Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Нина Чусова считается одним из передовых режиссеров в мире театра.
Анжелика Пахомова
|
24 Февраля 2025
Нина Чусова. Фото
Нина Чусова
Фото: Филипп Гончаров

Нина Чусова считается одним из передовых режиссеров в мире театра. Когда она еще была студенткой, ее постановки приняли РАМТ и «Сатирикон». Позже Нина создавала театральные хиты у Галины Волчек, сразу предоставившей ей большую сцену «Современника». Спектакль Чусовой «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли несколько лет собирал аншлаги в Театре Моссовета, а сейчас это делает «Маскарад» в Театре Российской армии. Режиссер рассказала «Каравану историй» о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны.

— Нина, хотелось бы начать с ваших корней. Город, где вы выросли, сформировались... Что такое Воронеж вашей юности, вашего детства?

— Вообще, конечно, всё из этого города — все мои профессии, моя любовь к искусству. Мои родители не имеют к театру никакого отношения. Мама — медик, папа — преподаватель в техническом институте. Я — отличница в школе. Мама, конечно, мечтала, чтобы я поступила в мединститут. Это еще были такие годы, что с золотой медалью тебе везде была открыта дорога. И конечно же, в семье говорили все время о профессии врача. Но тайно от них я все равно планировала этот бросок в сторону искусства. Всю жизнь хотела быть режиссером и никогда — артисткой, мне нравилось видеть все целиком и сразу. Это, наверное, еще с детского сада началось. Каждый год у нас готовилась елка. А я была очень высокая, и меня никогда не брали в главные героини, на Снегурочку или Лисичку. Я обычно стояла сзади какой-нибудь Березкой. Думала: «Ну что же это за елка, ну не получается, надо самой что-нибудь сочинить». Сначала дома придумывала разные перформансы, с подружками мы играли.

— А зрители — родители, родственники, соседи?

— Да-да. Иногда даже без зрителей, но все равно мне это так нравилось! Придумывать какие-то истории, сказки, существовать в них. А в школе уже активно делала разные вечера, песни писала, сочиняла сценки, КВН организовывала. Это называлось председатель культмассового сектора. Притом класса с шестого я им была всегда. И уже в восьмом классе для десятиклассников делала выпускные вечера. Это все мне так нравилось, казалось, что вот это мое. Даже не игра, а именно организация. Для меня Воронеж еще, конечно, — это первый поход в театр, воронежский ТЮЗ. Это я до сих пор помню. Постановка «Сын полка», не знаю, сколько мне было лет, может быть, семь, вот когда я поняла, что такое спектакль. И у меня в этот момент внутри что-то перещелкнуло: это же ненастоящая жизнь, а ты смотришь, проникаешься и переживаешь. Я думала: как же так получается, что вот в эту ненастоящую жизнь можно верить, что ее можно как-то создавать? И все эти люди для меня сразу же стали небожителями. И таким уважением я к этому прониклась!.. Потом написала во ВГИК, потому что мне хотелось быть режиссером... Мне было 16 лет, это 1988 год.

— Это еще советская система. Значит, вы писали прямо от руки, письмо по почте...

— Да, но напечатала его на машинке. Я писала и экспликацию... Узнала, что это такое. Но тогда нельзя ведь было загуглить, надо было пойти в библиотеку. Как я это нашла все! Представляете, как быстро время идет, что я не помню как. Через газеты, журналы... Ответ пришел по почте. Они написали: чтобы стать лидером, сначала надо научиться петь в общем хоре. Я это поняла как инструкцию к действию: надо на актерский поступать. Благо занималась художественным чтением, разные конкурсы в Воронеже выигрывала. Вообще вела активную творческую жизнь. У меня не было такого, что вот я случайно шла, зашла в институт...

— Ну да, знаменитая актерская сказка «увидела объявление на улице и случайно зашла»...

— Нет, это вообще не про меня. Изначально я шла по этому пути. А путь был очень сложным и тернистым и продолжает таким оставаться, но мне очень интересно. То есть меня жизнь ведет все время по спирали, и на витке выше происходит нечто другое... У меня даже не было вопроса, кем я хочу быть, как будто было указано: иди вот по этому пути.

— Но вам сказали, что перед тем, как стать режиссером, надо побыть актрисой.

Нина Чусова
Когда мы сделали «Мамапапасынсобака», люди, приходившие смотреть «тот «Современник», который они знали, вставали и уходили. Виталий Вульф говорил: «Ужасно, ужасно!» и демонстративно вышел из зала
Фото: Филипп Гончаров

— Да. И я поехала, понятно, в Москву. Я же такая прекрасная, везде первые места занимала. И дальше пошло — МХАТ, «Щука», «Щепка»... Где-то до третьего тура дошла, но везде пролетела. То есть все, не получилось.

— Большие конкурсы были тогда?

— Гигантские, вообще просто нереальные. И когда я это все поняла... А я-то не была готова к этому. Потому что мне уже играли в Воронеже медные трубы. Притом мы выступали вместе с Юлей Началовой, она же тоже воронежская. Юля, маленькая, пела песни, вообще шикарная была, а я стихи читала. Мы с ней пересекались еще на школьных мероприятиях, у нас была художественная самодеятельность школ... И Юля пела песню про жирафов, такая милая, прекрасная...

— Что вам говорили в московских училищах? Не годится внешность?

— Они ничего не говорили. Они же особо не распространяются...

— Просто не видишь себя в списках на следующий тур.

— Не видишь себя в списках. Но я знаю почему. У меня был такой столбняк! Скажем так, у меня же еще гиперответственность, это из-за синдрома отличника. То есть я либо должна быть сверхсовершенной, либо вообще никак, у меня нет серединки типа «а вот здесь просто на органике». Либо вообще все выключается, либо включается все сразу. И конечно, когда я приехала в Москву из этого города, где народу мало, а тут такой конкурс, толпы людей... У меня просто кружилась голова и было ощущение, что я на какую-то голгофу иду. Ни грамма органики у меня не наблюдалось... Я читаю, а меня тошнит, плохо, отвратительно все. Как будто даже до конца не могу дочитать, так мне плохо. У нас это называется актерским зажимом. Я же сама теперь принимаю экзамены и очень понимаю состояние этих бедных студентов, которые находятся по ту сторону. Но я умею разжимать.

— А на самооценку не повлияли эти отказы?

— На самооценку это так сильно повлияло, что в последний запланированный институт я даже не пошла. Это был ГИТИС. Помню, плачу, рыдаю, стоя на Красной площади: «Мама, поехали, не хочу больше ничего». И единственный институт, куда я не пошла, это ГИТИС. И потом удивительно, проходит круг, и именно туда через несколько лет я поступаю на режиссуру. А тогда я вернулась в Воронеж... Мама советовала: «У нас еще есть время, иди в медицинский». Но я поступила в Воронежский институт искусств, на актерский факультет. И такая свободная, легкая, на пианино играю, песни пою, стихи рассказываю — все просто офигели. Без конкурса, без всего — сразу на четвертый тур. Да, потому что не было этого зажима. Мы боимся страха, а надо в него входить. Ты же никуда не денешься от этого чувства, но нужно сквозь него проходить, и там дальше — освобождение. Очень часто я потом сталкивалась с такими серьезными ситуациями, где нужно было пройти через неверие в себя, через всякие такие тяжелые штуки. И так я поступила, отучилась с удовольствием, все замечательно.

— То есть вы прошли весь путь обучения актера, все, что положено.

Павел Деревянко
Сцена из спектакля «Великолепный рогоносец» с Павлом Деревянко в главной роли, Театр имени Моссовета, 2018 год
Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

— Да. Но там у меня уже четко сформировалось желание быть театральным режиссером. Именно в театре я увидела эту магию. Мне нравилось, что передача энергии между зрителями и актером происходит здесь и сейчас, что ты можешь управлять залом в моменте. Не в кино, в монтаже, а вот здесь и сейчас, как будто ты творишь историю. Но после института я все равно пошла по пути артистки, была приглашена в Самарский академический театр драмы. Он тогда славился на всю Россию, попасть туда было совершенно невозможно. В Москве тоже много наших воронежских, мы так и назывались — «воронежская грядка». Это Федя Добронравов, Дима Дьяченко, режиссер «Богатырей» и «Чебурашки», мой однокурсник. С этого нашего курса много известных людей в Москве сейчас, и все занимаются искусством. Тогда нас, нескольких человек, взяли в Самару, мы решили там остаться работать артистами. Я играла Нину Заречную, вообще всех героинь.

— Значит, я сейчас не услышу классического рассказа, как в театре гнобили, как ролей сначала не давали?

— Нет! Все шло так прекрасно, что аж тошно. И даже по финансам, что называется, молодая артистка в шоколаде. Здорово, конечно, но я понимала, что это не то, чего мне хочется, это не та история. И все равно, будучи в Самаре, я уже ставлю спектакль по Уильяму Сарояну «Эй, кто-нибудь!», потому что не могу не ставить. И проработав там год или два, все равно решаю ехать... Куда? В ГИТИС, поступать в мастерскую Марка Анатольевича Захарова. Это у нас где-то уже 1993 или 1994 год.

Приезжаю в мастерскую... А я же героиня, такая худенькая, тоненькая была, сексуальная, в коротенькой юбочке, вся такая нафуфыренная. Захожу: «Я хочу быть режиссером». Сидят его помощники, говорят: «Слушай, а ты уверена, что хочешь быть режиссером? Может, в артистки?» — «Я уже артистка». Меня даже слушать не стали. То есть типа ты посмотри на себя в зеркало, выйти в коридор, пообщайся с людьми, которые поступают на режиссуру.

— В образ не попали.

— И поэтому на следующий год я уже целенаправленно готовилась: состригла все эти косы, поменяла внешность, окрасила волосы в какой-то невероятный красный цвет, надела брюки. Полностью сменила имидж. В театре все меньше и меньше мне нравилось играть, все больше и больше нравилось ставить спектакли, работать художником, рисовать, что-то придумывать. Я подготовилась так, что у меня и картинки, и экспликации, и разборы пьес, и, наверное, четыре спектакля на выбор, какие я хочу сделать.

Звоню Андрею Егорову, в Театре армии он был ведущим артистом, тоже мой однокурсник по Воронежу. Говорю: «Андрюш, ты должен устроить мне встречу с Хейфецем вне стен ГИТИСа». Я знала, что Хейфец тогда курс набирал, его имя гремело... «И как я это сделаю?» — спросил однокурсник. «Как угодно! Обмани его, наври, скажи, что я твоя жена... Не знаю как, но придумай что-нибудь, пусть он мне уделит две минуты, три». — «Ты сумасшедшая...» Я говорю: «Андрюш, сделай это». Помню, «Школа современной пьесы», Хейфец выходит... Вот дверь открывается, и у меня есть несколько минут... И я вот так по полу разбрасываю экспликации, картинки — это, это — и рассказываю, что-то объясняю, как я вижу этот спектакль, что я уже поставила. Он был впечатлен, сказал: «Да, я понял...» И меня отправили опять без экзаменов сразу на третий тур. Хейфец написал записку в приемную комиссию. Да, я уложилась меньше чем в один день. Помню мой внутренний посыл, он был какой-то сверхчеловеческий, мне так хотелось, так хотелось, что я точно знала, что это случится! И дальше все шло очень хорошо. И курс у нас замечательный. Поступила я в 1996-м, а диплом дали в 2001-м.

— Я это время хорошо помню. Это неперспективное время для театров и кино. Если кто-то в те годы шел на актерский, говорили: «Ты что, с ума сошел, ты будешь голодать...» Все стремились к профессиям юриста, экономиста...

— Я об этом даже не думала. Знаете, как скажу? Вот мне Бог дает. У меня вообще никогда не было проблем. Когда рассказывают о голодных временах, я этого не могу о себе вспомнить...

— Как, вы не жили в подвале с крысами? Не спали на кольцевой метро?

Александр Домогаров
Сцена из спектакля «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли, Театр имени Моссовета, 2022 год
Фото: Сергей Петров/пресс-служба театра им. Моссовета

— Нет. Я вообще судьбе благодарна за то, что в принципе все было хорошо. А если не хватало, мы зарабатывали. Студентами работали в клубах, ездили летом по Краснодарскому краю, по всем этим югам, ставили детские сказки-шоу и так далее — мы всегда работали. У нас не было субботы и воскресенья, чтобы полежать. В итоге мы потом очень дружили с захаровским курсом, у нас были общие спектакли, и до сих пор мы дружим. То есть и тот курс, куда я хотела поступить, и куда поступила — все получилось. Еще раз скажу: это волшебство на самом деле...

Уверена, чем быстрее люди научатся работать, тем лучше. В тепличных условиях и возникает эта нищета. Тебе плохо? И что теперь? А давай придумаем что-то. Вот мы сидим, нет еды. Так, на Таганке открылся клуб...

— Извините, что вы имеете в виду под словом «клуб»?

— Мы работали в разных видах клубов, я даже не буду перечислять. (Улыбается.) И Новый год, и праздники, и дни рождения, придумывали программы, капустники, веселились. Иногда даже нас выгоняли, обманывали нас, но ничего, мы все это преодолевали каким-то образом. Помню, Паша Деревянко изображал дрессировщика блох в женском купальнике.

— Кого?!

— Дрессировщика блох. Разные такие образы. На Таганке был клуб артистический, и мы должны были каждую неделю придумывать новые программы. Это было ужасно! У нас заканчивались идеи, но ничего... Помню, в детском саду мы сидим, я Лисичка, мой друг Алексей Крикливый, который потом долго являлся главным режиссером в Новосибирске в театре «Глобус», Зайчик. Сидим, курим: «Боже мой, мы с тобой режиссеры, отличники — ты Зайчик, я Лисичка, детский сад!» Вот так. Но это и есть школа, а вот сидеть и думать: «Ой, когда наступит мое время, когда у меня будут условия?..» Да никаких условий! Ты сам выстраиваешь эту жизнь, и никто другой за тебя это не сделает. И надо просто не бояться этого. Хочешь есть — иди вон Лисичкой побудь, все будет замечательно.

— Я даже не представляю, что было в театрах в 2001 году. Какая была атмосфера? Держались, наверное, самые стойкие?

— Я скажу так, наоборот, была смена. Миллениум — прекрасное время для театра. Все «старики» типа Галины Борисовны Волчек, Олега Павловича Табакова начали приглашать молодых режиссеров. В это время мы как раз создаем вот эти все спектакли — «Мамапапасынсобака» и другие. Была такая атака — современной новой режиссуры. Помню, нас называли «полумэтры» в какой-то газете. У меня опять же счастливая судьба: еще учась в ГИТИСе, я поставила спектакль «Шинель» по Гоголю, где Деревянко играл. И Алексей Бородин взял в РАМТ этот спектакль. Ну такого не бывает!

— Студенческий?

— Студенческий спектакль он взял к себе в театр вместе с артистами. Это чудо чудесное какое-то! И мы в итоге создали там Малую сцену. То есть мы первооткрыватели сцены, которая сейчас процветает в РАМТе. И одновременно с этим меня приглашает Константин Райкин делать спектакль. Да, на Малой сцене, но я выбираю не хухры-мухры, а «Гедду Габлер» Ибсена, это сложнейший материал. Он мне дает любых артистов. Потом меня стали все пугать Райкиным: он сейчас придет, все переделает. Появляется Константин и говорит: «Я не могу сунуться туда к тебе, потому что ты так все простроила». И первый раз в жизни он вообще ничего не переделал. Это невероятно — молодому режиссеру открывают двери и предлагают делать то, что он хочет. Так не бывает! И тут же сразу звучит приглашение от Галины Борисовны Волчек: «Делай пьесу».

Сцена из спектакля
Сцена из театрально-циркового шоу «Антигравитация», ДК имени Горбунова, 2023 год
Фото: Василий Кузьмиченок/агентство «Москва»

— Вы знаете, время так быстро летит, что сейчас уже людей, которые ее видели в силе, не так много. Какой вы ее запомнили?

— Я ее называла своей мамой в театре. Она тогда, именно в эти миллениумные года, аккумулировала вокруг себя молодых режиссеров. Она хотела, чтобы в репертуаре театра присутствовали современные постановки и чтобы это отличалось от всего... Я помню, когда мы сделали «Мамапапасынсобака», люди, приходившие смотреть «тот «Современник», который они знали, вставали и уходили. Виталий Вульф вообще говорил: «Ужасно, ужасно!»

— Он это сказал в зале?

— Да-да, и вышел громко. А потом пришел свой зритель, и билетов невозможно было достать вообще.

— А первые эти провалы не пугали? Волчек нормально отнеслась?

— Она понимала, что придет другая публика, и не ошиблась. На самом деле во всем этом есть какое-то провидение, в нашей встрече... Мы с Галиной Борисовной дружили, я даже к ней в гости ходила и на дачу ездила. Все придумывалось так легко... Конечно, она строила нас, молодых, иногда ее настроение было не радужным... Естественно, на ней такой груз — театр. Тащить это все на себе — большая ответственность. Но мы ладили. И потом она сказала: «А не хочешь ли ты взять что-то классическое и посмотреть на это своими глазами?» И тут у меня возникла в мыслях пьеса «Гроза». Ну это все сумасшествие — я до сих пор не понимаю, как она мне все это разрешила. До сих пор нет подобного спектакля с таким художественным решением. Во-первых, у меня был художник — архитектор. Двести окон открывались и закрывались. Дождь шел, там столько механизмов, столько технологических приемов, которые до сих пор еще никто не сделал в таком количестве, ну это прямо очень сложно.

— То есть вы приходили с этими идеями, и вам говорили: «Да пожалуйста!»

— Ей нравилось: «Да, давайте делать». В этом была ее смелость — поверить молодому режиссеру. А еще голуби там были живые по всему периметру — это все по-настоящему. И для меня это стало какой-то точкой отсчета. Я не делаю простых постановок, у меня просто это не получается. Заложена эта мультижанровость, объединение разных видов искусства под одной крышей.

— Но все-таки вы почему-то много в провинции ставили. Это потому что было мало предложений в Москве?

— Дело в том, что я начала заниматься мюзиклами. Тогда их мало было, это направление считалось новым. А мой друг-товарищ Сергей Дрезнин предложил ставить «Екатерину Великую». Мы по Москве ходили, ходили с этим мюзиклом — кто его поставит? Никто не брался за музыкальные хроники. И продюсер, директор — великий директор! — Свердловской музкомедии Михаил Сафронов заинтересовался этим. Его не испугало количество действующих лиц, музыки, декораций, он начал лоббировать этот проект, и мы на сцене Свердловской музкомедии сделали «Екатерину Великую». Шестнадцать лет идет спектакль — до сих пор! Это единственный русскоязычный мюзикл, который мы вывозили за границу. В Германии играли полные залы. То есть аналогов вообще нет. Но случилось все в Екатеринбурге, и дальше у меня история с провинциальными театрами продолжилась. Это и новосибирский «Глобус» замечательный, там тоже мюзиклы я делала. И все спектакли идут по много лет.

Нина Чусова
В спектакле важно все, каждая деталь. Как в той «Грозе», когда мы делали вот эти двести окон, они там существуют перед закрытием занавеса секунд тридцать. А мне потом письма писали, стихи про эти окна...
Фото: Филипп Гончаров
Нина Чусова. Фото
Нина Чусова
Фото: Филипп Гончаров

— По моим наблюдениям, вы делаете спектакль достаточно быстро... У вас почти нет застольного периода...

— Да, в театре это практикуется — недели четыре сидят и разговаривают. Я действую так: делаю расстановки. Мы можем говорить сколько угодно: герой такой, сякой, но внутренне все равно ничего не проявится, ты должен ногами и руками это прочувствовать. У тебя есть тело, которым ты все это должен выразить. А тело — оно должно понять. Я же много книг по психологии читала, у мамы они были. Я вообще раньше разбирала всех по психическому заболеванию.

— Вы имеете в виду, что разбирали героев?

— Да, героев, какое у кого психическое заболевание. И вот рассматриваешь все как некий дурдом, а потом все становится на свои места. Ну что такое психическое заболевание? Это черты характера, выведенные до какого-то предела. И это очень здорово, то есть остроту каждого персонажа ты ощущаешь на уровне болезни, что тоже немаловажно для меня как для режиссера. Тот же Ричард III — он весь у нас разобран.

— «Ричарда» я посмотрела два раза... Первый раз это был вообще шок. Второй раз, отойдя от шока, хотелось пойти в детали. Но как вам пришло в голову это ставить?

— А было так. Нас с Домогаровым связала бывший директор Моссовета Валентина Панфилова... Говорит: «Твой артист». Я ответила: «Ух, Домогаров, я его боюсь». Думаю, ну ладно, сложная задача, я люблю, когда вдруг возникает такая сложность, значит, она для чего-то нужна. И вот Александр сидит такой суровый: «Ну, что будем ставить?» Начинаю предлагать. Ничего не подходит, «какой Дон Кихот, что там играть...» Еще что-то, еще... Все отвергнуто. И у меня уже такое бессилие, я говорю: «Саш, что ты хочешь играть? Что я все время предлагаю, ты ведь артист». — «Ричард III». Это было самое ужасное название, которое я могла услышать. Потому что я ненавидела шекспировские хроники, в институте это было самое сложное: вообще непонятно, кто кому кто, зачем. Думаю: «Боже мой, ну нет, ну какой «Ричард III»... А оказалось, что Александр давно уже об этой роли думал, и он боялся это даже произнести. Потому что он вроде бы ни по каким параметрам на Ричарда III не подходит — ни по росту, ни по внешности. Не знаю, можно ли это говорить, но Домогаров так хотел уйти от клише героя-любовника... Ему нужно было себя изуродовать, уничтожить. Того красивого, прекрасного, которого все знают, чтобы поняли, что он может быть другим, перейти в иное амплуа. Очень мало людей с этим справляется. Он же не был каким-то характерным героем, он всегда был героем. Сирано де Бержерак, допустим, но все равно герой.

Это такой ресурс огромный — знаменитый артист, уже больной ролью. Я поняла, что он станет как бы моим проводником вот в эти хроники, во все эти истории. И дальше Шекспир мне начал помогать. Понимаете, что такое артист, больной ролью? Это уже 80 процентов успеха.

— Это огромная работа.

— Это было просто невероятно. Это даже никто не понимает. Меня еще спрашивали: «А чего у тебя так героев-то много?» А сколько их было до этого! Даже никто не знает, кто с кем соединен, кто куда перенесен, все это сделано ювелирно. Все это нужно было расчистить. Мы рисовали, кто кому кем приходится, как это показать, с кем соединить и так далее. И поиск, конечно, именно кто такой Ричард III, что с ним случилось, почему. В итоге у нас получилось, что его — отрицательного, казалось бы, персонажа — все любят в зале, все ему сочувствуют... То же самое и на «Маскараде» получилось. Но этот спектакль... Я вообще думала, Саша там умрет, что у него сердце разорвется, непонятно, где заканчивался Домогаров и начинался Арбенин.

— Но если в «Ричарде» я бы ждала успеха, потому что интересная, редкая пьеса, то в «Маскараде», когда это все началось, хотелось спросить режиссера: «Пьес, что ли, мало? Опять «Маскарад»... Их в Москве сейчас идет пять — семь...»

Сцена из спектакля
Да никаких условий! Ты сам выстраиваешь эту жизнь, и никто другой за тебя это не сделает. И надо просто не бояться этого. Хочешь есть — иди вон Лисичкой на елке поработай, все будет замечательно
Фото: Василий Кузьмиченок/агентство «Москва»

— Ну потому что это и моя мечта была — «Маскарад», и я всегда видела в этом остросюжетную приключенческую историю... Но это так и есть — молодой человек Лермонтов написал «пиф-паф-историю». С «Маскарадом» еще такая штука: я предложила это делать в Моссовета, естественно. Но там сказали: «Нет, у нас будет делать Марчелли». И тогда я подумала о Театре Российской армии. У меня все сошлось: здесь Домогаров играл когда-то мальчика Звездича, а теперь возвращается в роли Арбенина... Девочка эта, Нину которая играет, Карина Балашова, она вообще студентка была.

— Да, вы знаете, первый раз я увидела по-настоящему юную, красивую Нину. Потому что к этой роли стремятся актрисы, и часто она достается уже той, которой за пятьдесят...

— Она вообще неумеха была, и для меня это так важно. У меня были три девочки... Думаю, вот какая выживет.

— Реально?

— Да. У нас была договоренность. Я говорю: «Саша, мне очень важно, почему молодая девушка выходит замуж за такого... немолодого уже человека, за что тебя вообще можно полюбить? Поэтому давай у нас будут только девочки 20 лет, которые еще, может быть, даже и учатся. И вот мы посмотрим, кто выживет».

— То есть репетиции были с каждой?

— Это как психологический тренинг. Очень странные репетиции, потому что дотронуться до артиста, поцеловать и так далее этой маленькой 20-летней девочке было страшно. И вот эта Каринка, самая юная, с таким невинным лицом! Чую, девка внутри с таким стержнем, и она обошла всех. Удивительно, вот этот жесткий мужичина Домогаров с невероятной нежностью относится к этой девочке, к актрисе, именно потому, что она нашла с ним общий язык, нашла эту связку. И она тоже такая же, без кожи. То есть они одной крови оказались, и это очень здорово. У Александра очень завышенные требования как к себе, так и к окружающим. И тут уже просто надо принять эти условия игры. Если ты садишься играть с таким игроком, ты должен потренироваться.

— Причем это касается всей труппы.

— Да, всей труппы. Он может сказать спокойно крепкое словцо кому угодно, ему вообще все равно. То есть ты должен мышцы-то подкачать... Там же, в «Маскараде», много молодежи участвует — игроки, кавалеры, дамы. И все сначала пришли на репетицию уже с таким гонором: «Ну не знаю, надо ли нам участвовать, мы же массовка». А сейчас никого не выгонишь, никто не хочет уходить, они так любят этот материал, этот спектакль, Домогарова обожают все. Потому что он аккумулирует вокруг себя профессионализм. И они рядом с ним становятся еще выше в профессии, четче, лучше, интереснее, более запоминающимися, не серая масса, сто процентов. Он прямо настоящий вожак, что немаловажно. Это так должно быть: в каждом спектакле должен быть этот вожак, за которым вся остальная труппа этой постановки начинает шагать и быть самими собой, быть теми небожителями.

— Мне кажется, что сложные задачи на сцене — это вообще ваш профиль.

Сцена из спектакля
Паша Деревянко блистает, мы получили какие-то награды. И вдруг говорит: «У меня этот спектакль вызывает душевное неравновесие. Каждый раз у меня стресс, я стану психически больным»
Фото: Василий Кузьмиченок/агентство «Москва»

— Я люблю сложных людей. Не то что люблю, а меня с ними сводит судьба... Паша Деревянко тоже непростой, долгое время он вообще был моим артистом. У меня с Пашей были все-все спектакли.

— Он же ваш однокурсник, я правильно понимаю?

— Да, он был прямо мой талисман, я на него ставила. Эта его индивидуальность! Паша сейчас для многих комический артист, а для меня он был трагикомический. И я считала и до сих пор считаю, что он наиграется в эти сериалы свои и вернется. Ушел сейчас отовсюду, ничего не хочет в театре играть. А у него чрезвычайный дар, чрезвычайная органика, необычная. Из нее можно лепить какие-то удивительные человеческие судьбы.

— Вы говорите, что он сложный. Это что значит?

— Сейчас я расскажу. Он же мне сорвал спектакль. Не то что сорвал, я его отменила. С Юлией Хлыниной они играли «Великолепного рогоносца» в Моссовета. Билетов не достать, полные залы. Паша блистает, мы получили какие-то награды, неимоверное количество. И вот приходит Паша, ему играть. Говорит: «У меня этот спектакль вызывает душевное неравновесие. Каждый раз у меня стресс, я стану с этим спектаклем психически больным». И отменяет.

— В смысле? Накануне показа очередного спектакля?

— Да. В день. Отменяет. И дальше говорит: «Я совсем не могу его играть, никогда». Естественно, для меня это удар. В общем, у него, видимо, было выгорание, потому что миллиард сериалов. Ну конечно, театр-то легче отменить.

— Но вы прямо сразу простили или был какой-то период, когда...

— Нет, я переживала так... Ты мой лучший друг, ты вообще мой родственник, кровиночка моя — и как же ты так плюнул! Потом как-то по-другому поняла всю ситуацию... Это же он сам себе яму таким образом зачем-то роет. Потому что отрывает от себя театр, где он может намного больше, чем в кино. Думаю, с Пашей еще все впереди. Он наиграется, перейдет на какой-то другой уровень, и мы что-то сделаем еще...

— Нина, хочу вам дать возможность сказать о вашей премьере — «Антигравитация».

Нина Чусова
Я люблю сложных людей. Не то что люблю, а меня с ними сводит судьба... Для меня это стало какой-то точкой отсчета. Я не делаю простых постановок, у меня просто это не получается. Заложена эта мультижанровость
Фото: Филипп Гончаров

— Спасибо. Скажем так, во-первых, все спектакли — про меня либо для меня. Каждая постановка что-то во мне нормализует, изменяет, разрушает, ненужное убирает. И «Антигравитация» — это был как раз какой-то момент мой жизненный, такой переломный... Потому что как-то и в личной жизни — с мужем разошлась, с детьми непонятно, что делать, все в подростковых периодах. В театре не пойми что... Вдруг зачем-то соглашаюсь на главного режиссера в Екатеринбурге...

— Я даже боялась про это спросить.

— Да. Еду туда. Еще, еще, там через запятую очень много, много всего, и в этот момент... Мне просто приходит — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Почему сейчас? Я читаю и думаю — вот это то, что доктор прописал. Что нужно прийти к какому-то внутреннему покою, внутреннему равновесию, чтобы начать новый этап. Но это новое и для театра тоже. В этот момент мы дружили как раз с Андреем Кольцовым, цирковым режиссером. Я говорю: «Андрюш, читай срочно, мне кажется, это твое, нам нужно объединяться с тобой и делать мультижанровое что-то. Там все летают. Я это не расскажу драматическим языком, мне нужна пластика, трюки, акробатика, нужен совершенно другой язык и совершенно другое пространство, которое не предназначено для человеческого существования». И так возникла эта стена в 45 градусов, на которой находятся актеры... Аналогов нет. Мы на фестивале «Арт-платформа» выиграли в номинации «Мультижанр». То есть уже нас стали замечать и признавать, что да, ребята, этого нет в стране.

— А сколько там реально человек участвуют?

— Реально у нас 24, это на сцене. Но и за сценой еще много людей. Мы искали, под каким градусом человек еще не упадет. Начался кастинг, пришли артисты, а там надо танцевать и делать трюки, на секундочку. Многие уходили, потому что они забирались туда, их тошнило, они не могли. И мы месяц с артистами учились ходить. Потом у них в голове перещелкнул этот баланс — и ушел страх. Это победа над страхом. Это то, о чем написано в книге. То есть они прошли путь на самом деле тот, который описан в книге, — что все возможно, только разрешите себе это. И мы до сих пор добавляем новые трюки, потому что им все менее и менее страшно, мы усложняем. Ты освобождаешь голову от страхов, и у тебя начинает все получаться. Ты можешь ходить по воздуху, ты можешь ходить по стене 45 градусов, не знаю, левитировать, еще что-то...

— А если я чего-то не могу? Физические ограничения все равно же есть... Ну на шпагат не сел...

— Садятся. Вы должны это увидеть. Я не знаю, как они это делают. Там один мальчик на этой высоте стоит на голове у другого и делает в воздухе вот такие шпагаты и так далее. Как это происходит, я не знаю. Остались дерзкие, смелые и какие-то безбашенные просто люди. Плюс еще там видеоконтент живой на экране, нужно попасть с кочки на кочку, перевернуться и остановиться, это еще и какие-то такие сложные технические вещи. Я считаю, что это опять Бог помог. Я все время говорю, что это просто срослись какие-то энергии. А мне сложно, я мотаюсь между двумя городами, Екатеринбург — Москва. Это вообще было непростое для меня время... На Камерной сцене Большого театра мы сделали, практически параллельно с «Антигравитацией», «Питера Пэна»...


Нина Чусова
Работа. Это мой жизненный ресурс. Она меня поднимает из каких-то печалей, тревог, бытовых проблем, проблем со здоровьем... Я начинаю во всем чувствовать смысл...
Фото: Филипп Гончаров

— Мне тоже, конечно, интересно, как при вашей занятости и множестве проектов вы не теряете качество... Потому что, когда я понимала сроки, которые вам даны, например на «Вертинского», я подумала, что режиссер — это формальность. Честно, не понимала, зачем он здесь. Вот тебе текст, вот песня... Но когда я увидела, как все продумано...

— В спектакле важно все, важна каждая деталь. Еще раз говорю, каждая постановка— это приключение, это априори для меня важно. Ты должен проживать какую-то, неважно, вербальную, невербальную, визуальную, но историю. Вот как ни странно, спектакль об Александре Вертинском людям зашел... Я уже на репетициях поняла: все, оно работает! Складывается, да. Появилась правильная интонация, правильные эмоциональные опорные точки. И мне недавно мой друг, человек, который повидал все, говорит: «Слышишь, Нинок, неделя прошла — меня спектакль догоняет. То образом твоего мима, то руками Домогарова. Вот эти все штуки — они начинают складываться». Это здорово. И это мне очень нравится. Как в той «Грозе», когда мы делали вот эти двести окон, они там существуют перед закрытием занавеса секунд тридцать. А мне потом письма писали, стихи про эти окна. Да, 30-секундная сцена в спектакле может сделать из него хит, хотя это, конечно же, не умаляет заслуг артистов, которые в нем играют. Настолько иногда важен вот этот всплеск, эмоциональное впечатление, которое получает зритель.

— Нина, что вам дает силы? Вот что?

— Работа. Это мой жизненный ресурс. Она меня поднимает из каких-то печалей, тревог, сложностей, бытовых проблем, проблем со здоровьем... Все отходит. Я начинаю работать, и у меня вдруг настроение улучшается. Все уравновешивается. Я начинаю во всем чувствовать смысл. Чувствовать, что я довольна. И конечно, в этом плане я очень счастливый человек.

— Вы согласны со мной, что найти свое дело, свое призвание не менее важно, чем найти своего человека?

— Это намного важнее! Это вообще самое главное.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая