Служители муз

Инна Фомина
|
22 декабря 2025

Большой и Мариинский — это созвездие блестящих артистов, мастеров оперы и балета. Продолжая великие традиции прошлого, солисты, прима-балерины и премьеры каждый вечер на сцене пишут новые страницы истории двух главных музыкальных театров России.

Полный текст интервью читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.

Владислав Лантратов: «Никакой другой такой сцены я не встречал»

Премьер большого театра, заслуженный артист России


Владислав Лантратов
Владислав Лантратов в балете «Пиковая дама»

— Влад, вы гастролировали в лучших театрах мира. Чем выделяется среди них Большой?

— Масштабом! Масштабом всего: и постановок, которые созданы специально для Большого, и зрительного зала, и сцены — никакой другой такой сцены в своей жизни не встречал, и с этим громадным пространством нам, артистам, нужно уметь работать. Большой много ездит на гастроли, на какой-то сцене наши спектакли «встают» лучше, где-то хуже. Но чтобы собрался весь «конструктор», нужно показывать спектакли именно здесь: только в этих стенах наши постановки работают по-настоящему.

— Каким был ваш путь на сцену Большого?

— У меня балетная семья: папа и мама были солистами Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. А мой старший брат Антон Лещинский танцевал в Большом и по возможности делал мне пропуска. Это было еще в старом здании, до реконструкции. Но я до сих пор помню запах того театра, его ауру — как нечто далекое, но очень атмосферное. Когда первый раз попал за кулисы — это было на балете «Чиполлино», — меня сразу захватила невероятная творческая энергетика: ходит много людей в необычном гриме, в ярких костюмах. Особенно запомнились стражники-помидоры с красными лицами, огромными усами и в смешных шляпах. А первым спектаклем, увиденным из зала, был «Щелкунчик», в котором брат танцевал Арлекина...

Екатерина Крысанова 

Прима-балерина большого театра, народная артистка России


Екатерина Крысанова
Екатерина Крысанова в балете «Коппелия»
Фото: Елена Фетисова/Большой театр

— Екатерина, вы танцуете в Большом уже 22 года. А когда первый раз попали в этот театр?

— У меня была удивительная первая встреча с Большим. На тот момент я училась в Хореографическом училище Михаила Лавровского. Мой педагог Нина Николаевна Сперанская тогда еще танцевала в Большом. И когда готовила меня к международным конкурсам в Люксембурге и Москве, сказала: «Мы завтра порепетируем в Большом, я сделаю тебе пропуск». До этого я много раз была за кулисами Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, потому что учащиеся школы там участвовали в разных постановках.

И вот я попала в Большой, в совершенно иной мир — другой запах, другая атмосфера. И конечно, он поразил меня масштабами. После репетиции в зале я сказала Нине Николаевне: «Так хочется посмотреть сегодня вечером спектакль! А можно мне где-то приткнуться?» Тогда давали «Дочь фараона» — постановку, о которой я не имела понятия, потому что ее не было в репертуаре Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Да мне было все равно тогда, что смотреть, просто очень хотелось увидеть балет в Большом театре...

Агунда Кулаева: «Для меня Большой был абсолютно недосягаемой вершиной...»

Солистка большого театра, заслуженная артистка России


Агунда Кулаева
Агунда Кулаева в опере «Царская невеста»
Фото: Олесь Парицкий

— Агунда, помните свою первую встречу с Большим театром?

— Я выросла в музыкальной семье: мои родители, брат, сестра — известные в Осетии певцы. Поэтому о Большом театре знала с детства. И когда в десять лет на зимние каникулы приехала из Орджоникидзе в Москву, чтобы навестить брата Алана (он учился в ГИТИСе), сказала ему, что очень хочу попасть в Большой. А он рассмеялся в ответ: «Туда невозможно попасть, билеты не купить». И я решила хотя бы краешком глаза посмотреть на здание, которое до этого видела только по телевизору и на фото. Сама зашла в метро — первый раз в жизни! — и доехала до нужной станции (была в валенках и куртке с чужого плеча, потому что у нас в городе суровых зим не бывает). Встала напротив огромных колонн и горько зарыдала. Мне было так жалко себя, ведь я думала, что никогда не попаду в это великолепное, сказочное здание. В этот день был сильный мороз, и слезы почти замерзали у меня на щеках...

— Ваши родители-певцы, наверное, хотели, чтобы вы продолжили их династию?

— Наоборот! Они с детства меня настраивали, чтобы я этого не делала. Потому что прекрасно знали: со стороны профессия оперного певца выглядит очень простой и красивой, но на самом деле это огромный, тяжелый труд — и психологически, и физически. Они даже запретили мне поступать в музыкальную школу. И я в детстве думала, что стану врачом, или спортсменкой (мне нравилась легкая атлетика), или юристом. Но лет в двенадцать поняла, что без музыки жить не могу. И втайне от родителей пошла в музыкалку (занятия оплачивала бабушка). Когда через полгода у меня состоялся первый зачет по фортепиано, я пригласила на него маму и папу. Они пришли, послушали и сказали: «Ну хорошо, раз уж так, учись и добивайся вершин»...

Эльчин Азизов: «Большой театр — это космос!»

Солист большого театра, народный артист Азербайджана


Эльчин Азизов
Эльчин Азизов в опере «Иоланта»
Фото: Дамир Юсупов/Большой театр

— Эльчин, первой премьерой юбилейного, 250-го сезона в Большом театре стала опера Чайковского «Иоланта». В ней вы выступили не только как певец, но и как режиссер, это ваша первая постановка в Большом...

— Эта опера для меня — судьбоносная, да, не побоюсь этого слова. 8 ноября 2008 года я дебютировал на сцене Большого, исполнив партию мавританского врача Эбн-Хакиа. И потом именно в этой роли дебютировал в очень многих театрах мира: в 2015 году — в нью-йоркской Метрополитен-опере, это была моя первая работа с маэстро Гергиевым, в Дрездене, Флоренции, Вене. Так часто пел Эбн-Хакиа в разных театрах бывших республик СССР, что в шутку сам называл себя «Эбн-Хакиа Советского Союза». В какой-то момент меня даже перестали гримировать: у меня были и подходящая борода, и длинные волосы...

Динара Алиева: «Большой театр требует высокого профессионализма»

Солистка большого театра, народная артистка Азербайджана


Динара Алиева
Динара Алиева в опере «Адриана Лекуврёр»
Фото: из архива Д. Алиевой

— Динара, вы поете в Большом уже 16 сезонов. Скажите, Историческая сцена — она какая?

— Нелегкая... Не в смысле акустики, просто на ней ощущаешь огромную ответственность, ведь в Большом творили такие великие личности. А еще чувствуешь фантастическую энергетику и мощь этого места. Кстати, иностранные гости, даже самые опытные вокалисты, очень часто теряются. Большой требует от певцов высокого профессионализма, качества, объема звука. Все-таки зал громадный, и музыканту его надо охватить, заполнить. А еще Большой невероятно прекрасен. Я пела во многих европейских театрах, но здания такой величественной красоты, такой огромной потрясающей площади перед ним не встречала. А какая замечательная тут публика! Но сначала ее надо завоевать. Сейчас мой первый выход в «Тоске» или «Травиате» уже встречают аплодисментами. И это безумно приятно! Самая моя теплая публика здесь, в Большом.

— Как вы стали солисткой Большого?

— С самого детства я представляла себя знаменитостью, не понимая, кем конкретно. Потом в родном Баку окончила специальную музыкальную школу по классу фортепиано, поступила на вокальный факультет Академии музыки. Вот тогда уже поставила себе цель: «Буду солисткой Большого». И моя мечта сбылась!...

Виктория Терёшкина: «Возвращаясь в Мариинку, я всегда «выдыхаю»

Прима-балерина Мариинского театра,народная артистка России


Виктория Терёшкина
Виктория Терёшкина в балете «Корсар»
Фото: Александр Нефф/Мариинский театр

— Виктория, помните свой первый визит в Мариинский театр?

— Еще бы!.. Я родилась в Красноярске, там поступила в хореографическое училище. А в 14 лет приехала в Ленинград на международный балетный конкурс для учащихся хореографических школ и училищ Vaganova-PRIX, и вот тогда впервые попала в Мариинский театр. Давали балет «Дон Кихот». Я была потрясена красотой зала! Нам достались билеты на самый верхний ярус, и я внимательно рассматривала хрустальную люстру, расписной плафон на потолке. Любовалась ими и думала: «Как же после такой красоты я буду заходить в наш красноярский театр?» В моем родном городе это здание построено после войны, оно простое, «без излишеств».

Но мечты попасть в труппу театра тогда у меня не возникло. Хотя на фестивале Игорь Дмитриевич Бельский, который тогда руководил Вагановским училищем, пригласил меня продолжить обучение в этом учебном заведении, но я отказалась, точнее, на семейном совете мы так решили...

Филипп Стёпин: «Мариинка была моей единственной мечтой»

Премьер Мариинского театра


Филипп Стёпин
Филипп Стёпин в балете «Лебединое озеро»
Фото: Наташа Разина/Мариинский театр

— Филипп, судьба артистов балета складывается по-разному. Кто-то быстро достигает первого успеха, но потом «скисает». А у вас все шло по восходящей. При этом звание премьера получили только в этом году.

— Я воспринимаю звание премьера не как самоцель, а как признание заслуг, места в труппе, а еще как новый импульс, чтобы продолжать идти вперед. Главное для меня — сегодня станцевать чуть лучше, чем вчера, поэтому мы с педагогом Владимиром Кимом до сих пор анализируем каждый мой выход. И еще звание — это подарок для моих родителей, артистов балета, и некое мое желание закрыть гештальт.

Да, у меня был долгий путь, почти двадцать лет. Из Вагановского училища я выпускался с красным дипломом, и у меня были какие-то амбиции. Но так сложились обстоятельства. А я по жизни реалист, всегда знал, что могу сделать хорошо, и старался делать именно это. Занять же чужое место никогда не хотел...

Владислав Сулимский: «Когда прохожу по старой Мариинке, чувствую над собой какое-то благословение»

Солист Мариинского театра


Владислав Сулимский
Владислав Сулимский в опере «Царская невеста»
Фото: Наташа Разина/Мариинский театр

— Владислав, как вы стали оперным певцом?

— Можно сказать, что случайно, ведь в детстве даже не пел в хоре... Я родился в белорусском городе Молодечно. В 7 лет родители отдали меня в музыкальную школу, но я почти сразу пропустил месяц занятий — попал в больницу с аппендицитом. А директор подумал, что прогулял. Поэтому, когда появился на уроке хора, при всех громко сказал мне: «Выйди вон!» Я очень обиделся и с тех пор не ходил ни на хор, ни на сольфеджио. А вот скрипка у меня пошла хорошо, и после 8-го класса я поступил в музыкальное училище — там же, в Молодечно.

Однако вскоре понял, что ежедневно заниматься на скрипке по 5—6 часов, особенно когда друзья гоняют в футбол, это не мое. К тому же на дворе были 90-е годы, казалось, что классическая музыка никому не нужна — вокруг все занимались «купи-продай». Вот и мы с бабушкой однажды поехали в Санкт-Петербург, чтобы торговать там белорусским сыром...

Екатерина Семенчук: «Мариинский театр — мое место силы»

Солистка Мариинского театра, Заслуженная артистка Республики Северная Осетия — Алания


Екатерина Семенчук
Екатерина Семенчук в опере «Аида»
Фото: Михаил Вильчук/Мариинский театр

— Екатерина, прежде всего поздравляю вас с рождением дочки...

— Cпасибо! Вы знаете, мне пришлось отказаться от многого для того, чтобы состояться как певица. И то, что сейчас я стала мамой — в июле у меня родилась дочка Марьям, — принимаю как подарок от Господа. Спасибо всем моим родным людям, потому что без их помощи не смогла бы так же активно работать, как и прежде. Ведь еще за две недели до рождения Марьям у меня был сольный вечер в Концертном зале Мариинского театра в сопровождении моего давнего друга и наставника пианиста Семена Скигина со сложнейшей программой — Шостакович, Дворжак, Чайковский, Гранадос, де Фалья. Кстати, и в Мариинском, и в Большом я уходила в декрет за две недели до родов и выходила из него одними спектаклями: в первом случае это «Хованщина», во втором — «Царь Эдип». В общем, в декрете, если это можно так назвать, я провела всего пару недель. Они пробежали так быстро, что не успела опомниться. Даже забыла сфотографироваться на память в своем чудесном состоянии! Одним замечательным утром, спохватившись, позвонила великолепному фотографу Михаилу Вильчуку. Сама быстро загримировалась, чтобы сделать несколько кадров в партере и на сцене родной Мариинки (спасибо всем тем, кто тогда помог!), и в 11 часов утра уже ехала в роддом...

Сергей Скороходов: «Мариинский театр — храм, в котором служат искусству»

Солист Мариинского театра, заслуженный артист республики Башкортостан


Сергей Скороходов
Сергей Скороходов в опере «Тоска»
Фото: Наташа Разина/Мариинский театр

— Сергей, как вы пришли в оперу?

— Первый раз вышел на сцену, когда еще учился в Ленинградском хоровом училище имени Глинки. Тогда ребят отбирали для участия в опере «Пиковая дама» в Малом театре оперы и балета, и я попал в этот небольшой ансамбль. Потом мы еще пели в «Борисе Годунове». Вот тогда столкнулся с оперным искусством: оркестром, хором, солистами... В моей жизни все произошло как-то естественно, пазлы сами собой сложились. Наш педагог в хоровом училище Федор Михайлович Козлов иногда говорил, показывая на вторых дискантов: «Вот там в свое время стоял Володя Атлантов, а теперь он поет в Венской опере и во всем мире». После этого я ехал в библиотеку, где был отдел пластинок, и целый вечер слушал записи Атлантова... Также напитывался искусством в Эрмитаже, который располагался рядом с нашим училищем. Мы бегали туда на больших переменах, которые длились по 40 минут, — нам надо было всего лишь перейти по мосту Мойку. Так часто бывали в этом музее, что прекрасно знали, где свернуть, чтобы быстрее попасть в Рыцарский или Египетский зал, к картинам Ван Дейка или Тициана. Поэтому, когда слышал фразу «Чтобы обойти Эрмитаж, требуется несколько лет», недоумевал: зачем столько времени тратить, если там все так просто и понятно! То, что потом стал служить в Мариинском — а тогда еще Кировском — театре, стало продолжением всей той архитектурной и музыкальной красоты, которая окружала меня в детстве...

Юрий Стоянов примерил белый халат: вышел постер новогодней комедии «Добрый доктор»
Кинокомпания LEGIO FELIX и онлайн-кинотеатр PREMIER представили официальный постер и детали новой отечественной комедии «Добрый доктор», премьера которой состоится 8 января (дистрибьютор – «Атмосфера кино»). Главные роли в фильме, уже названном одним из главных новогодних киноподарков, исполнили Юрий Стоянов и Виктор Хориняк.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая