Страдали вместе с Вициным: на какие жертвы пришлось пойти Людмиле Шагаловой

Выпускники ВГИКа, сыгравшие молодогвардейцев, в истории советского кино заняли особое место. Каждое...
Павел Соседов
|
05 Марта 2023
Людмила Шагалова
Людмила Шагалова 1972 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Выпускники ВГИКа, сыгравшие молодогвардейцев, в истории советского кино заняли особое место. Каждое имя — легенда: Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, Инна Макарова и Сергей Бондарчук, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Муза Крепкогорская и, конечно, Людмила Шагалова. Актриса начала сниматься раньше своих однокашников, еще до войны, но и ушла из кино первой — не хотела стареть на глазах у зрителей. В этом году ей исполнилось бы сто лет. В материале «7Д» о ней рассказывают друзья и коллеги.

К «пытке» гримом Вицин относился легче

Сергей Капков, журналист, шеф-редактор киностудии «Союз­мульт­фильм»:

«Людмиле Шагаловой было всего 39 лет, когда режиссер Константин Вои­нов предложил ей роль матушки в фильме «Женитьба Бальзаминова». Конечно, как женщина она сначала сильно расстроилась: «Неужели я так плохо выгляжу?!» Но актерский азарт толкнул прийти на пробы, а после принять предложение Константина Наумовича.

Самым тяжелым на съемках оказалась ежедневная процедура нанесения возрастного грима. Делали его около двух-трех часов: подтягивали нос, клеили морщины, мешки под глаза. Людмила Александровна переживала: «В зеркало я старалась не смотреть, чтобы не видеть, кого из меня лепят. Тут тянут, там рисуют… Выдерживать эту процедуру уже не хватало сил, но я терпела». Страдала она не одна, а с Георгием Михайловичем Вициным, у которого тоже был суперсложный грим — но с обратным эффектом. Если из 40-летней Шагаловой делали старуху, то из 46-летнего Вицина — ее сына, молодого парня! Актеру тщательно «грунтовали» лицо, рисовали веснушки, подтягивали нос, поэтому в шутку он окрестил картину «Женитьба забальзамированного». Георгий Михайлович к «пытке гримом» относился более смиренно, чем партнерша. Вицин никогда никуда не спешил, был спокоен и пребывал в веселом расположении духа. Он занимался йогой и на закате уходил медитировать. «Где Вицин? — разносился из мегафона голос Воинова над Суздалем. — Солнце садится, надо сцену доснять!» — «Ничего, — отвечал Георгий Михайлович, — завтра оно снова взойдет!»

Маргарита Жарова (Иванова), Людмила Шагалова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Евгений Моргунов, Нонна Мордюкова, Елена Гришко
Маргарита Жарова (Иванова), Людмила Шагалова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Евгений Моргунов, Нонна Мордюкова, Елена Гришко в фильме «Молодая гвардия». 1948 г.
Фото: предоставлено Киностудией им. М. Горького

С Вициным у Шагаловой по жизни сложились очень добрые отношения. Это и неудивительно, ведь за свою актерскую биографию они не раз сыграли родственников, причем в самых неожиданных «комбинациях». В «Женитьбе Бальзаминова» Шагалова была матерью Вицина, в картине «Не может быть!» они сыграли супругов, а в фильме «А вы любили когда-нибудь?» уже Вицин предстал в роли забавной старушки — мамаши героини Шагаловой.

На съемках «Женитьбы Бальза­минова» во время перерывов Людмила Шагалова с Екатериной Савиновой охотно гуляли по Суздалю. По городу ходили прямо в гриме и исторических костюмах: времени переодеваться не было и это могло испортить сложный грим. Никто из горожан не узнавал в почтенных дамах из прошлого знаменитых актрис. Ну а к тому, что в городе постоянно снимаются исторические фильмы, жители давно привыкли. К Шагаловой относились как к старушке — у нее даже появилась очень пожилая подружка из местных. Она нередко приходила к гостинице, чтобы пообщаться с приятельницей. Один раз спросила Шагалову, которая вышла из подъезда без грима: «Дочка, не знаешь, где моя знакомая? Что-то давно ее не видно. Не заболела ли?» Людмила Александровна вспоминала: «Когда после выхода картины мы приехали в Суздаль и я пришла на рынок без грима — все торговки, узнавшие меня, чуть в обморок не попадали. Зато принимали как императрицу, одаривали и звали в гости. Это был настоящий успех!»

Успех у картины и правда был огромным! За эту роль, по опросу журнала «Советский экран», зрители выбрали «актрисой 1965 года» именно Людмилу Шагалову! Она же была бесконечно благодарна Константину Воинову за приглашение. Благодаря роли матушки Бальзаминова актриса безболезненно смогла перейти на острохарактерные возрастные роли».

Два главных подарка получила в институте

Эльга Лындина, сценарист, киновед (это одно из последних интервью Эльги Михайловны, ее не стало в декабре 2022 года. — Прим. ред.):

Людмила Шагалова с Георгием Вициным
«Самой тяжелой оказалась процедура нанесения возрастного грима, когда из 40-летней Шагаловой делали старуху. Людмила переживала: «В зеркало не смотрела, чтобы не видеть, кого из меня лепят» С Георгием Вициным в фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г.
Фото: Legion-media

«Наше общение началось с того, что в Бюро пропаганды советского киноискусства мне предложили сделать о Шагаловой буклет. Набирая номер телефона, думала: «Сейчас начнется: «Позвоните через недельку, через две…» — так обычно отвечают популярные артисты. Но к моему приятному удивлению, Людмила на предложение о буклете радостно откликнулась: «Ой, как хорошо! А когда мы встретимся?» В общем, договорились с первого раза.

Встречались мы в основном в квартире Шагаловой и ее мужа, оператора Вячеслава Шумского, в кооперативном доме кинематографистов недалеко от метро «Аэропорт». Жили супруги на втором этаже. Ровно над ними была квартира Майи Булгаковой, там же, на третьем, — квартира Леонида Гайдая и Нины Гребешковой. Несколькими этажами выше поселились Любовь Соколова, семья Санаевых, Муза Креп-когорская и Георгий Юматов. Квартира Шагаловой и Шумского была двухкомнатной. Людмила была замечательной хозяйкой и очаровательной женщиной — с ней всегда было очень легко.

При первой встрече Людмила Александровна поинтересовалась, где я училась.

Я сказала, что во ВГИКе. А моим мастером была Наталья Анатольевна Фокина — супруга режиссера Льва Кулиджанова. Шагалова этому факту очень обрадовалась, потому что ее муж — оператор Вячеслав Шумский — работал с Кулиджановым. Их прославили картины «Дом, в котором я живу», «Это начиналось так...», «Преступление и наказание».

Мы начали работать над буклетом, и я узнала, что мама будущей актрисы умерла, когда ей не было и трех лет. Людмила родилась в Белоруссии, где в то время служил ее отец — военный комиссар. После смерти мамы к ним приехала незамужняя сестра матери. И отец женился на родной тете дочери. Вскоре у них появился общий ребенок, и внимание Александра Шагалова и мачехи Людмилы переключилось на него. Когда Ляле было пять лет, семья переехала в Москву — отец получил должность заместителя наркома танковой промышленности. В столице воспитанием Людмилы занялась бабушка.

Людмила Шагалова с Олегом Стриженовым
С Олегом Стриженовым в фильме «Дуэль». 1961 г.
Фото: Legion-media

Актриса никогда на детство не жаловалась, но фактически она была одиноким ребенком: мать умерла, отца в конце тридцатых арестовали и отправили в лагерь, а у мачехи — своя дочь. В это время в ее жизнь и вошел кинематограф — Шагалова сыграла в «Семиклассниках» знаменитого режиссера Якова Протазанова.

В этом дебюте героиню Людмилы звали ласковым именем Ляля — и именно так стали называть актрису ее друзья. Шагалова попала в кино очень рано, в 14 лет. Протазанов был патриархом отечественного еще немого кино — его картины «Человек из ресторана» с Михаилом Чеховым и «Сорок первый» считаются классикой. Фильмы про советских детей — совсем не его тема. Но из «Семиклассников» по какой-то причине ушел режиссер, а может быть, его отстранили, и картину передали Протазанову. Существует несколько версий того, как юная Люд­мила попала в этот фильм. По одной из них, Шагалову присмотрели ассистенты Протазанова прямо на улице, по другой — режиссер увидел смешную курносую девчонку в кинохронике (Людмила в числе других пионеров приветствовала героев-папанинцев в Колонном зале). Но я склоняюсь к версии, что помощники режиссера приметили Шагалову в драмкружке при Дворце пионеров, где она занималась. Дело в том, что в «Семиклассниках» помимо Ляли играют Марина Ковалева и Лидия Драновская — соученицы Шагаловой по драмкружку, тоже ставшие впоследствии знаменитыми артистками. Вообще это была очень сильная театральная студия, из нее вышел и Станислав Ростоцкий, и актриса Екатерина Деревщикова («Тимур и его команда», «Каменный цветок»).

На съемочной площадке юная Люд­мила Шагалова старалась всячески выделиться — приставала к режиссеру со своими идеями, предлагала новые сцены для своей героини. Протазанова сначала это раздражало, но потом он пошел навстречу инициативной артистке, и у ее героини в картине по­явилось несколько дополнительных эпизодов. В титрах режиссер подписал актрису «Ляля Шагалова» — так это имя за ней и закрепилось.

Но мечты об актерстве прерва­ла война. Семья эвакуировалась в Челя­бинск. Людмила устроилась на тракторный завод, который переоборудовали под выпуск танков, где и проработала комендантом охраны два с половиной года. В 1943 году Людмила вернулась из эвакуации в Москву и стала готовиться к поступлению в институт, но не театральный. В такие тяжелые для страны дни Ляля решила получить серьезную профессию — отправилась подавать документы в институт иностранных языков. Шагалова везла документы в иняз, когда на остановке увидела объявление о том, что в Москву из эвакуации вернулся ВГИК. Так решилась ее судьба… Людмила успешно сдала экзамены в Институт кинематографии и стала студенткой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это был их первый набор.

Во ВГИКе определилась личная судьба Шагаловой — она познакомилась с будущим мужем Вячеславом Шумским. Получив ранение на фронте, он был комиссован и пришел учиться на оператора. Ляля мне говорила, что в то время институт был «зеленым» — в гардеробе ВГИКа висели сплошные шинели. Многим ребятам их поколения пришлось воевать, а девушкам часто перешивали солдатские шинели под пальто. Фронтовиками были и однокашники Шагаловой — Сергей Бондарчук и Станислав Ростоцкий. С последним Вячеслав Шумский близко дружил. Он стал оператором главных картин Ростоцкого: «На семи ветрах», «Герой нашего времени», «...А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «Доживем до понедельника».

Людмила Шагалова с Людмилой Гурченко и Лидией Смирновой
«Шагалова говорила: «Мне повезло — я никогда в жизни не сражалась за роли или какие-то блага для себя» С Людмилой Гурченко и Лидией Смирновой в фильме «Дача». 1973 г.
Фото: Legion-media

Шумский был красивым, высоким, обаятельным парнем. За Лялей он ухаживал трогательно: вместо цветов приносил бутерброды с маслом, что в голодные военные годы было дороже всего. А однажды даже подарил любимой теплые чулки. 9 мая 1945 года Людмила и Вячеслав впервые остались наедине. Когда вечером вышли на улицу, увидели праздничный салют. Этот день стал началом мирной жизни для всей страны и семейной жизни — для молодой пары.

Герасимов одобрил ее «роман»

Другим «институтским» подарком судьбы стало участие Ляли в фильме своего учителя «Молодая гвардия». Она сыграла Валю Борц. Реальная Ва­лерия Борц была одной из немногих выживших участниц подполья, по­этому Сергей Герасимов познакомил актрису с той, кого ей предстояло сыграть. Фильму «Молодая гвардия» предшествовал одноименный дипломный спектакль. Шагалова мне рассказывала, что Борц пришла на одну из репетиций и поначалу держалась очень сдержанно. Но Лялино обаяние могло смягчить кого угодно — со временем они подружились с Валерией Борц. Она многое рассказала Людмиле о жизни молодогвардейцев, и актриса создала живой образ. Не обошлось и без «шагаловской» инициативы. В романе и сценарии Фадеева линия Вали Борц была достаточно слабо выписана, а актриса придумала свою влюбленность в Сережу Тюленина. Герасимов идею поддержал, да и сама Борц не возражала против находок актрисы. Валерия понимала, что это художественное, а не документальное кино. В итоге роль, сыгранная Шагаловой, получилась очень яркой и запоминающейся. Это оценил даже автор романа Александр Фадеев. Когда его спрашивали, за что Шагаловой дали Сталинскую премию, он отвечал: «За то, что она сыграла гораздо больше, чем я написал».

Поначалу молодых исполнителей главных ролей в список лауреатов Сталинской премии не включили, сославшись на то, что они еще студенты. Но Сергей Аполлинариевич настоял, чтобы Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов и Людмила Шагалова разделили успех с другими лауреатами — участниками картины. Людмила Александровна мне рассказывала, что Герасимову даже пришлось убрать из списка свою жену Тамару Макарову, чтобы одним из лауреатов могла стать Ляля. В результате Шагалова вместе с подругой Инной Макаровой на полученные деньги купили себе по блату в ГУМе дефицитные шубы из цигейки — все-таки теперь они популярные артистки!

Кстати, премия не только стала ярким событием в жизни Людмилы, но и спасла жизнь ее отцу. Присвоение Сталинской премии актерам фильма «Молодая гвардия» широко освещалось в СМИ, и руководство лагеря, в котором находился Александр Шагалов, сразу смягчило ему условия содержания. Он выжил! После смерти вождя был реабилитирован и вернулся домой.

Людмила Шагалова с Риной Зеленой и Олегом Анофриевым
С Риной Зеленой и Олегом Анофриевым в фильме «Сказка о потерянном времени». 1964 г.
Фото: Legion-media

Едва не погибла на съемках

Несмотря на явную актерскую удачу Шагаловой в «Молодой гвардии», Герасимов свою ученицу больше не снимал. Актриса рассказывала: «Когда мы оканчивали институт, Сергей Аполлинариевич спросил: «Ляля, ну что ты будешь делать в нашем кино с твоим ренуаровским лицом?» Лицо у нее и правда было необыкновенное! Белоснежная кожа, огромные голубые глаза, облако светлых кудрей. От природы Шагалова была темно-русой, но, окончив институт, перекрасилась в блондинку, что очень ей шло. Такой она и запомнилась зрителям. А Герасимов, конечно, был прав — актрисе абсолютно западного типажа в советском кино найти свое место было очень непросто. Подтверждением слов мастера стала первая же роль Шагаловой после ВГИКа — в картине Александра Довженко «Прощай, Америка!» она сыграла роль американки Сесилии Вонг.

В начале пятидесятых Людмиле улыбнулась удача. Она сыграла сразу несколько ярких главных ролей в комедиях «Верные друзья», «В поисках адресата» и в советском детективе «Дело № 306». В «Верных друзьях» партнерами Шагаловой были корифеи советского кино: Василий Меркурьев, Борис Чирков, Алексей Грибов. Но самая тяжелая и ответственная задача выпала именно Ляле. Ей предстояло сняться в сцене, когда ее сбивает табун лошадей. Накануне Василий Меркурьев — опытный актер — попытался Шагалову отговорить. Она послушала его совета и попросила режиссера в кадре заменить ее манекеном. Но Михаил Калатозов, знаменитый своей страстью к достоверности, сказал Ляле: «Ты снималась в «Молодой гвардии», и я пригласил тебя в свою картину, полагая, что ты не трусиха. Но если боишься, то, конечно, будем снимать куклу». И Ляля, устыдившись слов режиссера, согласилась на один дубль. В итоге дублей было пять. Даже представить страшно, что пришлось пережить актрисе, над которой пролетал табун лошадей. По иронии судьбы после просмотра картины члены худсовета стали настаивать на том, что сцену с табуном надо вырезать — мол, излишне драматично для кинокомедии. Но Калатозов, который помнил, какой опасности подверг актрису, отстоял эпизод. «Верные друзья» удостоились первой премии на фестивале в Карловых Варах. Награду получала Людмила Шагалова вместе с Василием Меркурьевым.

А спустя двадцать лет картину положили на полку. Эмигрировал автор сценария картины Александр Галич. С семьей Галича Шагалова и Шумский дружили — они жили в соседних домах и часто становились первыми слушателями его произведений.

Вместе с Вициным стали украшением фильма

Людмила Шагалова и Георгий Вицин
«С Вициным у Шагаловой по жизни сложились очень добрые отношения. Это и неудивительно, ведь за свою актерскую биографию они не раз сыграли родственников, причем в самых неожиданных «комбинациях» В фильме «Не может быть!». 1975 г.
Фото: Legion-media

Киносудьба Людмилы Шагаловой не сложилась бы так удачно, если бы она не выбрала для себя путь характерной актрисы. В «Верных друзьях» Шагалова играет молодую девушку, а спустя всего 10 лет получает предложение сыграть старуху в фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». В этом же ряду стоит роль мамаши из фильма Леонида Гайдая «Не может быть!» (новелла «Свадебное происшествие» по Зощенко). Яркая, эксцентричная, ворчливая тетка с мундштуком и золотыми фиксами и ее вечно пьяный супруг в исполнении Вицина стали украшением этого фильма. Действие разворачивается вокруг богато сервированного стола. В картине участвовало много артистов групповки, игравших гостей, и Леонид Гайдай, чтобы сохранить съедобный реквизит до конца съемок, распорядился полить еду керосином. Участники картины вспоминали: запах на съемочной площадке стоял такой, что все играли на пределе своих возможностей — лишь бы побыстрее отсняться и покинуть павильон.

И во внешности Шагаловой, и в имени Ляля было что-то детское, кукольное. Может быть, поэтому так успешно сложился ее «роман» с детским кинематографом. Свои работы в фильмах для детей она очень любила: «Сказку о потерянном времени», «Остров сокровищ», «Пеппи Длинныйчулок» и, конечно, «Усатого няня». Эта картина вообще стала одной из ее любимых, фрагменты из нее она обязательно показывала на творческих вечерах. И с большой симпатией относилась к своим молодым коллегам: режиссеру Владимиру Грамматикову и актеру Сергею Проханову.

В дружбе Ляля была очень верным человеком. Однажды позвонила: «Эльга, мне тут предложили сделать буклет о моем творчестве, и я сказала, что только тебе доверю про меня писать, другие авторы мне не нужны». Когда мы закончили работать над этой второй книжкой, решили событие отметить. Налили вина в бокалы, и я сказала тост: «Ляля, желаю, чтобы эта книга была не последней. Вот дадут тебе звание народной артистки СССР, и сделаем большую книгу!» На что Шагалова как-то спокойно и отстраненно заметила: «Нет, это последняя книга, которую обо мне пишут. Я «народной СССР» никогда не стану». И сказано это было вовсе не из скромности. При всей позитивности и легкости Людмила Шагалова очень четко, а иногда даже жестко оценивала свою жизнь — и этот диссонанс в ее натуре меня поражал. Наверное, поэтому и из кино она ушла преждевременно. Дала себе слово, что не будет сниматься после семидесяти лет. Но отказываться от ролей стала еще раньше, не хотела на экране выглядеть плохо. Вячеслав Михайлович Шумский расстался с кино еще раньше — стали сказываться фронтовые травмы, стоять за камерой стало тяжело. Наконец супруги смогли посвятить себя друг другу и семье — наверстать то время, которое провели порознь в киноэкспедициях. С удовольствием занимались внуками.

Единственный сын Шагаловой и Шумского Геннадий пошел по родительским стопам, после школы поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Он снял очень интересную картину «Голубой портрет». Гена был красивым парнем, поэтому его приглашали в кино и в качестве артиста. Например, он сыграл в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель». Высокий, эффектный, Геннадий Шумский оставался очень скромным, что само по себе большая редкость. Может быть, поэтому со временем он ушел из кино и стал переводчиком.

Ушла в затворницы

Людмила Шагалова с Сергеем Прохановым
«И во внешности Шагаловой, и в имени Ляля было что-то детское, кукольное. Может, поэтому так успешно сложился ее «роман» с детским кинематографом. А картина «Усатый нянь» вообще стала любимой» С Сергеем Прохановым в фильме «Усатый нянь». 1977 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

В начале двухтысячных Ляля потеряла зрение и стала затворницей. Она не выходила из дома, гостей в таком состоянии тоже не принимала, но по телефону общалась охотно. В знак солидарности с супругой Вячеслав Михайлович навсегда выключил в их доме телевизор. Но Ляля внимательно слушала радио — и оставалась в курсе всех новостей. Ее желание жить полноценной интеллектуальной жизнью было очень сильным, она продолжала интересоваться театром и кино, даже следила за книжными новинками. Помню, вела со мной длинные беседы о писателе Борисе Акунине*. Мне он не нравился, а Ляля его просто обожала. Книги ей вслух читал супруг. В последние годы она называла мужа «мои глаза». Брак их продлился 65 лет. Шагалова пережила супруга лишь на год…

Однажды уже знаменитые актрисы-однокурсницы Людмила Ша­галова и Инна Макарова оказались в делегации, направляющейся в Египет. Кому-то из высшего руководства страны пирамид так понравились советские артистки, что он решил отблагодарить их весьма оригинальным способом: пригласил свою личную гадалку, чтобы та сделала гостьям предсказания. Инне Владимировне гадалка сказала: «Ты всего добиваешься в жизни сама — судьба не открывает перед тобой двери просто так». А про судьбу Людмилы Шагаловой она сказала: «А у тебя все наоборот. У тебя в жизни все складывается само собой». Рассказав это, Ляля добавила: «А ведь и правда, я никогда в жизни не сражалась за роли или какие-то блага для себя. У меня прекрасный муж, сын, внуки. У меня были замечательные педагоги, режиссеры». И в этом смысле жизнь ее баловала».

Разрешила попугаю клевать себя в ухо

Владимир Грамматиков, режиссер:

«Когда я искал актрису на роль заведующей детским садом в картину «Усатый нянь», сразу решил пригласить Людмилу Шагалову. Многие меня с тревогой спрашивали: как дебютанту работается со знаменитой актрисой, как я с ней справляюсь? А Шагалова не доставляла группе хлопот, напротив, поддерживала и помогала, чем могла. С кем по-настоящему было тяжело, так это с маленькими детьми. А Людмила Александровна, отснявшись в сцене, не спешила уходить с площадки. Она говорила: «Я люблю наблюдать за детьми, я учусь у них актерскому мастерству».

Людмила Шагалова с мужем
Брак с оператором Вячеславом Шумским продлился 65 лет. Людмила Шагалова пережила супруга лишь на год…
Фото: из семейного архива

Шагалова была очень терпеливой. В фильме есть эпизод, когда говорящий попугай садится ее героине на плечо и докладывает «на ушко» обстановку в детском саду. Сам эпизод — крошечный, а снять его не мог­ли очень долго. Попугая ведь нужно было «уговорить» прилететь на плечо к актрисе, повернуться к ней, пошептать на ушко, а после вылететь из кабинета. Дрессировщики никак не могли с птицей справиться. Когда все же кое-как усадили попугая к Шагаловой на плечо, не смогли заставить его «говорить» героине в ухо. Тогда я попросил разрешения у Людмилы Александровны положить ей в ухо орешек, чтобы привлечь внимание птицы. И она, как всегда, не отказала. Так, наконец, состоялся «разговор» попугая с заведующей. Но предстояло еще заставить вылететь упрямую птицу в дверь. Уговорить попугая так и не смогли. В итоге применили эффект обратной съемки — на экране птица вылетает в дверь хвостом вперед!

После успеха «Усатого няня» я мечтал снять с Шагаловой водевиль с песнями, с кордебалетом. Сказал о своей идее Людмиле Александровне, и она охотно согласилась! Но, к сожалению, нашим планам уже не суждено было сбыться... Шагалова ушла из кино, когда была еще в отличной актерской форме. Но по-своему она была права. Актриса не только не хотела стареть на экране, но и ролей, достойных Шагаловой, в картинах, пришедших на смену советскому кино, не было. На мои вопросы «Как дела?» неред­ко отвечала: «Читаю этот кошмар!» — имелся в виду очередной чернушный сценарий».

Мы часто друг друга спасали

Александр Панкратов-Черный, актер, режиссер:

«Людмила Александровна любила молодежь: помогала «пробивать» сценарии, жилье, телефоны. Никогда не отказывала дебютанту, если видела огонь в его глазах. Зачастую соглашалась играть у начинающего кинематографиста, чтобы просто помочь своей фамилией в титрах.

Людмила Шагалова с Александром Панкратовым-Черным и Николаем Парфеновым
С Александром Панкратовым-Черным и Николаем Парфеновым в фильме «Где находится нофелет?». 1987 г.
Фото: Legion-media

Когда я приступал к съемкам своей дебютной картины «Взрослый сын», на одну из ролей тоже решил пригласить Шагалову. «Интересная роль?» — спрашивает. Сценарий был не очень-то сильным, и я честно признался: «Людмила Александровна, надо над ролью еще поработать». — «Дайте сценарий, — говорит, — я сейчас пойду в буфет выпью чайку и прочту свои сцены. А после зайду к вам в кабинет». В ожидании возвращения Шагаловой я волновался страшно: согласится — не согласится. Мне очень хотелось ее снимать, но я понимал, что у меня, как у дебютанта, мало шансов. Да и бюджет у фильма был мизерный — а народной артистке РСФСР нужно было платить по высшей категории.

Наконец входит Шагалова: «Саша, знаете, я все придумаю. Вы мне только скажите: сколько дней у вас будет экспедиция на море?» Я отвечаю: «Наверное, месяц». — «Так вот, если возьмете меня в Крым на весь месяц, то я согласна — хоть отдохну». Ее присутствие на съемочной площадке на черноморском побережье имело не­ожиданные последствия: все курортники вместо того, чтобы сниматься в массовой сцене, бежали к любимой актрисе за автографами! Но Людмила Александровна не подвела. Она буквально взяла на себя ответственность за массовку. Собирала всех вокруг себя и «читала» отдыхающим, занятым в съемках, «лекции о кино»: «В камеру смотреть нельзя, ко мне до коман­ды режиссера «Стоп!» тоже подходить нельзя. А после съемок я со всеми сфотографируюсь и дам автограф! Ну а теперь покажите, что вы будете делать во время дубля?» Вот такой «второй режиссер» появился у меня на площадке.

Людмила Шагалова
«Несмотря на успех «Молодой гвардии», Герасимов Людмилу больше не снимал. Говорил: «Ляля, ну что ты будешь делать в нашем кино с твоим ренуаровским лицом?» В фильме «Дуэль». 1961 г.
Фото: Мосфильм-инфо

В последней ее картине «Где находится нофелет?» мы были партнерами. До начала съемок режиссер Геральд Бежанов мне сказал: «Твоего дядю будет играть Николай Парфенов. Но я никак не могу подобрать ему партнершу — экранную супругу!» — и разложил передо мной фотографии актрис. Среди них я увидел портрет Шагаловой и сразу воскликнул: «Так вот же — Лялечка!» — «Да нет, — ответил режиссер, — рядом с Парфеновым она будет смотреться сильно молодой». На что я ответил: «А вы помолодите в кадре дядю Колю. А Шагалову оставьте моложавой — ее старить не нужно!» А ведь Шагалова и Парфенов уже были экранными супругами — они замечательно сыграли мужа и жену пятнадцатью годами раньше в фильме Константина Воинова «Дача». В этой картине они даже спели дуэтом, хотя оба были артистами не поющими. И зрителям запомнилась и полюбилась их забавная экранная супружеская пара.

На съемочной площадке мы с Ша­галовой общались по-родственному. А вот режиссер Геральд Бежанов показался актрисе очень строгим, она его даже побаивалась. «Саша, — иногда обращалась ко мне Ляля, — мне не понравилось, как я сыграла в этой сцене, вот бы еще дубль у режиссера попросить, но я боюсь…» — «Нет проблем — сейчас организуем», — отвечаю. И прошу режиссера: «Гера, у нас тут накладка случилась в кадре. Давай еще один дубль». А если сцена не получалась у меня — уже я шептал партнерше: «Ляля, я тут ошибся!» И тогда Шагалова объявляла режиссеру: «Гера, знаете, я сейчас ужасно сыграла! Пожалуйста, давайте переснимем». Вот такая у нас была взаимовыручка. Людмила Александровна — настоящий друг, с ней было всегда легко и радостно работать. Таких артистов, как Шагалова, как их поколение «молодогвардейцев», к сожалению, уже не будет. Конечно, могут появиться подражатели, но это будет лишь подделка».

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-прогноз на неделю 6 — 12 мая для каждого
«Вторая неделя мая, которой управляет аркан 5 кубков, будет очень непростой в плане чувств. На вас нахлынут депрессивные воспоминания о давних событиях, последствия которых уже не изменить. Не стоит концентрироваться на минувшем, смотрите только вперед на те возможности, которые сейчас лежат перед вами. А опыт прошлого используйте, чтобы избежать ошибок в будущем», — говорит таролог Любовь Зюзина.

Карьера




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог