«Нос испортил мою личную жизнь! Это позор моего лица!» — говорила Фаина Раневская

«Большинство своих «экспромтов» она готовила заранее и очень тщательно. Например, такой: «Я после...
Павел Соседов
|
03 Января 2021
С Яниной Жеймо, Тамарой Сезеневской и Еленой Юнгер в фильме «Золушка». 1947 г.

«Большинство своих «экспромтов» она готовила заранее и очень тщательно. Например, такой: «Я после этого спектакля чувствую себя привокзальным фикусом, в который все плюют и гасят окурки». А в другой раз написала в программке: «С этой пьесой я носилась, как в полном троллейбусе с воздушным шариком, да еще и спрятанным под одежду», — рассказывает художник по свету Театра Моссовета Григорий Кирюшин.

В Театре Моссовета я начал работать в 1964 году, будучи студентом второго курса отделения электросветотехники театрально-художественного училища. В начале весны 1966 года актеры после репетиции провожали Фаину Георгиевну Раневскую к служебному выходу. В театре ее бого­творили, но побаивались. Пока Фаина Георгиевна с кем-то общалась на проходной, на глаза молодым артистам попался я. Я тоже собирался домой после репетиции. И вдруг мне поручают проводить великую актрису. Я стал отказываться, с какой, мол, стати, зачем?! Но меня схватили, отобрали и спрятали мой портфель, чтобы не сбежал, и буквально подсунули Фаине Георгиевне.

«Раневская была знакома с Цветаевой с дореволюционных времен. Поэтесса даже называла ее своим парикмахером, потому что когда-то Фаина подстригала ее» Марина Цветаева. 1914 г.
Фото: Тасс

Обычно после спектакля Раневскую отвозила домой театральная машина. А в этот день спектакля не было, и автомобиля, соответственно, тоже. Но в театре выдавали зарплату, и Фаину Георгиевну опасно было отпускать на улицу одну, без сопровождения. До дома она могла зарплату попросту не донести, например, отдать по дороге все деньги какому-нибудь несчастному калеке или даже потерять. Псевдоним Раневская она взяла не случайно: однажды юная Фаина Фельдман, только начинавшая заниматься артистической деятельностью, получила в банке денежный перевод от родителей. Едва она вышла на улицу, ветер вырвал купюры из ее рук. Фаина не бросилась за ними, она стояла и смотрела, как деньги, в которых она очень нуждалась, кружатся в воздухе. «Как красиво летят!» — сказала она вслед уносимым ветром купюрам. Коллега, сопровождавший ее, в изум­лении развел руками: «Ну ты точно как Раневская из «Вишневого сада»...» Ан­тон Павлович Чехов, земляк Фаины Геор­гиевны (она ведь тоже родом из Таганрога), был ее любимым писателем наравне с Пушкиным. Вот она и решила взять в качестве псевдонима фамилию непрактичной, беспомощной перед суровыми реалиями жизни чеховской героини.

Деньги у Раневской, естественно, всю жизнь не задерживались. Мало того, они буквально жгли ей руки. Рассказывали, что, получив гонорар за фильм, она могла обзвонить знакомых с вопросом: «А вам не нужно взаймы?» Зато потом сидела на бобах. И, ругая себя за расточительность, шла одалживать­ся.

«Деньги у Раневской не задерживались, буквально жгли ей руки. Получив гонорар за фильм, она могла обзвонить знакомых с вопросом: «А вам не нужно взаймы?» Зато потом сидела на бобах» В фильме «Девушка с гитарой». 1958 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Цветаева называла ее своим парикмахером

Но один случай она вспоминала без всякого сожаления… Фаина Георгиевна была знакома с Мариной Цветаевой с дореволюционных времен. Раневская вспоминала, что поэтесса даже называла ее своим парикмахером, потому что когда-то Фаина подстригала ее… Цветаева собирала пустые бутылочки от духов, и Раневская приносила ей такие. Марина отчищала с них этикетки и торжественно объявляла: «Теперь эта бутылочка ушла в вечность…» Фаине Георгиевне очень нравилось это выражение… Через много лет, когда Цветаева вернулась из эмиграции, они случайно встретились с Раневской. Фаина едва узнала старую знакомую — в поседевшей женщине с трудом угадывались черты жизнерадостной Марины. Но Раневская скрыла свое смущение и растерянность. Поняла: Цветаева очень нуждается. В сумочке у Фаины Георгиевны лежал только что полученный гонорар за фильм. Она запустила руку в свой ридикюль, чтобы незаметно разделить деньги пополам, но пачка оказалась запечатанной банковской лентой. Пришлось достать все деньги. Марина протянула руки и, взяв всю пачку, едва не расплакалась: «Я всегда знала, что вы очень добрая…» А Раневская в этот же день заложила в ломбарде кольцо, так как денег на собственное пропитание у нее не осталось. Спустя много лет, узнав, в какой нищете пребывала Цветаева последние годы жизни, Фаина Георгиевна была благодарна самой себе, что отдала Марине Ивановне все деньги, поддержав ее в трудную минуту. Подумать только: кумир миллионов, народная артистка СССР, получавшая в театре хорошую зарплату, всю жизнь прожила не просто скромно, но, я бы сказал, бедно.

А в ту нашу первую прогулку по Москве Фаина Георгиевна дружелюбно пихнула меня в бок: «Пусть все думают, что ты мой внук!» (Потом по глупости я рассказал об этом в театре, и меня несколько лет дразнили внучком.) Помню, она давала какие-то смешные и очень точные характеристики прохожим. А я страшно стеснялся, смущался и не мог сосредоточиться на беседе. К счастью, мне потом не раз выпадала честь сопровождать ее.

Как-то раз Раневская пригласила меня прогуляться в сад «Аквариум». Возвращались мимо Театра сатиры. Раневская говорит: «Подожди меня на улице, я зайду на минуточку». Открываю перед ней дверь служебного входа. Сотрудники театра радушно кидаются навстречу: «Ой, здравствуйте, Фаина Георгиевна!» И тут Раневская им выдает: «Вы думаете, я к вам в гости, что ли?! Да я к вам в туалет зашла». Последнюю фразу даю «в переводе» — все было названо своими именами.

«Я иногда слышу о том, что Раневская капризничала. Такого не припомню. Но цену себе она знала! Ее даже директор театра боялся» С Владимиром Вороновым в фильме «Человек в футляре». 1939 г.
Фото: Fotodom

По молодости лет я гладко брился. Но после отпуска отпустил бороду. Встречаю Раневскую в лифте театра. «Милый мой, ну на… (здесь она осек­лась, так как при мне никогда нецензурных выражений не употребляла) ну зачем тебе эта борода?!» И через паузу: «А вообще, ничего… Неистовый Виссарион!» — и расхохоталась. Такое прозвище было у Белинского при жизни. «Неужели она и Белинского знала?! — в ужасе подумал я. — Нет, не может быть!» Хоть Фаина Георгиевна и родилась в XIX веке, Белинский все же умер задолго до ее рождения. Помню еще одну фразу, оброненную Раневской в театре, которая меня приводила в недоумение: «Когда меня лишали невинности, я так орала, так орала, что пришел городовой!» Понимая, что дело было до революции — раз приходил городовой, — я опять начинал вычислять, сколько же ей лет…

Я иногда слышу о том, что Раневская в театре капризничала. Такого не припомню. Но цену себе она знала! Администрации часто доставалось. Однажды молодые артисты стояли с директором в палисаднике возле служебного входа. Мимо шла Раневская, и директор как-то непочтительно ее окликнул. Она не смолчала, отчитала его перед «новобранцами». С тех пор директор стал избегать встреч с Фаиной Георгиевной. Не приезжал и в дни ее спектаклей, а на растерзание оставлял администратора Юрия Проданова. Из полуподвального окна служебного гардероба я наблюдал такую картину: к служебному входу подъезжает директорская машина, появляются ноги в блестящих туфлях, встают на асфальт… И тут из проходной слышится голос Фаины Георгиевны… Ноги директора запрыгивают обратно в машину. Машина резко отъезжает…

Гастроли Театра Моссовета в Ленин­граде. После дневной репетиции был двухчасовой перерыв до сбора на вечерний спектакль. Я пошел гулять, а Фаину Георгиевну отвезли в гостиницу отдохнуть. Возвращаюсь в театр, и вдруг рядом останавливается «Волга». Из нее выскакивает Раневская, хватает под руку: «Проводи меня, не хочу ехать с этими…» В машине вижу директора театра, главного администратора и его заместителя... И вот идем мы с Фаиной Георгиевной под руку по тротуару, а по дороге чуть за нами на самой низкой скорости едет машина с администрацией: а вдруг народная артистка передумает идти пешком?..

Мучилась бессонницей, вспоминая свои «крамольные» разговоры

«После фильма «Подкидыш», прославившего Раневскую фразой «Муля, не нервируй меня», прохода ей не было. Особенно в Одессе, где ее остроумие особенно ценилось» В фильме «Подкидыш». 1939 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Когда-то на гастролях в Ленинграде с Раневской произошел забавный случай, это было задолго до моего прихода в театр. Актрису поселили в один из лучших люксов гостиницы «Европейская», с окнами на площадь Искусств. Ко­нечно, Фаина Георгиевна, оказавшаяся в королевских условиях, стала приглашать к себе в гости ленинградских друзей, в том числе Анну Ахматову. Встречи эти носили самый непринужденный характер, а разговоры были острыми и приватными. Спустя несколько дней к Раневской вдруг постучался администратор гостиницы и, очень смущаясь, извиняющимся тоном попросил артистку переехать на другой этаж в точно такой же номер. Но Фаина Георгиевна «встала в позу»: «Мне и здесь хорошо. Номеров в гостинице много, а Раневская у вас одна». Тогда пришел директор «Европейской». Знаком пригласил актрису пройти в ванную, включил воду и шепотом сообщил ей, что завтра в отель заселяется лицо высокого духовного сана, а Фаина Георгиевна занимает единственный номер, в котором установлено прослушивающее оборудование. Раневская моментально собрала чемоданы. И до конца гастролей в другом номере мучилась бессонницей, вспоминая свои «крамольные» разговоры с друзьями, последствия которых могли быть самыми печальными.

Работа над спектаклем «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика стала первой моей значительной самостоятельной работой в Театре Моссовета. Главреж театра Юрий Алек­сандрович Завадский пригласил режиссером спектакля Леонида Варпаховского. Леонид Викторович был человеком очень тяжелой судьбы — прошел сталинские лагеря. При этом сохранил аристократичность и интеллигентность. Он был очень мудрым, тонким, аккуратным человеком. За это в театре его прозвали «матовые сети».

В те времена место осветителя было обычно в кулисах, а в «Сэвидж...» из-за специфики постановки пульт располагался прямо под сценой в чем-то вроде клетки, наружу выглядывала лишь моя голова, которую от зрителя закрывала декорация из тюля. И Фаина Георгиевна всякий раз, проходя мимо, сочувственно говорила: «Мальчик мой, какая у тебя тяжелая работа — все время под бабскими юбками!» Моя жена Надежда Анпилова была гримером Раневской на этом спектакле (и до сих пор, как и я, работает в Театре Моссовета). Грим Фаины Георгиевны всегда начинался с подтягивания носа, чтобы визуально его уменьшить. Это занимало довольно много времени, потому что осуществлялось с помощью специальной ленты, клеившейся на нос в два этапа. Раневская считала свой нос очень большим, видела в нем источник бед. «Нос испортил мою личную жизнь! Это позор моего лица!» — считала актриса, поэтому была с носом «в контрах». В спектакле была такая мизансцена: Фаина Георгиевна в образе Сэвидж накручивала круги по ковру, лежащему на сцене. «Нельзя ли узнать, почему вы ходите только по краю ковра?» — спрашивал один из героев. «Видите ли, потому, что ковер протерт только посередине, а я считаю, что его нужно равномерно вытаптывать», — отвечала Сэвидж. И до начала спектакля Фаина Георгиевна пыталась меня подговорить втайне ото всех передвинуть ковер в глубь сцены. «Понимаешь, зрители все время пялятся на мой нос», — мотивировала она.

Именно Раневская убедила Орлову, что в кино ее ждет успех

«Орлову Раневская обожала. Но, конечно, и вышучивала ее: «Шкаф Орловой так забит нарядами, что моль в нем никак не может научиться летать» С Любовью Орловой и ее дублершей в фильме «Весна». 1947 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Любимым партнером Раневской в этом спектакле был молодой артист Вадим Бероев. Обычно он выводил Фаину Георгиевну на поклоны и провожал до гримерки. За это его прозвали Фуфовоз (Фуфа — домашнее прозвище актрисы. — Прим. ред.). Вадим был, конечно, главным свидетелем розыгрышей Раневской и первым слушателем ее крылатых фраз. Большинство этих «экспромтов» она готовила заранее и очень тщательно. Она смеялась над ними сама и наслаждалась реакцией окружающих. Например, однажды сказала Бероеву: «Когда играю в этом спектакле, у меня ощущение, что я июльским жарким полднем хожу по дворам Одессы и делаю кошкам аборты». В другой раз: «Я после этого спектакля чувствую себя привокзальным фикусом, в который все плюют и гасят окурки». На самом деле это были лишь шутки, спектакль она очень любила. Пять лет мечтала сыграть эту роль, прежде чем пьесу приняли к постановке. Своей подруге Елизавете Моисеевне Абдуловой, супруге любимого партнера Осипа Наумовича Абдулова (его герой в фильме «Свадьба» запомнился фразой «В Греции все есть»), Раневская написала в программке спектакля: «С этой пьесой я носилась, как в полном троллейбусе с воздушным шариком, да еще и спрятанным под одежду». Но самой распространенной фразой после спектак­лей была: «Ой, как я сегодня плохо играла!» Дальше события развивались по одному сценарию: все присутствующие уверяли Фаину Георгиевну, что сегодня она играла особенно гениально! И попробовал бы кто-то вдруг согласиться с ней: «Да, Фаина Георгиевна, сегодня действительно спектакль оказался слабее…» — живым бы не ушел.

Одна беда — в «Сэвидж...» то и дело вводили новых молодых артистов. А Фаина Георгиевна не любила вводы. Считала, этим нарушается сыгранный ансамбль и целостность постановки. А уж когда в 1972 году скоропостижно скончался Вадим Бероев, она решила и вовсе отказаться от роли. Однако театр был не готов прощаться с самым кассовым и популярным спектаклем репертуара. Роль миссис Сэвидж предложили Любови Орловой. Орлова и Раневская были подругами, поэтому Любовь Петровна сказала: «Если Фаина Георгиевна сама предложит мне ввестись на эту роль, я соглашусь». Раневская позвонила и подарила свою роль подруге к предстоящему юбилею. Любовь Петровна всю жизнь называла Фаину Георгиевну «мой добрый фей», а Раневская ласково звала ее Любочкой. Они знали друг друга еще до встречи Орловой с Алек­сандровым. В то время Любочка делала первые робкие шаги в кино и сомневалась в своих силах, да и театр не хотел отпускать артистку на съемки (Орлова тогда служила в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко). И именно Раневская, с которой они случайно познакомились на киностудии, убедила Любочку, что в кино ее ждет успех. Так все и произошло. В браке с Александровым Орлова получила статус первой кинозвезды Советского Союза. А в двух своих картинах Григорий Васильевич снял и Раневскую. В фильме «Весна» она сыграла бессмертную роль Маргариты Львовны. А в фильме «Встреча на Эльбе» — богатую американку. Кстати, для этого образа Фаина Георгиевна придумала специальный грим: накладные ослепительно-белые крупные зубы, что делало ее улыбку карикатурно голливудской… Орлову Раневская обожала, говорила про нее: «Сказать, что Любочка добрый человек, — все равно что назвать Льва Толстого писателем не без способностей». Но, конечно, и вышучивала ее: «Шкаф Орловой так забит нарядами, что моль в нем никак не может научиться летать».

Четыре актрисы сыграли главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Через несколько лет Любовь Орлову после болезни в этой роли сменила Вера Марецкая, а потом ее сыграла Людмила Шапошникова. Но образ Сэвидж Раневской запомнился своим щемяще-грустным обаянием. Не могу забыть и другую потрясающую ее работу — в спектакле «Дядюшкин сон», который поставила Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф — дочь Павлы Леонтьевны Вульф, подруги и наставницы Раневской. Эту постановку отличали невероятный ритм, скорость, с которой развивалось действие. Зрители до самого конца сидели в напряжении, как на иголках, им буквально не давали опомниться — такие страсти кипели на сцене. Представьте, каково было играть актерам. Тем более Фаине Георгиевне, которая страдала астмой. А ведь она почти весь спектакль не уходила со сцены. Я был свидетелем, как на репетициях костюмеры зашивали на живую нитку ворот ее сценического платья. Во время прогона Раневская, задыхаясь, на несколько минут выскакивала за кулисы. Там ей сразу разрывали ворот, и актриса жадно глотала воздух… После чего воротник снова зашивали крупными стежками (во­зиться с многочисленными пуговками, на которые застегивались платья времен Достоевского, было некогда).

Этот шедевральный спектакль Ра­невская играла недолго, по-моему раз десять. Но не потому, что больше не смогла по состоянию здоровья. Просто накануне гастролей в Париж Фаину Георгиевну вызвал на разговор худрук театра Юрий Александрович Завадский: «Хотел с вами посоветоваться: как быть с Верой Петровной? У нее нет ролей в спектаклях, которые приглашены во Францию. Вы не будете возражать, если она подготовит вашу роль?» Раневской ничего не осталось, как сделать хорошую мину при плохой игре: «Не буду возражать. Пусть Марецкая играет Марью Александровну, а я обойдусь без Парижа. Я там бывала, и не раз…» «Дядюшкин сон» без Фаины Георгиевны стал другим. Тем, кто видел его с Раневской, повезло… А когда Марецкой дали звание Героя Социалистического Труда, Фаина Георгиевна сказала: «Ну, Вера Петровна, теперь я буду называть вас Гертрудой!»

«Грим Фаины Георгиевны всегда начинался с подтягивания носа, чтобы визуально его уменьшить. Это осуществлялось с помощью специальной ленты, клеившейся на нос в два этапа» С Татьяной Бестаевой, Михаилом Погоржельским и Алексеем Консовским в спектакле «Странная миссис Сэвидж». 1966 г.
Фото: Риа Новости

Пришлось спасать от народной любви

Несмотря на небольшое количество ролей в кино и театре, популярность Фаины Георгиевны была колоссальная. Люди ее обожали. Однажды провожаю ее, и видим очередь к какому-то лотку. Раневская говорит: «Мои любимые сырки «Виола» продают, давай купим». Мы встали в очередь. Не прошло и минуты, как Фаина Георгиевна передумала: «Ну их! Что я, старая, буду в очереди стоять?! Пойдем отсюда». Только отошли — она опять сомневается: «Все-таки — сырки… Может, достанутся?» — «Ну давайте вернемся», — предлагаю. Возвращаемся. Тут люди в очереди начинают ее пропускать: «Фаина Георгиевна, пожалуйста, проходите!» Раневская, смущаясь и благодарно раскланиваясь, прошла к лотку, а мне шепнула: «То-то же, вашу мать!» Я сперва даже не понял, почему она ворчит на интеллигентных людей. А потом сообразил: когда мы подошли, люди растерялись и онемели от появления знаменитой артистки. Тогда Фаина Георгиевна вышла из очереди, дав им время прийти в себя, после чего вернулась, и ее сразу пропустили.

Пока мы шли к лотку, я вспомнил одну из слышанных историй: как на гастролях в Свердловске Раневская пошла гулять по городу с ассистентом режиссера и завела его в ювелирный магазин. А там вдруг с серьезным видом заявила: «Молодой человек, и что, вы даже не можете купить своей даме кольцо?!» — чем очень смутила бедолагу. Она любила такие розыгрыши. Я подумал: а что, если нечто подобное произойдет сейчас? Конечно, сырки — не драгоценные камни, но вдруг у меня нет с собой денег… Я лихорадочно шарил по карманам и, к великой радости, нащупал завалявшийся рубль. И вовремя. Фаина Георгиевна действительно обернулась ко мне и безо всяких розыгрышей растерянно сказала: «Как досадно! Мне не хватает денег на целую упаковку сырков…» Я с гордостью протянул приготовленный рубль. Она купила упаковку и еще один «сверху», протянула мне: «Мальчик, возьми». Я ответил, что не люблю сырки, — отказался в пользу Фаины Георгиевны. Через день мне передали от Раневской «несчастный» рубль — в этих вопросах она была щепетильна.

Еще помню гастроли театра в Одессе. Мы с женой гуляли по городу и зашли в большой магазин типа ГУМа. И вдруг видим толпу. Заглядываем через плечи людей, а в центре — Фаина Георгиевна. Оказалось, что это местные тетки обступили любимую артистку и пристают к ней с разговорами. Самая экзальтированная призывала всех идти «смотреть на старуху Раневскую»! Слышим еще и такую фразу: «Ви знаете, ви одно и то же, что и моя сестра!» По лицу Фаины Георгиевны понимаю, что она от народной любви не в восторге и пора ее спасать. В такие моменты Раневская терялась, чувствовала себя беспомощной перед толпой и не знала, как себя вести. Фаину Георгиевну сопровождала секретарь Завадского — молодая девушка Тамара Фахтудинова, одна она не справлялась с ситуацией. Но тут мы с женой схватили Раневскую под руки и быстро повели прочь, а секретарша задержала «поклонниц». Фаина Георгиевна была очень благодарна, долго охала, ахала, говорила, что мы ее спасли. Я тут же вспомнил, как актриса рассказывала про свой навязчивый страшный сон: «…За мной гонится толпа людей, которые кричат: «Муля, не нервируй меня!» А я трясусь от страха, что они меня догонят и порвут на маленьких Фуфочек. Хорошо, что я всякий раз просыпаюсь…»

С Ариадной Шенгелая и Людмилой Маркелией в фильме «Осторожно, бабушка!». 1960 г.
Фото: Fotodom

Раневская жаловалась: «Всех огорчает моя «скупость»

После фильма «Подкидыш», прославившего Раневскую придуманной ею же фразой «Муля, не нервируй меня», прохода ей не было нигде, а особенно в Одессе, где остроумие и амплуа Раневской особенно ценились. Как однажды сказала кассирша, продававшая билеты на спектакли: «Когда Раневская идет по городу, вся Одесса делает ей апофеоз». Сама же актриса жаловалась: «В Москве можно выйти на улицу одетой как бог даст и никто не обратит внимания. В Одессе же мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамваях. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» — в бедность никто не верит».

Дело было, конечно, не в скупости, но и не в бедности. Просто Раневская ко всему материальному была равнодушна. На тех же гастролях в Одессе ее раздражал запах затхлости и строительной пыли, стоявший в Театре музыкальной комедии, где проходили спектакли. Это было старое здание, рядом с которым только-только снесли ветхое общежитие. Фаина Георгиевна причитала: «Я не могу играть в такой атмосфере!» Взяла большой флакон «Ша Ноар» — дорогущих по тем временам духов — и вылила все до последней капельки на сцену. С духами Раневская вообще обращалась очень странно. Ей часто их дарили, а она могла разные духи слить в один пузырек — не слишком различала их ароматы.

К какому-то юбилею Раневской театр и артисты скинулись на подарок — гарнитур из карельской березы: столик, кресло и два стула. Пожалуй, эти вещи и стали самыми ценными в ее доме. Какое-то время Раневская жила в высотке на Котельнической набережной. Но ей там было некомфортно, и в 1973 году актрисе выделили квартиру поближе к театру, в Южинском переулке. Когда монтировщики театра перевозили Раневскую, были поражены, как бедно жила народная артистка СССР. Рабочие погрузили в грузовик гарнитур из карельской березы, связки книг, коробку с фотографиями знаменитых друзей и учителей Раневской, старую тахту… «Я не люблю низко спать. Вы кирпичи захватили?» — спросила монтировщиков Фаина Георгиевна. Раневская до конца дней спала на маленькой, продавленной, с прорвавшимися наружу пружинами тахте, принадлежавшей ее педагогу и названой матери Павле Вульф.

«Несмотря на небольшое количество ролей в кино и театре, популярность Фаины Раневской была колоссальной. Люди ее просто обожали!» В фильме «Весна». 1947 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Павла Леонтьевна была женщиной миниатюрной, а Фаина Георгиевна — корпулентной, но, несмотря на это несовпадение и связанные с этим неудобства, Раневская спала на этой тахте и отказывалась с ней расставаться — дороже вещи для нее не было. «А где остальные вещи? Где же ваш гардероб?» — спросили рабочие, не обнаружив мешков с одеждой. «Весь мой гардероб на мне», — был ответ великой актрисы.

В свои последние годы Раневская чувствовала себя ужасно одинокой, хотя друзей у нее было много и все старались помогать в решении бытовых вопросов. Но как поможешь, если дверь квартиры в Южинском переулке принципиально не запиралась и все, что Фаина Георгиевна не успевала раздарить, мог унести любой проходимец.

Присутствие в доме собаки по кличке Мальчик ничего не меняло. Мальчик нужен был не для охраны, он исполнял особую роль в жизни Раневской — в своем воображении она наделила его всеми человеческими качествами, и он скрашивал ей старость. Помню, был какой-то праздничный день — Москву нарядно украсили. Театральная машина привезла Фаину Георгиевну на работу, за компанию с ней поехали ее компаньонка и собака. Раневская вышла у служебного входа театра и попросила водителя: «Любезный, покатай, пожалуйста, Мальчика — покажи ему Москву!»

К животным и растениям она относилась с особым трепетом. Говорила, что любит деревья больше, чем цветы. Считала, что цветы в своей красоте лукавы, а деревья мудры и прекрасны даже зимой, без листьев. Однажды кто-то приволок в театр большой фикус. И все «футболили» его от гримерки к гримерке. Заметив это, Фаина Георгиевна спросила меня: «Деточка, чье это дерево?» А узнав, что фикус бесхозный и никто не хочет его брать, попросила: «Принеси-ка его к моей гримерке…» И увезла растение домой. После чего и появился афоризм про фикус, в который плюют и гасят окурки… Да, Раневская была очень ярким человеком, с тонкой, ранимой душой и особым мироощущением. Я всю жизнь работаю в Театре Моссовета, знал многих прекрасных артистов, имена которых стали символами нашего театра. Но самой яркой звездой в этом созвездии великих имен для меня по-прежнему остается Фаина Георгиевна Раневская.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ребенок-Овен: характер, развитие и способности мальчиков и девочек
«Маленькие Овны очень активные, подвижные и неутомимые. Они не умеют и не любят лениться, им трудно усидеть на одном месте. Любопытство и безудержная энергия подталкивают их на поиски приключений», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог