На этой неделе знаменитый актер и режиссер отметил юбилей — ему исполнилось 80 лет. Всех его картин не перечислишь, но решили выбрать пять самых любимых ролей Михалкова, которые знают и помнят все.
Атаман Брылов («Свой среди чужих, чужой среди своих»)
Этот фильм стал режиссерским дебютом Михалкова. Режиссер в то время увлекся зарубежными вестернами и снял фильм в соответствующем жанре. В основу картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» легла повесть «Красное золото», которую Никита написал вместе со сценаристом Эдуардом Володарским. Кстати, атамана Брылова Михалков с самого начала выписывал «под себя». Он придумал ему пижонские жесты и щегольской внешний вид в стиле итальянских вестернов. Режиссер знал, что цензура может придраться к явно западному герою, поэтому на всякий случай сразу придумал оправдание: «Это же отрицательный персонаж, вот поэтому у него такие яркие буржуазные черты». Атаман понравился и цензуре, и зрителям — он был тем обаятельным негодяем, какие еще не раз встретятся в фильмографии Михалкова…
Этот фильм стал для Никиты знаковым — во время работы над картиной режиссер женился на манекенщице Татьяне Соловьевой, которая приехала к нему на съемочную площадку в Чечне. Специально для Татьяны Никита Михалков придумал эпизод и снял ее в роли «девушки мечты атамана Брылова». В том же эпизоде снялись оператор картины Павел Лебешев и художник Александр Адабашьян, которые через несколько дней стали свидетелями на их свадьбе…
Интересный факт
Никита дебютировал в кино уже в 14 лет: в эпизоде мелодрамы «Солнце светит всем». Но знаменитым проснулся в 18 лет, после картины «Я шагаю по Москве». Параллельно Михалков развивал карьеру режиссера. В 1967-м студент Всесоюзного государственного института кинематографии снял две первые короткометражки: «Девочка и вещи», «И эти губы, и глаза зеленые…». Его первой полнометражной картиной в качестве режиссера стала «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Метростроевец Колька («Я шагаю по Москве»)
Первая значимая роль досталась 18-летнему Михалкову в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Попасть на пробы ему помог сценарист картины Геннадий Шпаликов, который был близким другом его брата и частым гостем в их доме. Сам Данелия рассматривал на роль в фильме Виталия Соломина — его кандидатуру уже одобрил худсовет, да и про Михалкова режиссер сначала сказал, что он больше похож на «аристократа, а не на метростроевца». Но харизма сделала свое дело: Никиту утвердили, признав более фактурным и эмоциональным. Эта работа стала для актера настоящим подарком судьбы.
А песня, которую он исполнил, поднимаясь по эскалатору метро «Университет», — «А я иду, шагаю по Москве», — превратилась в настоящий хит. Позже он не раз говорил, что одной из главных удач в его жизни было знакомство с Данелией — человеком талантливым, обаятельным и невероятно легким в общении. «Успех картины сделал меня узнаваемым, но главное, окончательно укрепил в выборе профессии», — признавался Михалков. После съемок Никита без сомнений подал документы в Щукинское училище.
Сэр Генри Баскервиль («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)
В знаменитом детективном сериале Никита Михалков играет наследника поместья, который приехал в чопорную Англию из Канады. Режиссер Игорь Масленников хотел в этой роли снимать Николая Губенко, но тот отказался. Пригласить Михалкова режиссеру посоветовал оператор Юрий Векслер — его жена Светлана Крючкова в тот момент снималась в михалковском фильме «Родня». Когда актер приехал на съемки, все поняли: сэр Генри будет отличаться от сценарного образа. Никита Михалков с ходу сделал его комедийным персонажем.
Сценарий переписали, придумав противостояние буйного американца в волчьей шубе и сдержанных англичан с их овсянкой, и получилась одна из самых ярких серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». За компанию с Михалковым приехал сценарист, актер и художник Александр Адабашьян. Друзья стали вмешиваться в съемки и даже слегка командовать режиссеру. Тогда Игорь Масленников, чтобы прекратить поток советов, как лучше снимать фильм, решил занять Адабашьяна ролью Бэрримора. Вместе с фразой «Овсянка, сэр!» эта роль стала визитной карточкой актера.
Судовладелец Паратов («Жестокий романс»)
Эльдар Рязанов с самого начала видел в роли Карандышева только Андрея Мягкова, а Паратова был готов отдать лишь Никите Михалкову. Режиссер сразу сказал актерам, что если хотя бы один из них откажется, — фильма не будет. К счастью, оба согласились. Михалков в роли барина был невероятно органичен! Красивый негодяй, который с шиком прокутил состояние и теперь жертвует своими и чужими чувствами ради выгодной женитьбы, положительным героем не стал, но многие даже не смогли его осудить. А зрительницы почти поголовно были очарованы этим Паратовым, несмотря на судьбу влюбленной в него Ларисы Огудаловой…
Никита Михалков настолько вжился в образ разгульного барина, что устраивал регулярные банкеты всей съемочной группе. Как-то раз местные жители даже вызвали милицию, чтобы утихомирить гуляющих в ночи актеров. Но приехавший наряд был настолько поражен застольем с участием Никиты Михалкова, Александра Панкратова-Черного, Алисы Фрейндлих, Георгия Буркова и других звезд советского кино, что милиционеры попросили разрешения посидеть в их компании. По результатам опроса зрителей, драма «Жестокий романс» стала лучшим фильмом года, а Никита Михалков был признан лучшим актером года.
Комдив Котов («Утомленные солнцем»)
Самая масштабная работа Никиты Михалкова. Первая часть фильма «Утомленные солнцем», где он был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли, вышла в 1994 году, а спустя пятнадцать лет появилось продолжение.
Сценарий Никита Михалков писал вместе с Рустамом Ибрагимбековым — своим соавтором со времен ВГИКа. События закручивались вокруг комдива Сергея Котова — героя войны и любимца Сталина. Однажды к нему на дачу приезжает старинный друг семьи, который когда-то ухаживал за его женой, и с этого момента жизнь семьи рушится…
Роль комдива Никита Михалков сразу писал под себя, но допускал, что его может сыграть Владимир Гостюхин. Все решило участие в фильме маленькой дочери режиссера — с отцом Надя чувствовала себя более уверенно. В 1995 году драма «Утомленные солнцем» стала победителем премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. До сих пор это единственный «Оскар» российского кинематографа в этой категории.
Интересный факт
На счету Никиты Михалкова более 30 проектов в качестве режиссера, свыше 55 актерских работ. Последние годы артист предпочитает документальный жанр: в 2020-м он появился в фильме «Станиславский. Жажда жизни», в 2022-м — в короткометражке «Мастер шот», в 2025-м — в картине Николая Бурляева «Никита». Сегодня Михалков руководит театральным центром «Мастерская «12».