Спектакль «Мама» в театре им. Моссовета стоит смотреть, даже если вы не знали, что пьеса французского писателя Флориана Зеллера «Мама» – это часть написанной им трилогии «Папа», «Мама», «Сын». Но если знать – будет интересно не только, забыв обо всем, смотреть захватывающий сюжет, но и анализировать все три истории, перекликающиеся друг с другом, объясняющие те или иные события. Впервые у театралов, видевших «Папу» в «Современнике», а «Сына» – в РАМТе, появилась возможность увидеть и «Маму» (написанную, к слову, первой). Этот прорыв реализовал молодой режиссер Павел Пархоменко (в 2014 году окончивший режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС на курсе О.Л. Кудряшова).
Если учесть, что в «Современнике» спектакль «Папа» поставил Евгений Арье, а над спектаклем «Сын» в РАМТе поработал Юрий Бутусов – маститые, опытные режиссеры, то задача перед Павлом Пархоменко стояла очень непростая. И, надо сказать, у него всё получилось – благодаря практически идеальному выбору актрисы на роль главной героини.
Театр Моссовета пригласил на роль мамы заслуженную артистку России Анастасию Светлову. И она так сыграла, что об этой премьере тут же заговорила вся Москва. Театральные критики, отметив, что каждый участник спектакля был на своем месте, все же подчеркивали, что, по сути, двухчасовой спектакль, эмоции в котором накаляются до самого финала, оказался настоящим бенефисом Анастасии Светловой.
Она буквально приковывает внимание зрителей к своей героине Анне и к происходящему с ней в ее собственном доме. Анна предстает перед нами не в самый лучший момент ее жизни. Муж объявил, что завтра на несколько дней уезжает в командировку, она подозревает, что он наверняка ходит налево, а потому нервничает и комплексует. Дети Анны, дочь и сын, уже давно взрослые, живут отдельно и редко дают о себе знать. Почему Анна не может занять себя каким-то делом, как робко предлагает ей муж, становится ясно не сразу. Факт только в том, что она не работает, целыми днями занята своими мыслями, часто депрессивными. Она может немного убрать, прогуляться до магазинчика и купить себе красное платье, что-то приготовить, но всё это без вдохновения… Анна постепенно раскрывает свои переживания: раньше, пока дети росли, она была всем нужна, жила ради детей. Но вот они выросли и уехали, и теперь мама, по сути, стала лишней.
Одиночество ее пугает, она спасается и снотворным, и антидепрессантами, и вином. Всё вместе дает адскую смесь поведения женщины на грани и даже за гранью безумия. Сразу так и не скажешь, что из происходящего – реально, а что – плод ее воспаленного воображения.
Художник спектакля Юлия Лайкова создала для персонажей спектакля не уютный родительский дом, куда хотелось бы возвращаться, а нечто противоположное. Всё вокруг серо, тускло, даже пыльно. Шаткие конструкции словно подчеркивают неустойчивость происходящих событий. Выползающий из угла дым словно окутывает героев и весь дом, в котором внезапно возникает некий клоун (он объявляет название очередной части драмы). В этом же дыму пропадает любой человек, который только что разговаривал с Анной. Из ниоткуда может появиться вся семья Анны – каждый со своим музыкальным инструментом – и так же нереально исчезает… Во всем этом видится намек для зрителя, что, возможно, мир, в который погружена Анна, призрачный, а не настоящий?
Впрочем, как это не настоящий? Вот же, поссорившись с девушкой, в родительский дом приезжает сын Николя. Для мамы – счастье! Анна на глазах расцветает, оживает. Она весела и бодра, месит тесто, предвкушая, как угостит сына пирогом... Всё снова обретает смысл... Но, как заметила в одном из интервью сама Светлова, рассказывая о своей героине, «мама очень тяжелая. Мама категоричная, требовательная, эгоистичная в своей любви». Это женщина, которая полагала своим делом контролировать каждый шаг детей, пока они росли. Ей и теперь хочется знать о своих близких буквально всё. А когда она не получает информации, в ее голове выстраивается собственная версия, потому что она же должна всё знать… В том числе – о том, почему сын поссорился с девушкой (благодаря чему появился в родительском доме). «Она что, изменила тебе? И этот человек был такой самец, лучше тебя?..» – фантазирует она. Дальше идут слова о том, что эта девица тебя недостойна – в худших традициях отношения матери к выбору сына. Понятно, что он реагирует на мать болезненно.
Кстати, девушка Николя тоже появится в доме – и каким-то карикатурным поведением словно будет оправдывать мнение Анны. И где-то тут подсказка – так видит только Анна, а для сына с ее появлением расцветает радуга...
Но сама мама не хочет замечать, что событиями словно никто не управляет: они несутся сами, нагромождаясь друг на друга, смешиваясь и разлетаясь, там не только пирог подгорел – мир распадается! И вот, наконец, Анна обнаруживает себя на больничной койке… Развязку надо обязательно смотреть и самим оценивать. Весь спектакль – это одновременно и трагедия, и фарс. В одни моменты в зале будет смех, в другие – потрясение. Спектакль заставляет думать о главном в жизни – о семье. О том, что у каждого в ней свой взгляд, но далеко не всегда мы умеем с этим считаться. И да, стоит увидеть все части трилогии Зеллера, чтобы получить бесценный опыт проживания внутри семьи. Это тот случай, когда чужой опыт может встряхнуть и научить поступать лучше.
Следующие спектакли «Мама» в театре Моссовета – 5 и 18 декабря. Не пропустите!