Светлана Немоляева об эпохе 60-х и актерской династии Лазаревых

Актриса призналась, что ее свадьбу с Александром Лазаревым ускорила... его сломанная нога.
Светлана Немоляева
На съемках фильма «Гараж». 1979 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Светлана Владимировна, вы с Александром Сергеевичем Лазаревым прожили вместе долгую жизнь. А с чего все начиналось? Вы, кажется, познакомились, только оказавшись вместе в Театре имени Маяковского?

— Да, и я, и Саша поступили в театр в 1959 году в числе пяти «новобранцев». Главный режиссер Охлопков омолаживал труппу, вливал свежую кровь. Очень забавно вышло с Сашей. Ему сказали: «Молодой человек, мы вас берем. В новом спектакле некому пики выносить». А он был очень видным — красивый, статный, спортивный, занимался в Ленинграде баскетболом и парусным спортом. Но в результате он практически сразу стал играть большие эпизоды и роли. А массовки все были мои. Но и большая роль мне досталась — Офелия в «Гамлете»… 

Я не сразу обратила на Сашу внимание. Буквально через несколько дней после того, как мы стали артистами Театра имени Маяковского, отправились с труппой на гастроли в Ригу. Играли спектакли, а потом молодежь ездила в Юрмалу купаться. Саша говорил, что именно тогда он стал за мной ухаживать. Я же не помню этого совершенно. Уверена, если бы так было, я бы на это откликнулась. Моя версия другая. Что все произошло позже. Нас с Сашей отправили на какой-то концерт к празднику 7 Ноября. Мы отыграли его, возвращались вместе, и вот тогда-то наш роман и начался. Развитию отношений способствовала Сашина производственная травма, которую он вскоре получил. Он репетировал роль в «Иркутской истории». Танцевал цыганочку, прыгал через костер, неудачно приземлился и сломал ногу. 

Я стала ему помогать, и это нас сблизило. Мы поженились очень быстро. Через три месяца — 27 марта 1960 года стали мужем и женой. Утром сходили в загс, днем пообедали у меня дома на Плющихе. Обед приготовила мама. Вечером играли «Иркутскую историю». Не было ни колец, ни свадебного платья, ни медового месяца. Первая совместная поездка состоялась чуть позже. Летом мы отправились в Ялту, где Саша снимался в «Вольном ветре» со Скирдой (Лионелла Скирда, после замужества — Пырьева, советская актриса. — Прим. ред.). Это была его первая большая роль.

Светлана Немоляева с Еленой Чайковской (справа) в фильме «Близнецы». 1945 г.
С Еленой Чайковской (справа) в фильме «Близнецы». 1945 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Скажите, а дома как у вас все распределялось? Я так понимаю, что вы и готовили, и вся уборка на вас?

— Нет, Саша мне помогал. Пыле­сосил. Все, что связано с применением физической силы, было на нем. Но от бытовых мелочей он был освобожден. Не знал, где у него майки. Вставал и начинал с одного и того же: «Света, а где у меня это, а где то?» Мое глубокое убеждение, что это — правильно. Я думала: зачем такого роскошного мужика обременять бытовой мелочовкой? Не хотела, чтобы он ходил в магазин. Говорила: «Сашка, ну любой другой мужик идет с авоськой, и это нормально, но ты с авоськой — это что-то из ряда вон выходящее!» Так оно и было, особенно когда он надевал одно из своих очень красивых пальто, например то, которое ему шили в мастерских у Славы Зайцева, — длинное, шикарное. В нем Саша шел по улице просто как произведение искусства.

— Как складывалась ваша судьба в Театре имени Маяковского?

— При Николае Павловиче Охлоп­кове, который обожал артистов, более-менее легко. Да и мы с Сашей были молодые — играли все подряд: и большие роли, и в массовке. За границу впервые поехали с театром в 1962 году — в Румынию, Болгарию и Польшу. Повезли три спектакля: «Иркутскую историю», «Весенние скрипки» и «Аристократов». Перед отъездом оказалось, что Саше буквально нечего надеть — он же был ленинградский парнишка из очень бедной семьи. Это было задолго до появления ателье Вячеслава Зайцева… Но Охлопков решил эту проблему, вызвал директора и сказал: «Дайте Лазареву пальто, шапку, шарф, костюм». В Польше о Саше написали: «К нам приехал русский Ив Монтан…» Саша был в расцвете своих сил и возможностей, но в родном театре у него складывалось не все гладко. Когда после Охлопкова руководить театром пришел Андрей Гончаров, я играла у него довольно много, а Саша вначале вообще был одним из его самых любимых артистов. «Человек из Ламанчи», «Дети Ванюшина» и другие блистательные постановки Гончарова — все с Сашиным участием. 

Перелом в их отношениях начался с «Бега». Тогда Гончаров его вообще отстранил от своих постановок на 10 лет. Это стало большой драмой и для Саши, и для меня. К счастью, у Лазарева были другие постановки с другими прекрасными режиссерами. В их числе и Фоменко, и Яшин, и Ахрамкова. Саша чувствовал себя на взлете. В противном случае он был бы раздавлен таким отношением к себе Гончарова. Часто говорят: режиссер обязательно должен быть влюблен в актера. Но в любой любви может наступить усталость, пресыщение. Очень тяжело, когда это касается тебя. У Гончарова были два человека, которые ему не надоедали: Армен Джигарханян и Наташа Гундарева. А мы с Сашей — увы… Хотя Гончаров прекрасно осознавал значимость артиста Лазарева, который блестяще играл многие роли, и мою значимость после того, как я сыграла в «Трамвае «Желание». Все-таки этот спектакль для Театра имени Маяковского был очень важным. Мы играли его 24 года. Я просто умирала на сцене. А Гончаров кричал: «Вивьен Ли после этой роли заболела! А вы, Немоляева, нет!»

Светлана Немоляева с Александром Лазаревым накануне свадьбы. Март 1960 г.
«Мы поженились очень быстро. Утром сходили в загс, днем пообедали у меня дома на Плющихе. Обед приготовила мама. Не было ни колец, ни свадебного платья, ни медового месяца» С Александром Лазаревым накануне свадьбы. Март 1960 г.
Фото: Фото из личного архива Светланы Немоляевой

— Но ведь именно Гончаров пригласил вашего сына в спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», и так состоялся его актерский дебют?

— За это я Гончарову благодарна. Шурику было лет одиннадцать. Он, как и другие театральные дети, постоянно вертелся за кулисами, в моей гримерке делал уроки. А тут как раз понадобился мальчишка его возраста и типажа. Когда сын впервые вышел на сцену, мы сидели с Сашей в оркестровой яме, и у меня текли слезы. Он играл мальчика, которого убивают. И у меня все смешалось: и сюжет, и он сам, и его вид трогательный. И Сашка тоже чуть слезу не пустил… Шурик роль играл года два, больше не смог — он очень быстро вырос. Страдал из-за этого. Я его утешала: «Шура, для мужчины рост имеет огромное значение. Ты будь счастлив, что ты вырос». Он ответил очень по-актерски: «Сейчас никакой выгоды от моего роста я не вижу, а роль я потерял». В последний раз этот спектакль он играл в Кишиневе на гастролях. Наташа Гундарева на поклонах подарила ему свои розы. Ее всегда заваливали цветами. Сына поблагодарили по радио: «Шура, спасибо, ты последний раз сыграл». Он плакал за кулисами. Наташа его повеселила: «Ну, ты вон какой теперь большой, теперь ты меня сам должен душить, а не я тебя». Мне сразу было ясно — у Шурика актерские задатки. А Саша отказывался это видеть. Говорил: «Может быть, он будет археологом!» Дело в том, что сам Саша очень любил эту профессию, у него имелось огромное количество книг по археологии. Шурик интереса к науке не проявил. 

В результате он пришел именно к отцу, и тот готовил его к поступлению в театральный институт. В Школу-студию МХАТ сын поступил легко, а потом так же легко — к Захарову в «Ленком», где играет теперь главные роли. Шурик был одним из многих студентов, которые пробовались на танец моряков в «Юнону» и «Авось». Захаров его отметил и спросил фамилию. «Лазарев». — «Сын того самого Лазарева и той самой Немоляевой?» — «Да». Вечером того же дня Марк Анатольевич впервые позвонил к нам домой: «Почему вы не позвонили мне и не сказали, что сын показывается в «Ленком»?» Он был очень удивлен. А мы с Сашей гордились сыном… Через много лет Саша готовил к поступлению в театральный внучку Полину. Удивительное совпадение, но Полина тоже вышла на сцену вместе с Наташей Гундаревой. Это был спектакль «Виктория?..» об адмирале Нельсоне и леди Гамильтон. Полинке было года четыре или пять. Она играла дочь героев Гундаревой и Джигарханяна. На ней было розовое кружевное платьице, и Полина пробегала через сцену от Наташи к Армену. Волновались все! У Шурика градом пот по лицу катился. Дед тоже с ума сходил. Он ведь страшно любил внучку. Когда Полинка появилась на свет, Саша полностью на ней сконцентрировался. А когда деда не стало, Полина сказала, что, видимо, никто ее уже не будет любить так, как он…

Светлана Немоляева с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым на съемках фильма «Служебный роман».  1977 г.
С Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым на съемках фильма «Служебный роман». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Теперь Полина служит вместе с вами в Театре имени Маяковского. Ведь это уже третье поколение Лазаревых-Немоляевых, связанное с театром и кино?

— Четвертое. Началось все с моего папы. Владимир Немоляев родился в семье мещан-старообрядцев. Оттуда и фамилия — ее можно расшифровать как «не так молящиеся». Папина мама рано овдовела, и у нее на руках остались четверо мальчишек. И поднимала их царская Россия. Все братья Немоляевы получили образование. Папа мой окончил коммерческое училище. У него был фантастически красивый каллиграфический почерк с завитушками, и он довольно долго работал в ГУМе бухгалтером. Стоял за конторкой с девяти до шести вечера и страдал, что так медленно идет время. Внешне он был есенинского плана — светловолосый, кудрявый, со светлыми глазами, раскрепощенный, подвижный и веселый. Это очень привлекало людей. 

И вот как-то в ГУМ пришел Всеволод Мейерхольд с женой Зинаидой Райх. Они готовили спектакль «Мадам Бовари», и им нужны были ткани. Папа слыхом не слыхивал про Мейерхольда, он совершенно был далек от этого всего. Начальник папе сказал: «Пришли такие солидные люди. Володя, ты у нас обаятельный, проводи их и помоги выбрать материю». И мой отец повел их на склад. Тогда был дефицит всего, но у Мейерхольда имелось разрешение от какого-то наркома. Папа им очень хорошо все показал, обаял, очаровал. Мейерхольд сказал: «Какой славный паренек!» — и дал ему контрамарку на десять любых спектаклей. В итоге моего отца так увлекло искусство, что он бросил свою профессию и поступил во ВГИК, к Пудовкину, на актерско-режиссерский курс. Это был первый выпуск. Окончил отец свое обу­чение в 1927 году. У нас дома долгое время хранился журнал 1929 года, где было написано про молодых кинематографистов. И в журнале папино милое смеющееся молодое лицо. Подпись гласила: «Молодой режиссер Владимир Немоляев, который снял документальную картину «Смычка Турксиба» и приступил к следующей своей фильме»… 

Тогда уже ушло слово «синематограф», а слово «фильм» еще не появилось, в ходу была «фильма». Следующая папина картина — «Карьера Рудди» —была про американского героя. Знаете, ходили в 1930-е годы в Америке такие мачо в эффектных шляпах. Играл главную роль Дмитрий Консовский — старший брат артиста Алексея Консовского, который потом прославился как принц из «Золушки». Дмитрий Консовский был хорош — абсолютно американизированный колоритный артист, такой советский Грегори Пек. Но тут его арестовали, и картину закрыли. Папе вообще не везло. Это сейчас его фильмы, в том числе «Счастливый рейс» («Машина 22—12»), — «золотой фонд кино». А какого изумительного «Доктора Айболита» он снял! Но при этом всю жизнь мой отец был «мальчиком для битья». Его критиковали за то, что его картины без идеологии и слишком легкие. Но зрителю такие фильмы были нужны, особенно после страшной войны, крови, ужаса, страха и нищеты. Люди должны были ожить!

Светлана Немоляева с Татьяной Дорониной в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти».  1981 г.
С Татьяной Дорониной в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти». 1981 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Что вы помните о войне?

— Мы с братом Колей и мамой, которая была звукооформителем на «Мосфильме», эвакуировались в Алма-Ату. А папа получил повестку и отправился рядовым на фронт. Правда, пробыл там недолго. Какой-то высокий офицерский чин, который узнал в рядовом Немоляеве режиссера, сказал: «Ты хорошо снимаешь. Обойдемся без тебя». В Алма-Ате нас с братом Коликом отдали в детский сад. Помню, что все время хотелось есть, а ели мы какую-то требуху. Мама подрабатывала — шила на заказ наряды. Она в свое время обу­чалась у знаменитой на всю Москву закройщицы Надежды Ламановой, которую называют русской Коко Шанель. Мама оказалась талантливой ученицей. Но витала в облаках. Ей было интересно художественно выложить вытачки, и ради этого она могла просиживать за шитьем часами. Но до конца дело она могла и не довести — оставить наметку, булавки. В эвакуации она шила своей подруге Марине Ладыниной

На примерку Марина Алексеевна всегда приносила буханку хлеба и еще цветной сахар — ярко-зеленый и красный — для нас с братом. Казалось, на свете нет ничего вкуснее! Из эвакуации мы вернулись в 1943 году. У отца не было работы, жили мы голодно. И нас очень выручил Иван Александрович Пырьев, супруг Ладыниной. В 1944 году он снимал фильм «В 6 часов вечера после войны» и пригласил папу вторым режиссером. Иван Александрович оказался настоящим провидцем — за год до окончания войны снял празднование Дня Победы точно таким, каким оно и было в 1945 году, — на Большом Каменном мосту, у Кремля, с салютом. Снимался этот фильм под Москвой, в Кунцево. И мы всей оравой — папа, мама, я, брат, бабушки — отправились в киноэкспедицию. Все жили в землянке, получали скудное, но регулярное питание. Мама на той картине тоже работала — звукооформителем. Пырьев протянул нам руку помощи. Они с Ладыниной и потом были друзьями нашего дома.

— А с Любовью Орловой ваша ма­ма тоже дружила?

— Их скорее можно назвать приятельницами, а не подругами. Любовь Петровна была своеобразной, обособленной. Хотя и не отшельницей, как сейчас некоторые рассказывают. Мы даже на дачу к ней и Александрову ездили во Внуково. А когда возвращались оттуда домой на электричке, мама спросила: «Как они тебе?» Я сказала: «Дядя очень бровастый. А тетя очень красивая». Орлова была удивительной. Умела создавать вокруг красоту. У нее на даче цвели роскошные розы, я таких нигде прежде не видела. И у меня даже сохранилась старая фотография — в орловских розах я и Аленка Тиссэ, дочка Эдуарда Казимировича Тиссэ, знаменитого кинооператора, который снимал все фильмы с Эйзенштейном… Удивительно складывается жизнь: я, чуть повзрослев, снялась с Орловой в одном фильме — «Русский сувенир», посвященном космической теме. Эпизодик крошечный, но исторический. Вскоре вышел журнал «Огонек», на обложке которого синее небо, космический спутник летит и два профиля — девушки и юноши. Это я и Кирилл Столяров — сын замечательного артиста Сергея Столярова, который играл с Орловой в «Цирке». Кирка был очень похож на отца — светленький, курносый. И я ему под стать.

Александр Лазарев
«От быта Сашу я освободила. Зачем такого роскошного мужика обременять бытовой мелочовкой?» Александр Лазарев. 1980-е гг.
Фото: Фото из личного архива Светланы Немоляевой

— Это же не первая ваша работа в кино была?

— В 1944-м мне было семь лет, и я снялась в фильме «Близнецы». В это кино я попала благодаря маме. Она всюду таскала меня и брата Колю с собой, в том числе и на студию. А тут как раз на «Близнецах» понадобилась девочка, примерно как я. У меня осталось потрясающее ощущение, как я еду на съемку на двухэтажном троллейбусе по Ленинградскому проспекту (ходили такие в то время по Москве). Самое большое счастье было — забраться на второй этаж. Мы с мамой старались прийти на остановку первыми, чтобы сесть на мои любимые места. Ну а сам съемочный процесс мне не очень понравился. Свет, отраженный от квадратной штуки, обтянутой фольгой, слепил глаза, и я постоянно щурилась, закрывала лицо рукой. Однажды со мной случилась драматическая история: я потеряла часть костюма — огромный бант в горошек, сшитый из точно такой же ткани, как и сарафанчик. Бант соскользнул с моих волос, и его не нашли, пришлось шить новый. 

Вообще, мне сейчас удивительно, что в конце войны на «Мосфильме» даже детям шили костюмы из отличной материи, не говоря уж о взрослых артистах. Но мне больше всего запомнились наряды Целиковской и Орловой — из крепдешина в горошек, с роскошными кружевными воротничками. Можно только диву даваться, откуда все это появлялось на студии, потому что в магазинах не было ничего, все по карточкам. Кино в те времена действительно являлось важнейшим из искусств. Все понимали, что оно поднимает дух граждан, а значит, и страну. Чуть позже мы с братом Колькой снялись в отцовском фильме «Счастливый рейс» («Машина 22—12»). Это было дикое счастье. За мной и братом к школе приезжал грузовик. Папа забирал нас и еще других детей звал, чтобы они в массовке побегали.

— В общем, других вариантов, кроме как связать свою жизнь с кино, у вас не было?

— Я хотела быть актрисой и все время обезьянничала. Поступила в Щепкинское училище при Малом театре. С одной стороны, была барышней понимающей, начитанной, с другой — в характере легкомысленность абсолютная. Я очень похожа на папу — страшно смешливая. Все время хохотала и носилась, ходить у меня как-то не получалось. Однажды неслась по лестнице с хохотом и врезалась в живот гордо шествовавшей Веры Николаевны Пашенной — главного человека и в училище, и в Малом театре. Мне кажется, ее боялись не только все студенты, но и все педагоги. «Ты кто?!» — строго спросила Пашенная. «Света Немоляева. Простите!» — И с хохотом побежала дальше.

Светлана Немоляева с  Андреем Мягковым и Лией Ахеджаковой в фильме «Гараж». 1979 г.
С Андреем Мягковым и Лией Ахеджаковой в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Еще студенткой последнего курса меня пригласили сниматься в Ленин­граде в «Евгении Онегине» в роли Ольги. Я была барышней пухлой и круглолицей и отлично подходила на эту роль. Режиссер Тихомиров утвердил меня моментально, сказав: «Какая смешная, милая! Никого больше не нужно искать, — и процитировал Пушкина: — «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Так говорил Онегин Ленскому об Ольге. А у меня действительно было очень глупое, абсолютно детское, наивное выражение лица. Съемки начались в 1958-м и продолжались целый год. Это была колоссальная работа — снимать фильм-оперу. Нужно было выучить всю фонограмму и петь вместе с оперными исполнителями, чтобы попасть не только в звук, но и в дыхание. Мы учили все танцы: менуэты, гавоты, все, что полагалось танцевать в XIX веке на балу. Со мной занимался Григорович в огромном зале в Мариинке. Еще мы скакали верхом, и я упала с лошади, сильно ударившись спиной. При этом тренер сказал: «Если вы сейчас сразу не сядете на лошадь, не преодолеете страх никогда». И я переломила себя. Это было удивительное время — я была всего лишь простой студенткой, когда получила это предложение с «Ленфильма»...

— Вы рассказываете так, будто все это было буквально вчера…

— Это же было великолепное время — радостно учиться, радостно жить. В юности у нас подобралась прекрасная компания: Гена Гладков, Вася Ливанов, Таня Лаврова, художники Мирон Лукь­янов, Вася Островский, скульптор Кира Рябинина, режиссер Ольга Маркичева. Все очень много читали. Было стыдным не угадать автора, если кто-то его цитировал. Мы проводили много времени на Николиной Горе. В нашей компании был Митя по прозвищу Лошадь. Замечательный литератор, шекспировед, в совершенстве знавший английский язык, он был страшно увлечен лошадьми и заразил нас всех своим увлечением. Моей ближайшей подругой была Таня Лаврова. Мы с ней познакомились еще в эвакуации в Алма-Ате. Она — дочь знаменитого кинооператора Евгения Андриканиса. Потом, когда Таня стала актрисой МХАТа, она взяла псевдоним Лаврова…

И вот мы ездили на юг вместе всей нашей «гусарской» компанией. Все были друг в друга, конечно, влюблены. И любовь у всех была несчастная, потому что увлечения не совпадали. Так мы со своими влюбленностями и ходили по кругу… Изумительное было время! Я никогда не забуду, как мы с Митей-Лошадью сидели на скалистом выступе горы Меганом, болтали ногами в море и он мне сказал: «Светка, какая у тебя счастливая профессия — ты много жизней проживешь за свою одну!»

Светлана Немоляева с мужем Александром Лазаревым, сыном Александром и внучкой Полиной. 2007 г.
«Когда Саши не стало, Полина сказала, что, видимо, никто ее уже не будет любить так, как он…» Светлана с мужем Александром Лазаревым, сыном Александром и внучкой Полиной. 2007 г.
Фото: EAST NEWS

— В рассказах о тех временах часто фигурирует именно Крым…

— Для меня это — мое любимейшее место, я боготворю Крым, обожаю. Может быть, это что-то генетическое — когда я родилась, мы всей семьей уехали в Крым, в Ялту, на съемки «Доктора Айболита». Я была грудная, поэтому взяли бабушку, помогать за мной приглядывать. И я первые шаги сделала в Ялте на съемочной площадке. Всю жизнь потом ко мне изумительно относился Максим Максимович Штраух, который сыграл доктора Айболита. Удивительно, но сейчас я живу в его квартире. После смерти Штрауха эта квартира осталась за Театром имени Маяковского, в котором он служил. Нам с Сашей в то время полагалось улучшение жилищных условий. Но на квартиру были и другие претенденты. Вопрос решался на заседании Моссовета, и председатель сказал: «Пусть Дон Кихот поживет в хороших условиях» (имелся в виду все тот же спектакль Андрея Гончарова «Человек из Ламанчи»). Но мне кажется, решающим было не слово начальника, а что-то свыше, ведь Штраух меня буквально с рождения очень любил… Вот такое переплетение судеб… Так сложилось, что у папы с мамой в Крыму было безумное счастье. А потом — у нас с Сашей. Я говорила, что наша первая с ним поездка была в Ялту, на съемки «Вольного ветра». 

Мы жили в гостинице «Ореанда». Номера в ней были роскошными, но не все. В цокольном, полуподвальном этаже имелись комнатки с окнами на уровне земли и удобствами в конце коридора. В такой мы и поселились. Но наша комнатка казалась мне самой прекрасной… 50-летие свадьбы мы с Сашей отпраздновали там же, в Крыму, в «Ореанде». Жили в роскошном люксе с видом на море. Когда вошли в номер, там стоял сервированный стол с шампанским, конфетами и цветами. Нас так встретила администрация гостиницы, они знали, что это наше воспоминание о молодости, о свадьбе. Это было потрясающе! И мы совершенно удивительно провели те три дня. Ходили везде пешком: в Алупку, в Массандру. До Мисхора прошагали все 18 километров. Я была очень счастлива в эти дни. И вообще, с Сашей я была счастлива всю жизнь. Нам никогда не было скучно друг с другом, хотя мы проводили вмес­те 24 часа в сутки. Никогда не отдыхали отдельно друг от друга. Иногда вынужденно расставались, если была экспедиция по съемкам у него или у меня. Но расставания Саша переносил с трудом. Как-то полетел в Америку с гастролями на десять дней. Когда вернулся, с порога заорал: «Никогда, никогда в жизни я без тебя не поеду никуда!»

Полина Лазарева и Юрий Колокольников в спектакле «Месяц в деревне». 2012 г.
Полина Лазарева и Юрий Колокольников в спектакле «Месяц в деревне». 2012 г.
Фото: PHOTOXPRESS.RU

— У вас был открытый дом? Гос­тей принимали?

— Двери в то время у всех были открыты, практически никто не жил ­уединенно. Это же была «оттепель», прекрасные шестидесятые. Мы постоянно или принимали гостей, или сами неслись в гости. Причем с такси было сложно, часто идти нужно было пешком или доезжать на каком-нибудь молоковозе. По ночам вся Москва ездила на молоковозах! Это отдельное развлечение. А иногда я приставала к милиции: «Дядечка милиционер, подвезите нас!» Жизнь была прекрасна! Мы с Сашей поселились сначала у моих родителей в коммуналке на Плющихе, потом в общежитии в Малом Кисловском переулке около театра, в 18-метровом «пенале». Вот в ту пору вся труппа у нас с Сашей перебывала — и молодежь, и солидные люди. Иногда собирались по 20—30 человек. Как-то Андрей Тарковский даже на шкафу сидел — не нашлось другого места. Мы с ним не были друзьями, он пришел к нам со вгиковской компанией моего младшего брата Коли, который учился там на операторском. Ну а потом у нас с Сашей появилась небольшая кооперативная квартира не слишком близко от театра. А вскоре мы переехали на Тверскую, в квартиру прямо напротив тогдашнего Дома актера. Гости из ресторана ВТО, который закрывался в полночь, обычно оказывались у нас…

— Совсем недавно на Малой сцене вашего театра был вечер, на который сложно было попасть. В первом отделении вы рассказывали о своей молодости, о театре, а во втором — ваша внучка Полина исполняла джаз и имела грандиозный успех.

— Она очень музыкальная. В семейном архиве есть видео, как она, четырехлетняя, бегает на даче и безошибочно поет джаз. Когда дедушка это обнаружил, он был безумно счастлив. Всегда просил: «Полина, спой!» А еще они танцевали вместе: степ, рок-н-ролл и все что угодно. Они чувствовали друг друга. Мы стали водить Полину в консерваторию к педагогу. Давалось ей все легко, слух-то абсолютный. Этим она пошла в Сашиного отца — тот пел, играл на скрипке и был потрясающе музыкальным… Только вот занятия в консерватории Полина бросила — ребенком она была неусидчивым. А вот музыку не оставила. Она без нее не может. У нее своя музыкальная группа, с которой Полина выступает в разных клубах. Есть и публика, и поклонники. Правда, при таком серьезном таланте пока это для нее слишком камерная история.

Светлана Немоляева
«Я никогда не забуду, как мы сидели с другом на скалистом выступе, болтали ногами в море и он мне сказал: «Светка, какая у тебя счастливая профессия — ты много жизней проживешь за свою одну!» В фильме «Служебный роман». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Но при этом Полина ведь драматическая актриса…

— Внучка окончила ГИТИС, и Саша очень хотел, чтобы она пришла в Театр имени Маяковского. А Полина сопротивлялась. Согласилась, только когда Женя Симонова предложила ей репетировать Верочку в спектакле «Месяц в деревне», сказав, что видит в этой роли только ее. Дедушка не дожил до премьеры месяц. Сейчас Полина — актриса нашего театра. У нее масса ролей. Играет в «Талантах и поклонниках», в «Дядюшкином сне», «Бесприданнице», выпустила премьеру «Все мои сыновья». Это такое счастье — сидеть с внучкой в одной гримерке и наблюдать ее успехи!

— А какие таланты проявляет ваш младший внук Сережа?

— Он оканчивает школу. Будет поступать. Ходит на подготовительные экономические курсы. Но все равно мечтает о творчестве, хочет стать продюсером. Я не знаю, чем это закончится. Ведь он всю жизнь актерством занимается. Он и в театре на сцену выходил, и в школе постоянно в разных постановках играет. Но заявил: «Актером не буду!» Хотя мое глубокое убеждение, что он походит-походит на экономический, а потом перейдет на актерский. Кровь даст себя знать…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог