Любовное приключение Никиты Михалкова

Знаменитый сценарист Ираклий Квирикадзе откровенно рассказал о похождениях кинематографистов в молодые годы.
Беседовала Елена Михайлина
|
12 Августа 2015
Ираклий Квирикадзе
Ираклий Квирикадзе
Фото: В. МАТЫЦИН/ТАСС

Никто никогда не узнал бы о марокканской страсти Пьера Ришара, зимнем ню Никиты Михалкова и приключениях многих других кинематографистов, не окажись рядом с ними внимательного летописца. Сейчас эти люди обрели статус, забронзовели. Ираклий Квирикадзе — тоже знаменитость: сценарист, режиссер и писатель. Он знает о них то, чего не знает никто. Иногда и сами герои не могут вспомнить некоторых его историй! А может, просто делают вид, что не помнят?..

— Ираклий Михайлович, вы же учились на режиссера, а известны больше как сценарист. Всему виной истории, которые с вами постоянно происходят?

— Пожалуй. Привычка записывать появилась у меня во ВГИКе. А годы юности ведь всегда самые сумасшедшие, потому что тебе мало лет и ты готов легко закручиваться в водовороты самых разных ситуаций! Порой таких, что грех не записать. Недавно вот, начав писать про Михалкова, я припомнил такое, что пришлось посылать ему прочесть перед публикацией... Сами посудите, покоритель Канн и Венеции, обладатель «Оскара», государственный деятель в конце концов много лет назад шел к подмосковному перрону по сугробам в соломенной шляпе и шинели без погон, знававшей более удачные времена. Рядом, завернутый в полосатый матрац, плелся я. Одежду мы утеряли вместе с паспортами и денежными средствами... Сюжет. Как не записать?

Или, когда в далеком 1964-м мы с Рустамом Хамдамовым, тбилисец и ташкентец, поступили во ВГИК на режиссерский курс Григория Наумовича Чухрая, ходили слухи, что приняли нас за взятку. Грузина (меня то есть) — за ящик пятизвездочного коньяка «Греми», а узбека (Рустама) — за мешок сушеного мака. И если со мной гипотеза хотя бы относительно могла казаться логичной — семья богатая, нашли бы коньяк, если нужно, то представить маму Хамдамова, скромную портниху из Ташкента, пробирающуюся окольными путями в Москву с мешком мака, было чрезвычайно сложно...

Да и кому она смогла бы вручить эту взятку? Неужели сталинскому лауреату Владимиру Белокурову, сыгравшему Чкалова в знаменитой картине и преподававшему нам актерское мастерство? Или мастеру нашего курса Григорию Чухраю, автору «Баллады о солдате»? Справедливости ради предположу, что гипотетический маковый мешок мог, наверное, заинтересовать Иосифа Давидовича Гордона, который учил нас монтажу. В руках его почти постоянно находился стакан крепкого чая-чифиря как дань привычке, приобретенной почти за два десятка лет в лагерях. Говорили, что во Франции Иосиф Давидович монтировал фильмы Рене Клера, Луиса Бунюэля, дружил с Сальвадором Дали, а они уж точно знали толк в запретных удовольст­виях! Сюжет.

Впрочем, эти сюжеты ведь не помешали Рустаму стать настоящим художником — картины кисти Хамдамова украшают теперь галереи Пятой авеню и нашего Эрмитажа, Никите вырасти в знаменитого и, не побоюсь этого слова, самого успешного современного российского режиссера, а мне писать сценарии, и говорят, недурные.

Однажды нас с Михалковым помимо студенческой дружбы соединила общая работа над сценарием. Не так давно были сообщения в прессе, что по этому нашему сценарию «Жизнь и смерть Александра Грибоедова», написанному тридцать один год назад, Никита все-таки запускает съемки. Неужели уже прошел тридцать один год?! Боже, какая обида... Ведь будто вчера мы, Никита, Саша Адабашьян и я, у Михалковых дома на Николиной Горе писали, спорили. И Наталья Петровна, отправляясь огородничать с радиоприемником в кармане, спрашивала нас: обедали ли? И вокруг бегали маленькие дети Никиты и Андрона... Сезоны сменяли один другой. Ровно год жизни каждый из нас отдал Грибоедову.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог