
В одном из фильмов моя героиня прыгает с моста в реку. Но прыгнуть мне так и не дали. Я плакала, умоляла позволить мне это сделать: «Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим». Но они были непоколебимы. Этого я не понимаю, ведь водолазы проверили дно, все подготовили. Это, в конце концов, не Ниагара и не Москва-река...
— Ира, вы так стремительно мчитесь по жизни, кажется, у вас все прекрасно, весело и бодро. Откуда такая фантастическая легкость?
— Мамка с папкой постарались. Это необъяснимо, потому что одни люди такие, другие сякие. И я очень радуюсь за тех, кто может просто спокойно жить, никуда не торопиться, существовать в каком-то другом ритме, на релаксе, в рапиде. У них есть возможность созерцать. Это же так здорово. Я прямо завидую тем, кто по профессии музыкант или художник. Я бы тоже так хотела, жаль, что не могу ни то ни другое.
— Зато вы можете прожить много жизней. Это ведь фантастическая удача, что вы недавно снялись в роли Екатерины II в фильме «Царская прививка».
— Это самая великая женщина нашей России, несмотря на то что по крови она не русская. Очень страшно таких личностей играть, потому что мы как зрители, как обыватели «умнее» всех и у каждого свое представление, каким должен быть герой.
— Стереотипы. Мне кажется, вы c Екатериной визуально схожи.
— Да? Рост совпадает сантиметр в сантиметр — 157. Мне пришлось из блондинки перекраситься в брюнетку. А вот нос подвел. Если бы я была продюсером или режиссером, я настаивала бы на пластическом гриме. Но это на самом деле не так важно, как то, что я смогла к этому прикоснуться. Благо, что у меня были время и возможность к этому тщательно подготовиться. Имелись доступы к ее архивам, письмам, документам, ее пьесам. Знаете, тогда же совершенно другая бумага была! Мой приятель, который занимается ручным книгопечатанием в Санкт-Петербурге, дал мне три листочка, сделанных по технологии того времени. Вернее, я выцыганила. Это настоящее чудо... И в Российскую национальную библиотеку в Питере меня пустили и позволили подержать в руках грамоту о даровании дворянства и фамилии Оспенный — ее Екатерина вручила мальчику Саше, от которого она привилась. Я видела библиотеку Вольтера, которую она целиком выкупила. А в Москве в Ленинке девчонки дали ее письма. У меня ко многому был доступ! Мной была проделана большая работа, мне кажется — на благо. Сценарий был написан не вполне корректным языком, и мне пришлось вставлять из ее писем и записок цитаты, которые подходили в наши диалоги. К счастью, Егор Анашкин, наш режиссер, меня в этом смысле очень поддерживал...
А в Эрмитаже я нашла потрясающую женщину Наталью Бахареву — специалиста по Екатерине, хранительницу знаний о ней. Она мне очень помогла. Жаль, что Наталья, возможно, так и не посмотрит наше кино, потому что она сказала: «Мне неинтересно, потому что вы просто пересказываете ее письма и мемуары, а я и так их знаю лучше вас».