[AD]

Жена Никулина: «Родные не хотели, чтобы я вышла замуж за клоуна»

«Юра сказал Горбачеву: «Ставлю вас в известность, что мяса для тигров осталось на два дня. Когда оно кончится, я подвезу животных к зданию правительства и открою клетки», — вспоминает жена Юрия Никулина.
Записали Наталья Николайчик
|
Анжелика Пахомова
|
27 Ноября 2013
Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука» Фото: РИА «Новости»

«Юра сказал Горбачеву: «Ставлю вас в известность, что мяса для тигров осталось на два дня. Когда оно кончится, я подвезу животных к зданию правительства и открою клетки. Пусть тигры сами себе добывают пропитание, как умеют», — вспоминает жена Юрия Никулина Татьяна.

На съемках «Двадцати дней без войны» режиссер Алексей Герман видел, что играть любовь Юре непривычно. И специально поселил Людмилу Марковну Гурченко через стенку от Юры — в надежде, что у них завяжется роман.

«На фронте у Юры завязался роман в письмах с девушкой Ритой. Всю войну он мечтал вернуться в Москву и жениться на ней» «На фронте у Юры завязался роман в письмах с девушкой Ритой. Всю войну он мечтал вернуться в Москву и жениться на ней» Фото: Fotobank.ru

Мол, это придало бы еще больше достоверности фильму. Когда через много лет Алексей признался нам с Юрой в этом, я просто слов не могла найти от возмущения. Сказала только: «Ну спасибо тебе, Леша!» До Германа с Симоновым (писатель Константин Симонов — автор одноименной повести и сценария фильма. — Прим. ред.) никто и вообразить не мог Никулина в любовных сценах. Внешность малоподходящая, да и держался Юра совсем не как мачо: вечно в растянутых свитерах, мешковатых брюках. Напрасно я старалась, наглаживала ему стрелочки — через полчаса любые брюки на Юре становились мятыми. При этом ботинки он носил без шнурков — ленился нагибаться и шнуровать. И вот такого человека каким-то чудом протащили через худсовет на роль героя-любовника.

Создателям фильма именно такой артист и был нужен: с фронтовым опытом за плечами, с простым, негероическим лицом — как говорится, человек из толпы. Но убедить в правильности своего выбора чиновников из Госкино им было еще сложнее, чем в свое время Льву Кулиджанову, взявшему Юру на первую серьезную драматическую роль — в фильм «Когда деревья были большими» (Кулиджанов увидел Никулина в цирке и наметанным режиссерским взглядом разглядел в клоуне, так тонко игравшем свои образы на арене, большой драматический потенциал).

Чтобы сгладить неловкость и робость, которую Юра испытывал с Людмилой Гурченко, он постоянно с ней шутил. Ведь что еще может сделать клоун, чтобы снять напряжение? Однажды Герман объявил, что любовную сцену нужно будет играть в полураздетом виде (позже от этого намерения режиссер по каким-то причинам отказался).

Одно из первых выступлений Никулина в цирке на Цветном бульваре Одно из первых выступлений Никулина в цирке на Цветном бульваре Фото: РИА «Новости»

На следующее утро Юра постучался к Людмиле Марковне. Говорит: «Здравствуйте! Нам с вами теперь надо как-то привыкать друг к другу», — и распахивает свой халат, открывая ее взору голые ноги и семейные трусы. В другой раз на репетиции сцены, где героиня говорит: «Обними меня, у тебя такие крепкие руки», Юра вдруг ответил: «А какие крепкие у меня ноги!» Все расхохотались, а Герман страшно рассердился.

На тех съемках царил культ достоверности. Все про Германа стало уже понятно, когда Юра в первый раз пришел к нему на «Ленфильм» и увидел, что на столе перед Лешей навалена целая груда старых оправ. Чтобы найти подходящую, этот фанатик скупил очки, наверное, у всех стариков в Ленинграде.

«Когда я сказала, что познакомилась с клоуном, родные посмотрели на меня с жалостью». Юрий и Татьяна Никулины «Когда я сказала, что познакомилась с клоуном, родные посмотрели на меня с жалостью». Юрий и Татьяна Никулины Фото: Из личного архива Татьяны Никулиной

Он не просто заставлял актеров носить настоящую одежду военных времен. Даже белье, которого никому не видно, на них должно было быть 40-х годов. А съемки проходили в старом поезде — вагоны холодные, стекла выбиты. Жили там же, не было даже душа. Бывало, Юра на чем свет стоит ругал Германа: мол, это же невозможно — так мучить людей! Но тот только вздыхал: «Да, я знаю, вы меня все тут уже ненавидите. Но мне нужно погрузить вас в атмосферу…»

Больше всего Юру угнетало, что из-за этой пресловутой достоверности он не может взять на съемки меня. Он ведь терпеть не мог куда-то без меня уезжать. Не говоря уж о том, чтобы без меня оставаться дома. Поэтому он не отпустил меня в 1961 году сниматься в «Гусарской балладе», хотя я уже прошла пробы на Шурочку Азарову. Я обожала верховую езду, а в фильме предполагалось много конных сцен.

Мне все это было очень интересно, но Юра твердо сказал: «Сниматься не будешь!» А в нашей паре главное слово всегда было у него…

НЕВЕСТА НЕ ДОЖДАЛАСЬ НИКУЛИНА С ВОЙНЫ

До нашей судьбоносной встречи в 1949 году у Юры была тяжелая, насыщенная событиями жизнь. Он прошел не одну войну, а две, поскольку был призван в армию незадолго до начала финской, да так и не успел демобилизоваться, потому что началась Великая Отечественная. Еще в школе Юре нравилась одна девочка — Рита. Узнав, что он на фронте, она сама, первая, написала ему. Завязался настоящий роман в письмах. Юра считал Риту своей невестой. Все годы войны его мечтой было вернуться в Москву, жениться на Рите и поступить в театральный институт.

Юрий Никулин с сыном Максимом. 1963 год Юрий Никулин с сыном Максимом. 1963 год Фото: РИА «Новости»

Недаром Юра со временем стал сниматься в кино — драматический талант в нем проснулся раньше клоунского. А вот война его натуре была глубоко чужда. Юра и рассказывать-то об этом времени потом не любил. И хотя служил зенитчиком, а значит, не ходил в атаку, не сражался врукопашную, эти воспоминания Юру все равно тяготили. После войны он наконец вернулся в Москву. С чемоданом, на крышке которого изнутри была приклеена фотография Риты. Они наконец увиделись. Пару раз сходили в кино. Перед тем как сделать предложение Юра договорился со своим родственником, который согласился уступить ему комнату. Да вот только стоило Юре заговорить о свадьбе, девушка смутилась. Оказалось, она воспринимала его лишь как друга. Ей просто было приятно переписываться с героем-фронтовиком. А жених у нее был совсем другой, за которого Рита вскоре и вышла замуж.

«После переезда из коммуналки в отдельную квартиру, жизнь без кучи родственников под боком показалась нам скучной». Юрий Никулин с женой Татьяной. 1977 год «После переезда из коммуналки в отдельную квартиру, жизнь без кучи родственников под боком показалась нам скучной». Юрий Никулин с женой Татьяной. 1977 год Фото: ИТАР-ТАСС

Конечно, для Юры это стало ударом. Но не такой он был человек, чтобы в чем-то обвинить Риту. Он сохранил с ней хорошие отношения и даже годы спустя интересовался ее судьбой.

Вторым испытанием, с которым Юра столкнулся в Москве, был полный провал в театральные институты. Никулина никуда не приняли. Наверное, потому, что на прослушиваниях Юра читал пушкинского «Гусара» — вещь, совершенно не соответствующую его амплуа. Меня всегда поражало, что этот выбор сделал за Юру его отец — Владимир Андреевич. А ведь Никулин-старший был способным театральным актером и режиссером, неужели он не понимал, что подходит его сыну, а что нет? Как-то раз я спросила об этом Юру, он ответил неохотно: «Да не знаю я! Сам не знаю». Впрочем, Владимир Андреевич вообще был человеком сложным.

«Моргунов раздражал Юру тем, что слишком любил славу и подарки, а с Вициным муж просто не смог найти точек соприкосновения». Знаменитая троица в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 год «Моргунов раздражал Юру тем, что слишком любил славу и подарки, а с Вициным муж просто не смог найти точек соприкосновения». Знаменитая троица в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 год Фото: Мосфильм-инфо

Например, он никогда не приходил на Юрины представления, хотя сам цирку был не чужд, писал репризы для разных клоунов. Мне казалось, он завидует сыну…

Но в итоге все обернулось к лучшему. Вместо театрального института Юра поступил в цирковое училище. А еще через три года встретил меня. В 1949 году я была студенткой академии имени Тимирязева. Если честно, выбрала этот институт потому, что там была конная секция, а я просто обожала лошадей. Неудивительно, что когда знаменитый клоун Карандаш попросил нашу секцию подготовить ему лошадь для цирковых номеров, это доверили мне и моей подруге. В то время начинающие артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин работали у Михаила Николаевича Румянцева (настоящее имя Карандаша) ассистентами.

«Общение было страстью мужа! Он умел увлекательно говорить, выразительно петь, обаятельно шутить. И особенно Юру обожали мужчины. Просто в рот ему смотрели». Юрий Никулин с другом и коллегой Михаилом Шуйдиным «Общение было страстью мужа! Он умел увлекательно говорить, выразительно петь, обаятельно шутить. И особенно Юру обожали мужчины. Просто в рот ему смотрели». Юрий Никулин с другом и коллегой Михаилом Шуйдиным Фото: РИА Новости

В том номере была задействована лошадь, они играли роль «подсадки», то есть изображали простых зрителей, а когда Карандаш приглашал желающих прокатиться верхом, выходили на арену. Однажды Юра пригласил меня в цирк и на этом представлении лошадь его лягнула. Да так, что его, окровавленного, унесли за кулисы. Я просто не могла не приехать к Юре в больницу. На него было страшно смотреть: огромные черные гематомы на ногах, ключица сломана… Я стала навещать его каждый день, мы подолгу беседовали. И в какой-то момент оба почувствовали, что расставаться нам не хочется…

Не сразу меня поняли в семье. Помню, как я в первый раз упомянула о Юре в разговоре со своими мамой и тетей: «Знаете, я познакомилась с одним человеком. Он артист». — «В каком театре он играет?» — «Он выступает не в театре, а в цирке.

«Однажды Герман признался, что на съемках специально поселил Гурченко через стенку от Юры — в надежде, что у них завяжется роман». Кадр из фильма «Двадцать дней без войны». Режиссер Алексей Герман. 1976 год «Однажды Герман признался, что на съемках специально поселил Гурченко через стенку от Юры — в надежде, что у них завяжется роман». Кадр из фильма «Двадцать дней без войны». Режиссер Алексей Герман. 1976 год Фото: ИТАР-ТАСС

Он клоун». Воцарилось молчание. Родные смотрели на меня с жалостью. «В детстве я бывала в цирке, — осторожно начала тетя. — Помню, клоуну давали затрещины, и с криком «Ой-ой!» он валился лицом в опилки. К тому же он был пьян». Она судила по воспоминаниям 1911 года…

Через месяц я все-таки уговорила свою семью познакомиться с Юрой. Он пришел к нам домой — и все сразу уладилось. Он же образованный, интеллигентный человек. Ну а потом Юре пришла пора уезжать с цирком на гастроли. И перед отъездом он сделал мне предложение. Мы поженились, как только он вернулся. Свадьбы не справляли — была скромная регистрация в загсе. И вот Юра поселился у нас. С собой он принес пальто, шляпу, подушку — больше из вещей у него ничего и не было. В коммуналке жили несколько семей.

«От писем зрителей было некуда деваться. Их мешками несли и в цирк, и домой. Иногда на конверте стоял адрес: «Москва. Кремль. Никулину». Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». 1968 год «От писем зрителей было некуда деваться. Их мешками несли и в цирк, и домой. Иногда на конверте стоял адрес: «Москва. Кремль. Никулину». Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». 1968 год Фото: Мосфильм-инфо

На одной половине — мы с Юрой и моя мама, семья тети с дядей и семья двоюродной сестры, а на второй — соседи. Над нашим звонком у входной двери мы повесили табличку: «Колхоз «Гигант». Звонить два раза». Все друг друга очень любили. Помню, как мы с Юрой дурачились, носились по всем нашим семейным пяти комнатам, устраивая бои подушками или брызгаясь водой. А за нами с визгом — мои двоюродные племянники. Я-то тогда сама была девчонкой, а вот Юре было уже под тридцать, он ведь меня на восемь лет старше. Но, кажется, со мной он добирал юности, слишком рано прерванной войной.

Став женой циркового артиста, и я сама приобщилась к работе на манеже. Цирку была подчинена вся наша жизнь без исключения. Даже телевизор у нас дома назывался «реприза». Потому что как-то раз, отталкивая друг друга от кнопки переключения каналов (я хотела смотреть «Семнадцать мгновений весны», а муж — хоккей), мы задумали сделать из этого бытового эпизода цирковую репризу.

Я часто участвовала в Юриных номерах. Просто с головой ушла во все это! И даже поначалу стала перенимать кое-какие богемные замашки. Помню, однажды после успешного представления, в эйфории, я позволила одному красивому юноше — смотрителю манежа — себя поцеловать. Юра нас застукал в гримерке. Я получила по полной программе. И хотя больше ничего подобного не повторялось, с тех пор Юра старался вообще не выпускать меня из виду. Я ездила с ним на гастроли почти все пятьдесят лет нашего супружества. За исключением разве что первых лет жизни сына Максима. Несколько лет я сидела с ребенком дома. Помню, как мы с Юрой прилетели после полугодовых гастролей в США и Канаде.

И трехлетний Максюшка поздоровался с ним: «Здравствуйте, дядя!» Юра ужасно расстроился: «Доездился! Родной сын меня забыл!»

В семидесятые годы мы стали часто выезжать с цирком за границу. Обычно из таких поездок всем хотелось привезти побольше покупок. Наши девушки-гимнастки, бывало, падали в голодные обмороки, потому что не тратили суточных на еду. Но если другие артистки во время заграничных поездок худели, то я, наоборот, полнела. Мы с Юрой экономить не умели. Хотелось и в кафе сходить, и в кино. Нам все было интересно! Помню, сидим мы с Юрой в своем гостиничном номере в Мельбурне. Окна на площадь выходят, а там — полно проституток. Короткие платья с глубокими вырезами, вульгарный макияж… И мы с Юрой страшно заинтересовались, как они снимают клиентов.

Заманивают, подзывают, потом исчезают. Мы даже засекали время, через которое они возвращаются на прежнее место, — минут 20—25. И так мы засмотрелись, что забыли о кипятильнике, включенном в соседней комнате. Оказалось, мы прожгли ковер и немножко — пол. Как же мы перепугались, что у нас не хватит денег расплатиться с гостиницей! Но все обошлось — номер был застрахован.

МОРГУНОВА НЕ ЛЮБИЛ, С ВИЦИНЫМ НЕ НАШЕЛ ОБЩИЙ ЯЗЫК

До начала шестидесятых годов Юра был просто популярным артистом цирка. Его многие знали, но муж вполне мог себе позволить прогуляться в парке, зайти в магазин, посидеть в ресторане. Все это закончилось, как только на экраны вышла первая комедия Гайдая с участием троицы: Вицин, Моргунов, Никулин.

«Когда Юре дали народного артиста РСФСР одновременно с Алексеем Баталовым, они созвонились, чтобы поздравить друг друга, и больше часа травили анекдоты. По межгороду!» «Когда Юре дали народного артиста РСФСР одновременно с Алексеем Баталовым, они созвонились, чтобы поздравить друг друга, и больше часа травили анекдоты. По межгороду!» Фото: Из личного архива Татьяны Никулиной

Для Юры превратилось в огромную проблему посещение парикмахерской, врача, да и просто выход на улицу. Теперь, если он вызывал такси, приезжало сразу четыре машины — всем хотелось живьем увидеть Балбеса. Ну и, конечно, от писем зрителей просто деваться стало некуда. Их мешками несли и в цирк, и домой. Иногда на конверте стоял адрес: «Москва. Кремль. Никулину». Юра считал недопустимым выбрасывать письма, не читая. А прочитав, сортировал на две кучки: «ответить» и «можно не отвечать». В первой кучке, как правило, оседали письма, в которых люди просили о помощи. И Юра старался помочь. Кому-то что-то советовал, кому-то посылал деньги. Наш сын удивлялся: «Папа, ты не понимаешь, что тебя просто раскручивают? Ты ведь таким образом только портишь людей!» Но Юра положил руку ему на плечо и сказал: «Максюшка!

А вдруг то, что они пишут, — правда?» Сын задумался — и больше тему не поднимал.

Юра бесконечно хлопотал за знакомых и малознакомых людей. Одного нужно поместить в больницу, для другого выбить квартиру, третьему помочь устроить ребенка в санаторий… В день он делал десятки таких звонков. Особое отношение у мужа было к однополчанам. Помню, был такой Николай Гусев — во время войны служил с Юрой в одном взводе. И вот муж узнал, что он бедствует в своем Смоленске. И специально напросился туда на гастроли. Встречался там с городским начальством, выбил Гусеву квартиру. И пригласил Николая в гости в Москву. Тот приехал, поселился у нас. Помню, это был совсем неграмотный человек, он ужасно коряво говорил. Прощаясь, Николай выразился так: «Извините меня за ваше гостеприимство».

Но все это совершенно не мешало Юре относиться к нему с какой-то щемящей нежностью.

Кстати, выбивая квартиры для разных людей, Юра преспокойно продолжал жить со мной и Максимом все в той же коммуналке. Мы провели там 20 лет, и когда Юре все-таки дали отдельную квартиру на Большой Бронной и мы туда переехали, сразу же об этом пожалели. Без кучи родственников под боком жизнь стала казаться нам тоскливой.

Единственная настоящая польза для нас самих от Юриной популярности состояла в том, что во времена повального дефицита мы не знали проблем с продуктами. Юре достаточно было просто войти в кабинет директора продуктового магазина и перечислить, что ему нужно. Дальше все совершалось само собой.

«После «Чучела» мужа очень полюбил Ролан Быков. Последнее интервью в своей жизни Ролан дал о Юре. Рассказывал о нем очень тепло». Юрий Никулин с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело». 1983 год «После «Чучела» мужа очень полюбил Ролан Быков. Последнее интервью в своей жизни Ролан дал о Юре. Рассказывал о нем очень тепло». Юрий Никулин с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело». 1983 год Фото: РИА «Новости»

Через несколько минут туда вносили сумки. Юра доставал кошелек и отсчитывал деньги. Их уносили, а еще через несколько минут приносили чек.

Юра снабжал семью продуктами, и этим совершенно исчерпывались его семейные обязанности. Остальное лежало на мне. Для меня было бы немыслимым, чтобы Юра, предположим, сам стирал свои носки. Или чтобы у нас в доме появилась домработница. Я успевала все: и постирать, и обед приготовить, и пробки поменять. Даже испортившуюся технику и то сама чинила. Для меня была не проблема, допустим, заменить спираль в электроплитке. Юра же дома отдыхал — читал фантастику, детективы или раскладывал пасьянс. Помню, как-то раз Андрей Макаревич пригласил Юру на свою кулинарную программу «Смак». Муж говорит: «Андрюш, я умею варить яйцо «в мешочек» и сосиски.

И больше ничего».

Еще он органически не выносил ничем не занятые горизонтальные поверхности. Если я раскладывала гладильную доску, то через минуту на ней появлялись шапка, шарф, перчатки, носовой платок. Раздражаться не имело смысла. А как я по молодости намучилась с упаковкой вещей, когда Юра и Миша Шуйдин еще гастролировали вместе! Раз и навсегда было решено, что эта работа делится на троих. Мое дело — собрать костюмы и ноты, Мишино — упаковывать все в ящики, а Юра должен организовать отправку и проследить, чтобы ничего не потерялось. Но обычно, как только мы отрабатывали представление, мои мужики смывались, и мне приходилось их выискивать по грим-уборным. Миша обнаруживался отмечающим окончание гастролей.

А Юра — что-то кому-то рассказывающим.

Общение было его страстью! Юра умел увлекательно говорить, выразительно петь, обаятельно шутить. Как-то раз, помню, возвращается он домой из гостей. Спрашиваю: «Ну как? Весело было?» А он: «Весело. Хотя если бы не я, то я бы умер со скуки». Особенно Юру обожали мужчины. Просто в рот ему смотрели. А мы, женщины, в это время потихоньку сидели за дальним концом стола. Впрочем, я под разными предлогами старалась не ходить с мужем в гости. Во-первых, я, в отличие от Юры, интроверт. А во-вторых, я знала: он будет рассказывать анекдоты. И если кто-то услышит эти анекдоты в первый раз, то я — в тридцатый!

Анекдоты Юра любил с детства. И массу времени тратил на то, чтобы их собирать и сортировать. Все вновь найденное он записывал в толстую тетрадь, разделенную на две части: «Прилич.»

и «Неприлич.». Обожал анекдоты и став взрослым. Первым человеком, который слушал новый Юрин анекдот, была я. Вторым — наш сосед по дому, Ростислав Плятт. Они подружились еще на фильме Гайдая «Деловые люди», а уж когда стали жить в одном доме — и вовсе сблизились. В том числе и на почве анекдотов. Бывало, у нас дома звонит телефон. Трубку берет Максим. Слышит голос Ростислава Яновича: «Приходит одна...» — а дальше нецензурное. Ребенок спокойно прерывает: «Ростислав Янович, это Максим». — «А, извини, старик. Позови, пожалуйста, папу». А когда Юре дали народного артиста РСФСР одновременно с Алексеем Баталовым, они созвонились, чтобы поздравить друг друга, и больше часа травили анекдоты. По межгороду! (Баталов был в тот момент в Ленинграде.) Напрасно я пыталась оттащить мужа от телефона: «Что вы делаете?

«Дети Максима, мои внуки Юра и Максюша, сейчас тоже работают в цирке. Мы сохраняем дело, которому муж отдал всю свою жизнь».  Юрий Никулин с внуками Юрой и Максимом «Дети Максима, мои внуки Юра и Максюша, сейчас тоже работают в цирке. Мы сохраняем дело, которому муж отдал всю свою жизнь». Юрий Никулин с внуками Юрой и Максимом Фото: Сергей Петрухин

Вас же слушают! Могут быть неприятности».

С кем Юра только не дружил! После «Чучела» его очень полюбил Ролан Быков. Однажды произошла странная история. Ролан позвал нас к себе ночью. Сказал, что это срочно и очень важно. Мы приехали и застали у Быкова целую компанию друзей и роскошно накрытый стол — дорогие закуски, водка. Подняв рюмку, Быков объявил, что у него нашли опухоль и, возможно, мы все видимся в последний раз. Все были ошарашены, сочувствовали, переживали… А через день встречаем Ролана — а он держится так, будто ничего не было. Он прожил после этого 15 лет и ни о какой опухоли не заикался. Что это было — отражение странного чувства юмора Быкова или врачебная ошибка? Кстати, последнее интервью в своей жизни Ролан дал о Юре.

Рассказывал о нем очень тепло.

Дружил Юра и с актерами «Современника». Как-то нас пригласили на громкую премьеру — спектакль «Двое на качелях» с Мишей Козаковым и Таней Лавровой. Событие отмечали в ресторане «Прага». За столом Юра заговорил об одной сцене спектакля, где героиня дает герою пощечину. Сказал: «Вы могли бы использовать клоунский прием «апач». Это когда клоун посылает руку в лицо партнеру, а в этот момент тот громко хлопает в ладоши. Получается эффект звонкой оплеухи». Мише Козакову идея очень понравилась, и он несколько раз отрепетировал с Юрой «пощечину». И когда мы уже спускались по лестнице вниз, говорит Юре: «Лови апач!» — и замахивается. И тут на Козакова налетает незнакомый военный и со словами «Не сметь трогать нашего Никулина!»

бьет с такой силой, что Миша летит со ступенек. Все страшно испугались. И за Мишу, и за то, что может случиться дальше. Ведь с учетом вспыльчивости Козакова дело могло кончиться большой дракой. К счастью, все обошлось. Нам только немного пришлось повисеть у Миши на локтях.

А вот с Вициным и Моргуновым отношения у Юры не сложились. Моргунов его раздражал тем, что слишком любил славу, подарки и часто пользовался всем этим от имени троицы. А с Вициным, которого Юра очень ценил как талантливого артиста, муж просто не смог найти точек соприкосновения. Хотя они и пытались общаться. Мы с Юрой даже один раз ходили к Вицину в гости. Но разговор не клеился, всем было скучно. А ведь знаменитой гайдаевской троице много времени приходилось проводить вместе. Не только съемки, еще и поездки, творческие встречи…

Татьяна Никулина с сыном Максимом, руководителем цирка на Цветном бульваре. 2012 год Татьяна Никулина с сыном Максимом, руководителем цирка на Цветном бульваре. 2012 год Фото: Павел Щелканцев

Когда это стало сходить на нет, все трое испытали огромное облегчение. Ну а враг у Юры за всю жизнь, пожалуй, был вообще только один — клоун Олег Попов. Вот уж кто Никулина ненавидел! Никогда не упускал возможности сказать о Юре гадость. Видимо, считал его более успешным конкурентом.

ПРИГРОЗИЛ ВЫПУСТИТЬ НА ПРАВИТЕЛЬСТВО ТИГРОВ

В реконструкцию цирка на Цветном бульваре вложено как минимум четыре года Юриной жизни. Сначала он ходил по начальству, выбивал деньги. Дошел до председателя Совета Министров Рыжкова. И тот сказал: «Ну не построим мы еще один колбасный завод. Зато детишкам сколько радости». И подписал бумаги. Дальше пошли мытарства с архитектором. Стандартный проект, по каким у нас тогда строились цирки, Юру не устраивал — хотелось сохранить старый фасад, столбы с лошадками, круговой проход вокруг зала.

На компромиссы Юра не шел. Помню, как он намучился с планированием конюшен, слоновника, бассейна для морских животных, душа для собак и душа для лошадей, кухни для животных. Все это нужно было разместить как-то. В конце концов началось строительство. И Юра вникал в каждую мелочь.

Я потом слышала от разных людей мнение, что Никулин якобы был очень мягким человеком, не умевшим говорить «нет». Ерунда! Люди просто путают его экранный образ с настоящим. Но я-то его хорошо знала и говорила: «Юра, ты как резиновый мячик. Надавишь пальцем — ямочка. А палец убрал — и все, ты опять круглый». И с подчиненными, если было надо, Юра умел быть строгим.

Хотя чаще действовал не выволочками, а юмором. Однажды один артист жаловался ему: ничего не готово к спектаклю, костюмы не сшиты, свет ужасный, все плохо… Юра слушал-слушал да и говорит: «Пока ты тут бегаешь, президент издал новый указ». — «Какой указ?» — «За хреновые спектакли — не расстреливать. Так что успокойся». Еще помню, как в девяностые годы Юра решил вопрос с недостающим кормом для тигров. Животные сидели голодные, порции им сокращали, ведь мяса в цирке почти не осталось, а купить негде, магазины пустые. И тогда Юра на встрече интеллигенции с Горбачевым сказал ему: «Михаил Сергеевич, ставлю вас в известность, что мяса для тигров осталось ровно на два дня. После этого я погружу животных в машины, подвезу к зданию правительства и открою клетки. Пусть тигры добывают себе мясо сами, как умеют». Горбачев рассмеялся.

И в тот же день в цирк привезли двухнедельный запас корма для хищников.

Когда убили замдиректора цирка Седова, Юра на какое-то время взвалил на себя его обязанности. И тут Максим сам предложил доверить ему эту работу. Юру спросили: «А вы не боитесь за сына? Ведь именно это место стоило Седову жизни!» На что муж ответил: «А что, будет лучше, если я подвергну опасности сына какого-то другого человека?»

Сейчас Максиму уже 57 лет. После смерти Юры он руководит цирком на Цветном бульваре. Безусловно, он много унаследовал от отца: коммуникабельность, чувство юмора, легкое перо. Даже некоторые позы! Ну и, конечно, огромную любовь к цирку. Кстати, дети Максима, мои внуки Юра и Максюша, тоже работают в цирке, в административной сфере.

«Я любила, проходя из кухни в спальню, поцеловать его в лысину. Юра при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…» «Я любила, проходя из кухни в спальню, поцеловать его в лысину. Юра при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…» Фото: PersonaStars.com

У одного уже родился сын, мой правнук, Стасик. Есть еще внучка Маша и ее новорожденная дочь Виктория, но они живут в Германии. Ну а мы здесь сохраняем дело, которому Юра отдал всю свою жизнь.

Я до конца осознала, как моего Юру любят люди, когда он впал в кому. Под окнами больницы без конца стояли толпы, а в газетах печатали сводки о состоянии здоровья Никулина. Я и сейчас, спустя пятнадцать лет после его смерти, чувствую, что к Юре относятся с прежней любовью. Что же касается меня… Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне. Мы вообще в последнее время мало разговаривали, во всяком случае, на темы, не касающиеся цирка. А о чем говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину.

А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • Lolosha

    #
    "Ну а враг у Юры за всю жизнь, пожалуй, был вообще только один — клоун Олег Попов. Вот уж кто Никулина ненавидел! Никогда не упускал возможности сказать о Юре гадость. Видимо, считал его более успешным конкурентом". А сам Юрий Владимирович в своей книге "Почти серьезно" очень тепло отзывался об Олеге Попове. Вот и разница двух людей, двух клоунов. А у Шахиджаняна я читала, что у Юрия Никулина не было дружбы с Михаилом Шуйдиным. Была только работа, а последний очень ревностно относился к успехам Никулина вне сцены.
  • Dadly

    #
    > "Ну а враг у Юры за всю жизнь, пожалуй, был вообще только один — клоун Олег Попов. Вот уж кто Никулина ненавидел! Никогда не упускал возможности сказать о Юре гадость. Видимо, считал его более успешным конкурентом". > А сам Юрий Владимирович в своей книге "Почти серьезно" очень тепло отзывался об Олеге Попове. Вот и разница двух людей, двух клоунов. > А у Шахиджаняна я читала, что у Юрия Никулина не было дружбы с Михаилом Шуйдиным. Была только работа, а последний очень ревностно относился к успехам Никулина вне сцены. В упомянутой Вами книге, Никулин о Шуйдине тоже очень тепло писал,как я помню)) Думаю дружба все-таки была)) А про Никулина всегда интересно почитать!))

  • #
    Всегда с теплотой и с улыбкой на лице вспоминаю ВЕЛИКОГО КЛОУНА, АКТЕРА и ЧЕЛОВЕКА - ЮРИЯ НИКУЛИНА! Помню, в далеком детстве, если узнавал , или было написано на афишах , что в фильме играл Никулин, знал - всегда будет смешно! Шли в кино на имя! Спасибо, Юрий Владимирович, что Вы жили, творили и веселили народ! Мы всегда будем помнить о ВАС!

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Тутта Ларсен Тутта Ларсен журналист, радиоведущая, телеведущая
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.





    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...

    +