Никита Михалков — фигура в кино уникальная. Он наделен многими талантами. У каждого свой Михалков. И свои любимые фильмы, которые он снял и в которых снялся.
К юбилею мы публикуем подборку культовых работ мастера.
Свой среди чужих, чужой среди своих. 1974
В чем его секрет? Он подбирал людей так, будто хотел с ними прожить всю жизнь. Много лет снимал фильмы одной компанией: оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев, сценарист и художник Александр Адабашьян, артист Юрий Богатырев и другие. Не менялись водители, костюмеры, гримеры, звуковики и даже кладовщик. Сложилась общность, почти семья.
На съемки первого полнометражного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков в качестве художника-постановщика позвал Александра Адабашьяна, с которым дружил с 12 лет. «Когда мы с Никитой уже писали сценарий «Свой среди чужих...», его загребли в армию, — рассказывал Александр Артемович. — Я, отслужив три года в ракетных войсках под Пермью, дал ему дельный совет: «Если уж забуриваться, то подальше. Посмотри на страну». Никита тогда завинтился на Камчатку, в Тихоокеанский флот», — рассказывал Адабашьян.
Многие вспоминают съемки «Свой среди чужих, чужой среди своих» как самое счастливое и очень романтичное время. Никита Сергеевич тогда и сам женился на манекенщице Татьяне Шигаевой. Они давно уже были гражданскими мужем и женой, но им срочно понадобилось официально зарегистрироваться: без штампа не селили в один гостиничный номер. Конечно, по советским правилам заявление в ЗАГС нужно было подавать за несколько месяцев до торжества. Но на Кавказе, а съемки шли в Чечено-Ингушетии, многое можно сделать по дружбе. ЗАГС был деревенским, деревянным...
В фильме снимались Кайдановский, Шакуров, Пороховщиков, Солоницын, Константин Райкин и Богатырев, с которым Михалков обожал работать. Он начал снимать того еще студентом и считал своим талисманом. У Богатырева было поразительное свойство физически меняться в зависимости от роли, которую играл. Адабашьян вспоминал: «Юра был высокий, большой, рыхлый, бело-розовый. С 49-м размером ноги и огромными руками, которые его друзья называли «верхние ноги». При этом весь обтекаемый, без ярко выраженной мускулатуры. Но когда начались съемки картины «Свой среди чужих», Юра походил немножечко в спортзал, немного позанимался на лошади — и стал жилистым и спортивным. В седле держался как профессионал. В одной руке уздечка, вторая болтается свободно — даже местные чеченцы были восхищены его мастерством. А однажды Юра спас жизнь Косте Райкину. Снимали сцену, когда их несет по горной реке Аргун. Наш каскадер, которого помреж остроумно прозвала «консультант по панике», предупреждал, что проплыть в этой реке Аргун невозможно, что течение дикое и артистов убьет, утопит. Но Костя и Юра решили, что тот преувеличивает. И их понесло со страшной скоростью. Тут в Юре откуда ни возьмись проснулась недюжинная природная сила. А Костя, захлебываясь, держался за него, как за надувной матрас».
Раба любви. 1975
Фильм про звезду немого кино Веру Холодную должен был снимать Рустам Хамдамов, но он не справился, и тему передали Михалкову. Елена Соловей ему досталась «в наследство» от прежнего режиссера, и снимал ее Никита Сергеевич много лет. На пробах все удивлялись, как сутуловатая косолапая девица с белыми ресницами после грима преобразилась в диву.
Эдуард Артемьев, который написал музыку почти ко всем фильмам Михалкова, вспоминал о работе над «Рабой любви»: «Снималась сцена, в которой Елена Соловей — звезда немого кино — встает в разные эффектные позы. У Лены получилось не сразу, и Никита показывал ей, как надо — абсолютно женскими ломкими движениями, удивительно точно. У него же, кроме режиссерского, огромный актерский талант».
Кстати, режиссер и композитор почти родственники. Артемьев говорил: «Михалков мне не просто друг. Он крестный моего внука, я — его дочери Анны».
Неоконченная пьеса для механического пианино. 1976
В этом фильме Елена Соловей категорически отказывалась сниматься, так как только что родила ребенка. Ее чудом уговорила помощница Михалкова, которая сказала, что Никита повесит ее за возвращение ни с чем и она будет приходить к Соловей во снах. Елена приехала на съемки со всем арсеналом молодой мамы — пустышками, кастрюльками, погремушками...
На главную мужскую роль режиссер сразу утвердил Александра Калягина. Предложение делал жестко — взял фотографию и обвел конур, показав, до каких размеров ему надо похудеть. Калягин так хотел сыграть Платонова, что на гречке за месяц сбросил 25 килограммов.
В «Неоконченной пьесе...» жену его героя Сашеньку играла молодая актриса Евгения Глушенко. После окончания съемок они поженились.
Несколько дней из жизни И.И. Обломова. 1979
Условие похудеть Михалков ставил и Юрию Богатыреву, когда предложил ему сыграть Штольца в фильме по роману Гончарова. Тот сбросил 15 килограммов и даже на какое-то время сам, как и его герой, стал вегетарианцем. Олег Табаков сыграл Обломова, антипода Штольца, ничуть не напрягаясь и ведя привычный образ жизни. Кстати, идея экранизации «Обломова» родилась у Михалкова случайно: он вдохновился, когда услышал по радио, как Табаков читает главы из романа.
И на этой картине Михалков не обошелся без Соловей. Ради работы с ним Елена даже уступила роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» Маргарите Тереховой. Юнгвальд-Хилькевич прислал ей телеграмму: «Ваше из ряда вон выходящее желание удовлетворено».
Михалков всегда точно знал, как добиться от артистов нужного результата. В одной из сцен Соловей нужно было плакать — и не просто, а навзрыд. Чтобы привести ее в нужное состояние, Никита Сергеевич привез на площадку динамики и включил запись Casta diva Беллини. Елена рыдала и не могла остановиться.
Когда Андрей Попов, игравший слугу Захара, отказался бриться наголо, Никита подбил Александра Адабашьяна и ассистента по актерам Сергея Артамонова на авантюру. «Он велел гримеру Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов тяжело вздохнул и сказал Ире: «Ладно, будем бриться». И не успел он опомниться, она достала машинку...»
Родня. 1981
Сценарий Виктор Мережко написал специально для Нонны Мордюковой. Он вспоминал: «Нонна перезвонила мне ночью: «Витька, гадина такая, ты шо ж написал?! Это ж то, шо я хотела. Надо, шобы это снималось уже завтра. И шобы был самый лучший режиссер». — «Кто?» — «Никита Михалков!» Я говорю: «Нон, не возьмет, это сельская история». — «Не гавкай, возьмет». И через 5—7 дней мне звонок: «Виктор, здравствуйте, это Никита Михалков».
На съемочную площадку Мордюкова пришла на каблуках, в нарядной легкой кофточке. Никита сказал, что так не пойдет, и повел актрису к костюмерам, а те надели на нее майку и на зуб закрепили фольгу, вроде как фикса. Мордюкова возмущалась. Ссоры и бурные примирения не смолкали на протяжении всех съемок, которые шли в Днепропетровске. «Нонна чуть что собирала чемодан и ехала на вокзал. Никита сразу ко мне: «Вить, лови ее». Ей было сложно, Нонна в Никиту влюбилась. «На «мерседесе» ездит, гад такой ползучий. Ой, Витька, я не могу, эти усы у него! А каким одеколоном пахнет, ой, Витька...» И вот она то плакала, то порывалась уехать. И я ее всякий раз ловил на вокзале и уговаривал вернуться. А там уж из-за угла выруливала машина, оттуда выходил Никита: «Ку-ку, Нонночка!» — рассказывал Мережко.
Утомленные солнцем. 1994
Никита Михалков не только снимал оскароносный фильм, но и снялся в главной роли — легендарного комдива Котова. В роли его дочери выступила дочь Надежда. Съемки начались летом, а закончились поздней осенью. Это нежнейший и один из самых глубоких дуэтов отца и дочери в мировом кинематографе. Ждать следующего года было нельзя, режиссер боялся, что Надя, как все дети, быстро вырастет и сильно изменится. В середине ноября температура опускалась ниже нуля, и осветителями пришлось имитировать эффект яркого летнего солнца, а декораторам — наклеить 150 тысяч искусственных зеленых листьев. Артисты, в том числе и маленькая Надя, купались в ледяной воде и лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед командой «Мотор!» счищали изморозь. Чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара, актеры полоскали рот холодной водой.
В 1995 году картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сидя в зале, Никита Сергеевич очень нервничал, и Надя ему сказала: «Папа, успокойся. Подумаешь, «Оскар» какой-то!»
Через несколько лет Михалков снял продолжение «Утомленных солнцем» — «Предстояние» и «Цитадель».
Сибирский цирюльник. 1998
Картина снималась с голливудским размахом. В главной роли предстал Олег Меньшиков, который уже раньше играл в «Родне» и «Утомленных солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 37 лет, тогда как остальным актерам было по 20 с небольшим. Перед съемками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актерам преподавали Закон Божий, фехтование, верховую езду и бальные танцы.
На главную женскую роль американки Джейн претендовали Джоди Фостер, Мег Райан, Ким Бейсингер, Энди Макдауэлл. Но в итоге ее сыграла Джулия Ормонд. Михалков ей признался, что подобных картин не снимал и с ее стороны это будет как прыжок из самолета без парашюта. На следующий день она позвонила в пять утра: «Никита, я готова прыгать!»
Я шагаю по Москве. 1963
Никита Михалков еще школьником стал кинозвездой и сыграл свою первую главную роль в кино. Зрители сразу полюбили его метростроевца Колю. Но были и недоброжелатели, которые из зависти говорили: «Шпаликов написал потрясающий сценарий, Данелия замечательно снял, а Михалкова папа запихнул». Хотя было совершенно не так. Именно Шпаликов увидел Никиту, когда приходил в гости к своему товарищу Андрею Кончаловскому на Николину Гору, и предложил Данелии снимать его. Никита Михалков потом говорил, что участие в фильме во многом определило его творческую биографию и он твердо решил поступать в Щукинское училище.
Вокзал для двоих. 1982
Эльдар Рязанов очень высоко ценил актерский талант Никиты Сергеевича и старался приглашать его в свои фильмы. Михалков грандиозно сыграл небольшую роль проводника Андрея в «Вокзале для двоих». Он много импровизировал, в том числе и во время интимной сцены в купе. Ее снимали в особых условиях: Михалков и Гурченко остались вдвоем в вагоне, а съемочная группа расположилась в соседнем составе, наблюдая за процессом на экранах. Камерная обстановка раскрепостила артистов, и они начал импровизировать с нецензурными частушками и шуточками. Никита Сергеевич вспоминал, что это была скорее не эротика, а чистый гротеск, они с Людмилой Гурченко выдавали такие тексты, что потом неясно, как Рязанов на студии отбирал материал. После выхода этой картины многие оставшиеся реплики ушли в народ, в том числе: «Давай-давай-давай... Сама-сама-сама...»
Жестокий романс. 1984
Еще один фильм Рязанова, в котором нельзя представить никого, кроме Михалкова. Эльдар Александрович рассказывал: «Я прочитал текст и сразу увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве — Андрея Мягкова». Режиссер вскоре прислал Михалкову сценарий с запиской, что будет снимать этот фильм только в том случае, если оба согласятся.
Рязанов сомневался только в исполнительнице роли Ларисы Огудаловой. Он долго и мучительно проводил пробы, просмотрел около 500 актрис. В итоге выбрал юную студентку ЛГИТМИКа Ларису Гузееву. На площадку она прибыла в рваных джинсах и с «беломором» в зубах. В итоге Гузеева безупречно вписалась в ансамбль.
А Никита Михалков идеально вжился в образ барина и регулярно устраивал веселые застолья. Банкеты киношников раздражали горожан, как-то они вызвали наряд милиции. Рейд закончился совместными посиделками.
Однажды, когда съемочной группе задержали зарплату и не на что было купить элементарную еду, Михалков получил охотничью лицензию и принес из костромских лесов тушу медведя, которую группа еще долго ела.
Когда вышел «Жестокий романс», газетные критики разнесли его в пух и прах, но народ картину полюбил. Видимо, никто не читал советских газет. Никита Михалков, несмотря на то что его герой был роковым и нес гибель главной героине, стал мужчиной мечты женщин СССР 80-х годов.
Наталья Николайчик