Через некоторое время папа смог вернуться в Москву. Им с мамой пришлось написать письма нескольким влиятельным чиновникам. Смысл писем был такой: «Сколько можно наказывать человека за ошибку?» И вот где-то наверху над ними смилостивились. Отцу снова поручили ответственную работу, дали мастерскую в Моспроекте. У нас опять появилась хорошая квартира. Помню один смешной случай. Мама уехала на гастроли на юг. И вдруг оттуда полетели в Москву, бабушке, телеграммы одного и того же содержания: «Мама, пожалуйста, не ешь рис!», «Мама, умоляю, рис очень вреден для организма, не ешь его, от риса можно умереть». И так каждый день... Екатерина Лукинична была очень обеспокоена. Почему каждый день телеграммы? Что она пристала со своим рисом? Оказалось, что перед отъездом мама спрятала в рис свои немногочисленные драгоценности, а предупредить забыла. И боялась, что бабушка, не глядя, высыпет рис в кастрюлю и сварит золото-бриллианты с кашей. Но не писать же такие вещи в телеграмме прямо!
В 1959 году отец тяжело заболел и умер. Мы с мамой и бабушкой снова остались одни. Потом появился Любимов, и мама предприняла новую — на этот раз последнюю — попытку стать счастливой...
Обычно, если легендарные актрисы доживают до зрелых лет, их судьба складывается печально. В кино не снимают, мужья уходят... Вот и мама не исключение. Ее последней яркой ролью в кино была чеховская «Попрыгунья» в 1955 году. А после — почти ничего. Правда, в Театре Вахтангова ее актерская судьба складывалась удачнее. Когда им руководил Рубен Симонов, у мамы было много ролей. Но годы шли, времена менялись. С новым руководителем Михаилом Ульяновым, который пришел в театр в 1987 году, отношения не заладились. Мама не сдавалась — сама предлагала пьесы, показывала отрывки, но их отвергали. Ее поддерживала работа в спектакле по рассказам Зощенко «Коварство, деньги и любовь» вместе с Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской. С ним она объездила весь Союз. Ульянов и мама помирились, когда она тяжело заболела. Михаил Александрович устроил ее в хорошую больницу. Мама тогда говорила: «В глубине души я чувствовала, что он светлый, добрый человек. И сейчас его человеческая красота проявилась». Держать на кого-то зло мама совершенно не умела, ей немного было нужно, чтобы от всей души простить былые обиды. И очередной день начать как с чистого листа — улыбкой счастья и благодарности жизни за ее дары...»
2015 год
Издательство «Семь Дней» благодарит Музей имени Бахрушина за возможность познакомить наших читателей с архивом Людмилы Целиковской.