Наши Любимые фильмы Никиты Михалкова

К 80-летию Никиты Сергеевича Михалкова
24 ноября 2025
Никита Михалков. Фото
Никита Михалков
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

Никита Михалков — фигура в кино уникальная. Он наделен многими талантами. У каждого свой Михалков. И свои любимые фильмы, которые он снял и в которых снялся.
К юбилею мы публикуем подборку культовых работ мастера.

Свой среди чужих, чужой среди своих. 1974


Никита Михалков
Никита Михалков в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/legion-media.ru

В чем его секрет? Он подбирал людей так, будто хотел с ними прожить всю жизнь. Много лет снимал фильмы одной компанией: оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев, сценарист и художник Александр Адабашьян, артист Юрий Богатырев и другие. Не менялись водители, костюмеры, гримеры, звуковики и даже кладовщик. Сложилась общность, почти семья.

На съемки первого полнометражного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков в качестве художника-постановщика позвал Александра Адабашьяна, с которым дружил с 12 лет. «Когда мы с Никитой уже писали сценарий «Свой среди чужих...», его загребли в армию, — рассказывал Александр Артемович. — Я, отслужив три года в ракетных войсках под Пермью, дал ему дельный совет: «Если уж забуриваться, то подальше. Посмотри на страну». Никита тогда завинтился на Камчатку, в Тихоокеанский флот», — рассказывал Адабашьян.

Многие вспоминают съемки «Свой среди чужих, чужой среди своих» как самое счастливое и очень романтичное время. Никита Сергеевич тогда и сам женился на манекенщице Татьяне Шигаевой. Они давно уже были гражданскими мужем и женой, но им срочно понадобилось официально зарегистрироваться: без штампа не селили в один гостиничный номер. Конечно, по советским правилам заявление в ЗАГС нужно было подавать за несколько месяцев до торжества. Но на Кавказе, а съемки шли в Чечено-Ингушетии, многое можно сделать по дружбе. ЗАГС был деревенским, деревянным...

В фильме снимались Кайдановский, Шакуров, Пороховщиков, Солоницын, Константин Райкин и Богатырев, с которым Михалков обожал работать. Он начал снимать того еще студентом и считал своим талисманом. У Богатырева было поразительное свойство физически меняться в зависимости от роли, которую играл. Адабашьян вспоминал: «Юра был высокий, большой, рыхлый, бело-розовый. С 49-м размером ноги и огромными руками, которые его друзья называли «верхние ноги». При этом весь обтекаемый, без ярко выраженной мускулатуры. Но когда начались съемки картины «Свой среди чужих», Юра походил немножечко в спортзал, немного позанимался на лошади — и стал жилистым и спортивным. В седле держался как профессионал. В одной руке уздечка, вторая болтается свободно — даже местные чеченцы были восхищены его мастерством. А однажды Юра спас жизнь Косте Райкину. Снимали сцену, когда их несет по горной реке Аргун. Наш каскадер, которого помреж остроумно прозвала «консультант по панике», предупреждал, что проплыть в этой реке Аргун невозможно, что течение дикое и артистов убьет, утопит. Но Костя и Юра решили, что тот преувеличивает. И их понесло со страшной скоростью. Тут в Юре откуда ни возьмись проснулась недюжинная природная сила. А Костя, захлебываясь, держался за него, как за надувной матрас».

Раба любви. 1975


Елена Соловей и Родион Нахапетов
Елена Соловей и Родион Нахапетов в фильме «Раба любви»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/legion-media.ru

Фильм про звезду немого кино Веру Холодную должен был снимать Рустам Хамдамов, но он не справился, и тему передали Михалкову. Елена Соловей ему досталась «в наследство» от прежнего режиссера, и снимал ее Никита Сергеевич много лет. На пробах все удивлялись, как сутуловатая косолапая девица с белыми ресницами после грима преобразилась в диву.

Эдуард Артемьев, который написал музыку почти ко всем фильмам Михалкова, вспоминал о работе над «Рабой любви»: «Снималась сцена, в которой Елена Соловей — звезда немого кино — встает в разные эффектные позы. У Лены получилось не сразу, и Никита показывал ей, как надо — абсолютно женскими ломкими движениями, удивительно точно. У него же, кроме режиссерского, огромный актерский талант».

Кстати, режиссер и композитор почти родственники. Артемьев говорил: «Михалков мне не просто друг. Он крестный моего внука, я — его дочери Анны».

Неоконченная пьеса для механического пианино. 1976


Александр Калягин
Александр Калягин в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

В этом фильме Елена Соловей категорически отказывалась сниматься, так как только что родила ребенка. Ее чудом уговорила помощница Михалкова, которая сказала, что Никита повесит ее за возвращение ни с чем и она будет приходить к Соловей во снах. Елена приехала на съемки со всем арсеналом молодой мамы — пустышками, кастрюльками, погремушками...

На главную мужскую роль режиссер сразу утвердил Александра Калягина. Предложение делал жестко — взял фотографию и обвел конур, показав, до каких размеров ему надо похудеть. Калягин так хотел сыграть Платонова, что на гречке за месяц сбросил 25 килограммов.

В «Неоконченной пьесе...» жену его героя Сашеньку играла молодая актриса Евгения Глушенко. После окончания съемок они поженились.

Несколько дней из жизни И.И. Обломова. 1979


Олег Табаков, Елена Соловей и Юрий Богатырев
Олег Табаков, Елена Соловей и Юрий Богатырев в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/legion-media.ru

Условие похудеть Михалков ставил и Юрию Богатыреву, когда предложил ему сыграть Штольца в фильме по роману Гончарова. Тот сбросил 15 килограммов и даже на какое-то время сам, как и его герой, стал вегетарианцем. Олег Табаков сыграл Обломова, антипода Штольца, ничуть не напрягаясь и ведя привычный образ жизни. Кстати, идея экранизации «Обломова» родилась у Михалкова случайно: он вдохновился, когда услышал по радио, как Табаков читает главы из романа.

И на этой картине Михалков не обошелся без Соловей. Ради работы с ним Елена даже уступила роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» Маргарите Тереховой. Юнгвальд-Хилькевич прислал ей телеграмму: «Ваше из ряда вон выходящее желание удовлетворено».

Михалков всегда точно знал, как добиться от артистов нужного результата. В одной из сцен Соловей нужно было плакать — и не просто, а навзрыд. Чтобы привести ее в нужное состояние, Никита Сергеевич привез на площадку динамики и включил запись Casta diva Беллини. Елена рыдала и не могла остановиться.

Когда Андрей Попов, игравший слугу Захара, отказался бриться наголо, Никита подбил Александра Адабашьяна и ассистента по актерам Сергея Артамонова на авантюру. «Он велел гримеру Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов тяжело вздохнул и сказал Ире: «Ладно, будем бриться». И не успел он опомниться, она достала машинку...»

Родня. 1981


Светлана Крючкова и Нонна Мордюкова
Светлана Крючкова и Нонна Мордюкова в фильме «Родня»
Фото: «Советский экран»/FOTODOM

Сценарий Виктор Мережко написал специально для Нонны Мордюковой. Он вспоминал: «Нонна перезвонила мне ночью: «Витька, гадина такая, ты шо ж написал?! Это ж то, шо я хотела. Надо, шобы это снималось уже завтра. И шобы был самый лучший режиссер». — «Кто?» — «Никита Михалков!» Я говорю: «Нон, не возьмет, это сельская история». — «Не гавкай, возьмет». И через 5—7 дней мне звонок: «Виктор, здравствуйте, это Никита Михалков».

На съемочную площадку Мордюкова пришла на каблуках, в нарядной легкой кофточке. Никита сказал, что так не пойдет, и повел актрису к костюмерам, а те надели на нее майку и на зуб закрепили фольгу, вроде как фикса. Мордюкова возмущалась. Ссоры и бурные примирения не смолкали на протяжении всех съемок, которые шли в Днепропетровске. «Нонна чуть что собирала чемодан и ехала на вокзал. Никита сразу ко мне: «Вить, лови ее». Ей было сложно, Нонна в Никиту влюбилась. «На «мерседесе» ездит, гад такой ползучий. Ой, Витька, я не могу, эти усы у него! А каким одеколоном пахнет, ой, Витька...» И вот она то плакала, то порывалась уехать. И я ее всякий раз ловил на вокзале и уговаривал вернуться. А там уж из-за угла выруливала машина, оттуда выходил Никита: «Ку-ку, Нонночка!» — рассказывал Мережко.

Утомленные солнцем. 1994


Никита Михалков
Надежда и Никита Михалковы в фильме «Утомленные солнцем»
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Никита Михалков не только снимал оскароносный фильм, но и снялся в главной роли — легендарного комдива Котова. В роли его дочери выступила дочь Надежда. Съемки начались летом, а закончились поздней осенью. Это нежнейший и один из самых глубоких дуэтов отца и дочери в мировом кинематографе. Ждать следующего года было нельзя, режиссер боялся, что Надя, как все дети, быстро вырастет и сильно изменится. В середине ноября температура опускалась ниже нуля, и осветителями пришлось имитировать эффект яркого летнего солнца, а декораторам — наклеить 150 тысяч искусственных зеленых листьев. Артисты, в том числе и маленькая Надя, купались в ледяной воде и лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед командой «Мотор!» счищали изморозь. Чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара, актеры полоскали рот холодной водой.

В 1995 году картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сидя в зале, Никита Сергеевич очень нервничал, и Надя ему сказала: «Папа, успокойся. Подумаешь, «Оскар» какой-то!»

Через несколько лет Михалков снял продолжение «Утомленных солнцем» — «Предстояние» и «Цитадель».

Сибирский цирюльник. 1998


Джулия Ормонд и Олег Меньшиков
Джулия Ормонд и Олег Меньшиков в фильме «Сибирский цирюльник»
Фото: SovkinoArchive/Vostock Photo

Картина снималась с голливудским размахом. В главной роли предстал Олег Меньшиков, который уже раньше играл в «Родне» и «Утомленных солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 37 лет, тогда как остальным актерам было по 20 с небольшим. Перед съемками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актерам преподавали Закон Божий, фехтование, верховую езду и бальные танцы.

На главную женскую роль американки Джейн претендовали Джоди Фостер, Мег Райан, Ким Бейсингер, Энди Макдауэлл. Но в итоге ее сыграла Джулия Ормонд. Михалков ей признался, что подобных картин не снимал и с ее стороны это будет как прыжок из самолета без парашюта. На следующий день она позвонила в пять утра: «Никита, я готова прыгать!»

Я шагаю по Москве. 1963


Галина Польских и Никита Михалков
Галина Польских и Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве»
Фото: киноконцерн «Мосфильм»/fotodom

Никита Михалков еще школьником стал кинозвездой и сыграл свою первую главную роль в кино. Зрители сразу полюбили его метростроевца Колю. Но были и недоброжелатели, которые из зависти говорили: «Шпаликов написал потрясающий сценарий, Данелия замечательно снял, а Михалкова папа запихнул». Хотя было совершенно не так. Именно Шпаликов увидел Никиту, когда приходил в гости к своему товарищу Андрею Кончаловскому на Николину Гору, и предложил Данелии снимать его. Никита Михалков потом говорил, что участие в фильме во многом определило его творческую биографию и он твердо решил поступать в Щукинское училище.

Вокзал для двоих. 1982


Никита Михалков и Людмила Гурченко
Никита Михалков и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих»
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/legion-media.ru

Эльдар Рязанов очень высоко ценил актерский талант Никиты Сергеевича и старался приглашать его в свои фильмы. Михалков грандиозно сыграл небольшую роль проводника Андрея в «Вокзале для двоих». Он много импровизировал, в том числе и во время интимной сцены в купе. Ее снимали в особых условиях: Михалков и Гурченко остались вдвоем в вагоне, а съемочная группа расположилась в соседнем составе, наблюдая за процессом на экранах. Камерная обстановка раскрепостила артистов, и они начал импровизировать с нецензурными частушками и шуточками. Никита Сергеевич вспоминал, что это была скорее не эротика, а чистый гротеск, они с Людмилой Гурченко выдавали такие тексты, что потом неясно, как Рязанов на студии отбирал материал. После выхода этой картины многие оставшиеся реплики ушли в народ, в том числе: «Давай-давай-давай... Сама-сама-сама...»

Жестокий романс. 1984


Лариса Гузеева и Никита Михалков
Лариса Гузеева и Никита Михалков в фильме «Жестокий романс»
Фото: Николай Малышев/ТАСС

Еще один фильм Рязанова, в котором нельзя представить никого, кроме Михалкова. Эльдар Александрович рассказывал: «Я прочитал текст и сразу увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве — Андрея Мягкова». Режиссер вскоре прислал Михалкову сценарий с запиской, что будет снимать этот фильм только в том случае, если оба согласятся.

Рязанов сомневался только в исполнительнице роли Ларисы Огудаловой. Он долго и мучительно проводил пробы, просмотрел около 500 актрис. В итоге выбрал юную студентку ЛГИТМИКа Ларису Гузееву. На площадку она прибыла в рваных джинсах и с «беломором» в зубах. В итоге Гузеева безупречно вписалась в ансамбль.

А Никита Михалков идеально вжился в образ барина и регулярно устраивал веселые застолья. Банкеты киношников раздражали горожан, как-то они вызвали наряд милиции. Рейд закончился совместными посиделками.

Однажды, когда съемочной группе задержали зарплату и не на что было купить элементарную еду, Михалков получил охотничью лицензию и принес из костромских лесов тушу медведя, которую группа еще долго ела.

Когда вышел «Жестокий романс», газетные критики разнесли его в пух и прах, но народ картину полюбил. Видимо, никто не читал советских газет. Никита Михалков, несмотря на то что его герой был роковым и нес гибель главной героине, стал мужчиной мечты женщин СССР 80-х годов.

Наталья Николайчик

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая