Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!»

«Сын поступил так, как считал верным. И он мне очень нравится в этом его понимании Правды и Честности. Теперь чувствую, что наша внутренняя связь изменилась, отношения стали, как мне кажется, более доверительными, более близкими...»
Александр Домогаров
У меня наконец спала пелена, я успокоился, понял бесперспективность и перестал думать о Театре Моссовета. Переболел и отрезал от себя эту историю
Фото: Филипп Гончаров
Александр Домогаров
На Александре Юрьевиче: пальто Pasini, пиджак, брюки и футболка Lardini — все Bosco di Ciliegi
Фото: Филипп Гончаров

— Да, понятна, и это очень интересно! А вот что вы конкретно делали? Можете для непросвещенных людей рассказать, как проходила военная служба в Театре Советской армии?

— Об этом можно книжки писать... Лучше всех это как-то описал Саша Вислов в своем эссе про команду, кому интересно, можно найти в интернете. Начнем с того, что отбор происходил непросто. Таких «кастингов» сейчас не делают. Кого-то отсматривал главный режиссер, в нашем случае это Юрий Иванович Еремин, за кого-то просило руководство московских театров. Конкурс на место был нереальный, и команда считалась таким «золотым сечением». Она была маленькая, 27 человек всего. Из них, наверное, человек пятнадцать артистов, остальные — критики, музыканты, художники, поскольку в театре все были нужны. Художники работали в декорационном цехе, критики — секретарями, посыльными в ответственные организации, мебельщиками, реквизиторами... И артисты, которые не только играли в спектаклях репертуара театра, но и делали все, что надлежало выполнять служащему в рядах Советской армии, а также убирали, чистили, драили, таскали, загружали, разгружали, были дворниками — в общем, чего мы только не делали...

— А как ваш день складывался? Вы ночевали дома?

— Это, наверное, по сегодняшним меркам была не единственная привилегия, которую мы тогда имели. Догадываюсь, что в наше очень непростое время многие могут сказать: «Ничего себе! Санаторий, а не армия...» Да, вы правы. Но это был 1985 год, красивое и отчасти беззаботное время: Международный фестиваль молодежи и студентов и мы, молодые, красивые, амбициозные и в чем-то нагловатые. Да, ночевали мы дома, в половине девятого должны были быть в команде. Без пятнадцати девять — завтрак, в девять — построение. Без пяти девять все уже были в сборе, «деды» сидели в курилке... Приходил командир, старший прапорщик, который, несмотря на низкое звание по армейской иерархии, был знаком, как мне кажется, со всем высоким начальством в Министерстве обороны и Главном политическом управлении. Это наш незабвенный Анатолий Андреевич Двойников. Проходя сквозь эту дымовую завесу, голосом, который только ленивый не копировал, говорил: «Команда, строиться!..» Двадцать пять лбов выстраивались в этой большой комнате на пятом этаже женской половины театра, и командир всегда начинал говорить, еще не выходя из своего кабинета: «Ну, значит, так...» Потом мы получали за то, что не так сделали вчера, потом мы получали за то, что могли не так сделать сегодня, потом могли появиться ножницы и кому-то показательно отстрижен клок волос за вольную прическу... «Я сказал всем постричься, почему нестриженые?..» Все это команда воспринимала с искорками в глазах и плохо скрываемыми улыбками, потому что командира любили, как отца родного!

В 9.20 команда уходила на работы — репетиции, декорации, перенос, погрузку, разгрузку, — ну, на все то, что театру было нужно, вся команда разлеталась, кроме «дедов».

— Но вы в их число не входили?

— Нет, мы делали все. Только через полгода стали уже «черпаками», когда пришли Дима Певцов с Лазаревым (сейчас это говорю и сам теряюсь: один — депутат Госдумы, второй — главный режиссер), и мы уже сидели точно так же в курилке и «разговаривали за жизнь и о творчестве». Все же, несмотря на службу, по своим театрам были и продолжали в них играть, это тоже учитывалось, можно было и разрешалось, поэтому профессия не терялась.

— Вот почему вы так хорошо знаете, как все устроено в театре, и понимаете каждую профессию...

— Делали все. Выписывался прямо график работ на целый день, по часам с минутами. Это оттуда я знаю, что такое снять половик со сцены или натянуть... Как поставить декорации на сцене, перевязать все кулисы, падуги, штанкеты опустить, поднять. Мы это все делали сами, сначала под присмотром монтировщиков, а потом уже только под командой старшего машиниста сцены. Разобрать, собрать оркестровую яму — это, по-моему, 40 или 35 балок металлических надо было поставить в пазы, настелить деревянными щитами. После репетиции все разобрать. Потом монтировка декораций к спектаклю. Те, кто был занят, играли, когда были большие спектакли, вся команда работала в массовке, несмотря на профессию. И критики, и художники, и мебельщики — все работали артистами. Иногда это было очень забавно... После спектакля — разбор декораций. И только часов в двенадцать можно было ехать домой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 16
Юрий Стоянов примерил белый халат: вышел постер новогодней комедии «Добрый доктор»
Кинокомпания LEGIO FELIX и онлайн-кинотеатр PREMIER представили официальный постер и детали новой отечественной комедии «Добрый доктор», премьера которой состоится 8 января (дистрибьютор – «Атмосфера кино»). Главные роли в фильме, уже названном одним из главных новогодних киноподарков, исполнили Юрий Стоянов и Виктор Хориняк.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая