Авдотья: От дружеских посиделок удовольствие получаешь, от селедки с рюмкой водки. Ань, ты как относишься к килечке?

Анна: Прекрасно отношусь. С картошечкой...

Авдотья: Черный хлеб, поджаренный, бородинский, масло, сверху килечка почищенная и еще долька лимона.

Анна: Да!.. Удовольствие в мелочах, это правда. Наше с Дуней счастливое качество — это удовольствие фиксировать. Мы обе остро чувствуем прекрасность мира и его несовершенство...

Авдотья: Нет, мир-то совершенен, это человек несовершенен, порой — чистая обезьяна.

Но иногда все-таки человек ведет себя так, что им как-то гордишься и думаешь: все-таки он по образу и подобию, хоть тресни.

— Как вы думаете, в следующей вашей картине будет место для актрисы Анны Михалковой?

Авдотья: Мы с Анной Пармас начинаем сочинять новый сценарий, и там обязательно будет роль для Ани. Вообще я бы с удовольствием приватизировала эту актрису. Кино — это всегда плод влюбленности режиссера в актера. Не могу снимать людей, которые мне не интересны. А Аня мне интересна. С ней хочу делать все и всегда. Поэтому, если завтра мне предложат заняться постановкой акробатических шоу и скажут, что там будет Аня, я соглашусь. Это притом, что и Аня, и я в акробатике скорее отрицательные величины...

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог