Мария Смоктуновская: «Папа говорил: «Автор Смоктуновского — моя жена!»

«Когда я училась в хореографическом училище и когда танцевала в кордебалете Большого театра, папа...
Иннокентий Смоктуновский с Малгожатой Влодаровой
С польской актрисой Малгожатой Влодаровой на ММКФ. 1967 г.
Фото: Егоров Василий/ITAR-TASS

«Когда я училась в хореографическом училище и когда танцевала в кордебалете Большого театра, папа поддерживал меня в моей постоянной мучительной борьбе с лишним весом. Чтобы мне не было обидно отказываться от каких-то продуктов, сидел на всех моих диетах. Редкая жертва со стороны мужчины…» — рассказывает дочь актера, Мария Смоктуновская.

Папа любил ходить дома в японском кимоно. Я его звала «мой японец». В Японии он был несколько раз — с фильмом «Чайковский» и на гастролях с МХАТом — и привез оттуда два кимоно. Одно белое с черными ­иероглифами, другое красное с белыми иероглифами. Оба папе очень шли. Задолго до того, как в Москве появились рестораны японской кухни, мы уже всей семьей умели есть палочками — нас папа научил. А мама умела готовить особый японский рис, который папа по щепотке брал палочками и опускал в соевый соус.

Время от времени к нам приходили гости. Папин однополчанин Борис Иванович Лобанов, папины коллеги: Олег Николаевич Ефремов, Евгений Александрович Евстигнеев. Были и добрые шутки, и умные разговоры. Одним словом, радость! Мама готовила что-нибудь вкусненькое. Все обожали ее борщ со сметаной и рогалики с орехами. Папа и сам готовил с удовольствием. Делал вкуснейший овощной салат, чай заваривал по всем правилам. Поклонники ему часто дарили разные чаи... Папа начинал с того, что обдавал заварочный чайник кипятком. Иногда добавлял мяту и смородиновый лист, которые собирал на даче. Чай у него получался очень душистый. Еще помню, как мы всей семьей: я, родители, брат Филипп — раскалывали абрикосовые косточки. Маме нужны были ядрышки для ее фирменного абрикосового варенья, которое она готовила по особому рецепту. И вот мы добывали эти ядрышки из косточек, при этом хохотали, истории какие-то рассказывали. Чудесное время нашей жизни…

Несмотря на свою погруженность в искусство, папа был очень семейным, уютным, любил дом. Для него не составляло труда что-то сделать по хозяйству: просверлить дрелью отверстие для крепления, повесить полку, вкрутить ручку, исправить электрику, пропылесосить. Он терпеть не мог, когда в раковине скапливалась грязная посуда, если видел — сразу мыл, при этом мог продумывать роль.

Иннокентий Смоктуновский
В фильме «Неотправленное письмо». 1959 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Дома у нас всегда были какие-то растения. Как-то много лет назад папа купил небольшое кофейное дерево. Мы за ним ухаживали, удобряли землю, когда оно подрастало, пересаживали в горшок побольше. Это было любимое папино дерево, оно цвело и давало плоды. Кофейные зернышки даже можно было жарить и молоть, но мы этого почему-то не делали. Просто собирали. Со временем кофе вырос огромным, до потолка. Не так давно мы его потеряли. Грянули холода, окна были приоткрыты, и наше дерево продуло. Мы пытались его вылечить, но не смогли…

А как отцу нравилось копаться в огороде на даче, что-то сажать! Они с мамой выращивали ирисы, а еще ягодные кустарники — малину, смородину, ежевику. У меня так и стоит перед глазами картина: папа окапывает очередной кустик, а рядом вертится наш пес. Это я в свое время уговорила папу взять щенка. Так у нас появился американский кокер-спаниель Вива Жан-Батист Поклен де Мольер Джус. Он был очень породистым, отсюда такое длинное имя. Больше всех Жанчик любил папу. И когда тот уезжал на гастроли, наш пес предпочитал находиться поближе к двери, чтобы первым встретить его. Папа Жанчика дрессировал, и наш спаниель знал много команд. Например, он не выходил на проезжую часть, пока не услышит: «Можно». А еще папа научил его говорить «мама». Просто однажды, когда папа дал ему какой-то особенно вкусной колбаски, Жан издал звук, в котором прозвучало «м-м-м…», потом «а-а-а…». И папа решил это как-то развить. Протягивал кусок и говорил: «Ну скажи: «мама», «м-м-м-ма…» Папа занимался с Жанчиком долго и упорно, и в один прекрасный день получилось! Жанчик был настолько сообразительным, что мы его называли «собака-человек».

— Интересно, а когда вы были школьницей, в учебе вам отец по­могал?

— Конечно. Помню, как-то раз нам в школе дали задание к следующему дню сделать учебное пособие — часы (чтобы мы на английском учились называть время). И папа очень быстро смастерил часы из картонки и еще каких-то деталей, так что стрелки двигались. У меня оказались самые лучше часы в классе! Папа всегда был рядом, спасал, поддерживал, подбадривал. Я вообще папина дочка. И мое первое воспоминание связано именно с отцом. Я у него на руках, и от этого легче… Тогда мне сделали прививку от оспы, и мне было очень плохо два дня. И все это время папа качал меня, практически не спуская с рук…

Иннокентий Смоктуновский с Еленой Кузьминой
С Еленой Кузьминой в фильме «Как он лгал ее мужу». 1956 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

А потом, когда я училась в хореографическом училище и когда танцевала в кордебалете Большого театра, папа поддерживал меня в моей постоянной мучительной борьбе с лишним весом. Чтобы мне не было обидно отказываться от каких-то продуктов, сидел на всех моих диетах. Редкая жертва со стороны мужчины…

— Мария, а кто был ближайшим другом вашего отца?

— Мне кажется, мама. Ей он верил как себе. Даже больше. Именно благодаря маме он сыграл Гамлета у Григория Михайловича Козинцева. Когда тот ему сделал предложение сниматься, папа засомневался в своих силах. Он рассказал все маме и спросил: «Дружочек, как мне быть?» И мама сказала: «Обязательно снимайся! У тебя есть прекрасный советчик». — «Кто же это?» — «Шекспир!» Я знаю, мамин совет стал для него решающим. Он был уверен: если она в него верит, значит, все получится. Папа слушал маму во всем. Она держала в голове его расписание, вела переговоры с режиссерами и журналистами. По сути, она была его администратором, продюсером, специалистом по связям с общественностью и даже стилистом-имиджмейкером. 

Она, как художник, придумала папин элегантный образ: шляпы, плащи, рубашки — все до мелочей. Даже его дачные наряды: джинсы, шорты и широкополая шляпа, которую он носил, чтобы не обгорало лицо, — были стильными. Не раз папа говорил: «Автор Смоктуновского — моя жена!» А когда в 1991 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда и Михаил Горбачев вручил ему золотую медаль «Серп и Молот», папа сказал: «Соломка, половина звезды — твоя!» Мама служила отцу всю жизнь, как может служить мужчине только влюбленная женщина. Для папы было очень важно начать день с хорошего завтрака, и мама ездила на рынок, покупала деревенский творог, хорошее мясо. Умела делать замечательные отбивные. Под настроение могла вкусных котлет приготовить. Щи свежие варила вкуснейшие. Даже простую картошку и гречку готовила как-то особенно. Видимо, любовь была секретным ингредиентом, благодаря которому даже самые простые блюда получались у нее невероятными. (Улыбается.) Мама создавала уют, вела быт. И папа наслаждался тем, что в доме у него вкусно, красиво, чисто и проветрено. Гости отмечали: у Смоктуновских хорошая аура…

Иннокентий Смоктуновский с Ириной Печерниковой
«Очевидцы вспоминают, что такой власти над зрителями, как у папы в той роли, не было ни у одного артиста ни до, ни после. Папа признавался, что и сам ощутил эту магию…» С Ириной Печерниковой в фильме «Первая любовь». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Ваша мама оставила интересную работу, когда вышла замуж за вашего отца…

— Да, она стала домохозяйкой, хотя до этого была успешным талантливым художником по костюмам. Она одна из первых поверила в него. Папа же довольно поздно оказался в Москве. Он воевал, попал в плен и долгое время потом опасался ареста, ведь на бывших пленных лежало клеймо. Потому и уехал в Норильск — там можно было не опасаться преследований, дальше все равно не сошлют. В Норильске оказался прекрасный театр, а среди заключенных — много замечательных артистов. В том числе и Георгий Жженов, который стал папиным добрым другом. Через некоторое время папа переехал в Махачкалу. Солнце, море, горы. На Каспии в то время как раз отдыхал режиссер Андрей Гончаров, в местном театре он заметил папу, спросил, где тот учился. 

Папа рассказал, что актерского образования у него нет. Гончарову этот ответ даже понравился, он посоветовал папе ехать в Москву, где больше возможностей. И папа поехал, да только вот в Москве его никто не ждал. Даже жить было негде, он то у одних знакомых ночевал, то у других, а однажды ему пришлось ночевать в подъезде на подоконнике в районе метро «Кропоткинская». Папа мне его показывал. Отец ходил по театрам, участвовал в показах, его не принимали, но он не останавливался. В итоге в Театре имени Ленинского ком­сомола главный режиссер Софья Гиацинтова его пригласила на разовые выходы. Для одной из таких ролей папе выдали комбинезон танкиста, который оказался ему велик. И он зашел в пошивочный цех с просьбой ушить комбинезон. Там он встретил маму. Красивую, серьезную, с копной удивительно тяжелых волос. Она руководила пошивочным цехом. Они полюбили друг друга с первого взгляда и любили до конца своих дней. Мне кажется, что такие браки совершаются на небесах…

— Ваш папа сразу понял, что встретил в лице вашей мамы свою судьбу?

— Думаю, он осознал это со временем. А в момент встречи оба были молодые, красивые, веселые. Их охватило замечательное чувство «ответственной любви», как говорила мама. Они виделись каждый день. Папа приходил в пошивочный цех, приносил букетики ландышей и фиалок. Говорил: «Ой, у вас здесь так душно. Можно я открою форточку?» Там нечем было дышать из-за того, что постоянно работали утюги, которыми отпаривались костюмы для спектаклей. Папа распахивал форточку, и в помещение врывался свежий воздух. Пока мама работала, папа мог подолгу сидеть где-нибудь в углу, читать книгу. А когда мама освобождалась, они отправлялись вместе в столовую газеты «Известия», которая находилась рядом с театром. Вместе ходили на спектакли, много гуляли, играли в настольный теннис. Вскоре папа сказал: «Будьте моей женой!» Сыграли свадьбу, пригласив весь мамин цех, в котором ее очень любили. Мама была невероятно хороша — надела вместо белого цветное, но очень нарядное платье…

Иннокентий Смоктуновский с Анастасией Вертинской
«Меня поразило одно папино интервью, в котором он признавался: «Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце» С Анастасией Вертинской в фильме «Гамлет». 1964 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Ну а потом мама попросила портниху, которая служила в театре и обшивала Марину Ладынину: «Кларочка, Иннокентию нужна работа». Портниха Клара Юрьевна обратилась к Лады­ниной, та поговорила с Иваном Пырьевым, своим супругом, директором «Мосфильма». Тот назначил папе прием. Папа очень волновался, и мама его сопровождала. Они купили для Пырьева букет цветов. Иван Александрович с папой долго разговаривал и в итоге написал письмо, запечатал, отдал папе и велел отправляться в Театр-студию киноактера. Кстати, папа раньше туда уже заходил и получил категорический отказ. Но на этот раз от него не так просто было отмахнуться. Папа всегда отличался замечательным чувством юмора, и у него с секретаршей состоялся такой диалог: «Иван Александрович просил передать вашему директору...» — «Какой Иван Александрович?» — «Пырьев... Дядя Ваня…» Его зачислили в труппу, и это была победа. Началась новая жизнь, новый этап, актерский взлет…

Ну а когда папу пригласили в БДТ в Ленинград, маме пришлось оставить любимую работу. У них только родился сын, мой брат Филипп. Мама написала заявление об уходе, хотя делать это было не обязательно, ей же полагался декретный отпуск. Ее уговаривали не спешить, но мама сказала: «Так нужно, уезжаю к мужу!» Быть может, увольнялась она не только ради папы, но и чтобы все время посвящать сыну. Наденька, старшая дочка родителей, умерла, прожив всего полгода. Когда родился Филипп, мама и на минуту боялась оставить его.

И вот мама с Филиппом приехали к папе в Ленинград. Папа был счастлив. Он всегда нуждался в маминой поддержке, а в тот момент особенно: папа трудно репетировал роль князя Мышкина. Мама его подбадривала, утешала, поддерживала, и в итоге все у него получилось. Через много лет мама мне рассказывала, что, когда она смотрела спектакль, перед ней был живой князь Лев Николаевич Мышкин.

— Этот спектакль пользовался огромным успехом…

— Да, свободные места в зале оставались только на самом первом показе «Идиота». Потом их не было в принципе. На спектакль приезжали со всего Советского Союза. Возле театра в день представлений дежурила конная милиция. Однажды в папину гримуборную после спектакля вошел внук Федора Михайловича Достоевского и сказал: «Иннокентий Михайлович, вы гений!» Очевидцы вспоминают, что такой власти над зрителями, как у папы в той роли, не было ни у одного артиста ни до, ни после. Папа признавался, что и сам ощутил эту магию… Многим актерам из труппы было сложно и даже невозможно пережить такой успех, и они стали издевательски за спиной называть папу сумасшедшим, дураком, придумывать сплетни о нем. Зависть — страшная вещь. У папы этого не было абсолютно. Свою жизнь, свое сердце он не тратил на глупости. Даже в начале пути папа, быть может, ощущал свою уникальную одаренность... Через много лет, когда отец уже служил во МХАТе, у него с Олегом Ефремовым состоялся интересный разговор. Они летели с гастролей, и Олег Николаевич спросил: «Кеша, как думаешь, я хороший актер?» — «Ну конечно, Олег, ты очень хороший актер». — «А какой же тогда актер ты, Кеша?» — «Ну, Олег, я актер космический!» — сказал папа, посмотрев в иллюминатор.

Мария Смоктуновская
«Когда папы не стало — ушла поддержка. Только тогда я поняла, какой крепкой была каменная стена, за которой я до этого жила» Мария Смоктуновская в фильме «Сердце не камень». 1989 г.

— Смоктуновский ведь родился в очень простой семье…

— Мне думается, он самородок. Родители были крестьянами, жили в деревне Татьяновка в Сибири, под Томском. У них была мельница, приличное хозяйство: лошадь, корова, другая живность. Когда их раскулачили, семья отправилась в Красноярск. Правда, двоих детей (моего папу и его брата) отдали на воспитание бездетной тете Наде. Тетя воспитывала их как родных. Тем временем его мать, моя бабушка, устроилась на фабрику колбасных изделий, а дедушка пошел грузчиком в речной порт на Енисее. Он был двухметровым красавцем невероятной силы и мог на спор переносить грузы, которые никто не мог поднять. Когда папа увидел его в строю, уходящим на фронт, с тоской подумал: «Какая большая и неукротимая мишень!» — дед был шире в плечах и выше других новобранцев на целую голову, а то и на полторы. Дед погиб в начале войны. Папу тоже могла ждать такая же участь. Его призвали на фронт 18-летним мальчишкой, и он сразу же попал в одно из самых страшных сражений — на Курскую дугу. Настоящее чудо, что он выжил и даже не был ранен. Папа говорил, что судьба его хранила, чтобы он сыграл роли, которые так нужны были зрителям, — Гамлета, князя Мышкина, Деточкина...

— Интересно, когда он стал знаменитым артистом, как на это реагировали его родные?

— Думаю, они радовались, но у них была своя жизнь. Не уверена, видели ли они вообще папины спектакли. А вот фильмы, конечно, смотрели. Тетя Надя, растившая папу, посмотрела «Берегись автомобиля» и написала ему: «Кеша, публика хохотала, а я сидела и переживала, что из тебя получился такой вор». Она восприняла события фильма как реальность. Когда папа снимался в фильме «Чайковский» в Ленинграде, бабушка приехала к нам и жила вместе с нами. И как-то посреди съемочного дня он приехал обедать домой как был, в точном портретном гриме великого композитора. Бабушка открыла дверь и его не узнала, растерялась даже: зачем в ее дом вошел элегантный седовласый человек с бородой и во фраке? Тогда папа сказал: «Мамочка, это я…» Папин голос ни с чьим не перепутаешь…

Иннокентий Смоктуновский с Регимантасом Адомайтисом и Еленой Соловей
«Зависть — страшная вещь. У папы этого не было абсолютно. Свою жизнь, свое сердце он не тратил на глупости. Даже в начале пути папа, быть может, ощущал свою уникальную одаренность...» С Регимантасом Адомайтисом и Еленой Соловей в фильме «Враги». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Ваш отец, насколько я знаю, был человеком верующим…

— Да, и Библия была его настольной книгой. Он не отмечал 7 Ноября. Зато праздновал именины родных, в Рождество и на Пасху ходил в церковь на праздничную службу. Дома у нас были иконы. Месяца за два-три до своего ухода он подарил икону Николы Чудотворца, своего самого любимого святого, Московскому подворью Валаамского монастыря, храму Преподобных Сергия и Германа, который тогда восстанавливался. Этот храм находится буквально в трех минутах ходьбы от нашего дома. Икона в церкви занимает почетное место. Ее считают очень сильной, перед ней всегда много прихожан. И я тоже туда хожу молиться. Думаю, когда папа дарил икону, он знал, что его близкие смогут прийти в церковь и помолиться перед ней, а кроме нас еще множество людей. 

Предчувствовал ли он, что ему недолго осталось жить? Не знаю… Вообще, он был очень светлый и жизнерадостный человек. И спортом занимался, и за питанием следил. Но актерская профессия забирала силы. Меня поразило одно папино интервью, в котором он признавался: «Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце». В январе 1994 года у него случился инфаркт. Он снимался в фильме Владимира Наумова «Белый праздник». Съемки проходили на натуре, а папа попал в больницу, работу приостановили, но ведь натура уходила... Папа из-за этого наверняка переживал... Потом его отправили в санаторий долечиваться, он оттуда, правда посоветовавшись с врачами, стал ездить на съемки: из Подмосковья в Москву. Фильм был снят, папа озвучил роль, потом врачи рекомендовали папе поехать в санаторий продолжить восстановление. И там, в августе, произошел еще один инфаркт, которого папа не перенес. Возможно, дело в том, что папа не долечился как следует... Но ведь и я отца тоже волновала и не сильно радовала своими успехами…

— Но я знаю, что папа очень гордился тем, что вы стали сниматься в кино.

— С кино помог папа, и я этого не скрываю. Еще когда я училась в хореографическом училище, папа бывал на наших уроках актерского мастерства, делал какие-то замечания, давал советы и отмечал, что у меня есть актерская одаренность. Поэтому, когда стало понятно, что мне с балетом приходится расставаться, папа сказал: «Может, попробуешь свои силы в драматическом искусстве? Актерские данные у тебя определенно есть». Конечно, он меня поддержал в трудный момент. Тогда он должен был начать сниматься у Леонида Пчелкина в фильме «Сердце не камень» и попросил о возможности актерской работы и для меня. И Леонид Аристархович предложил: «Пусть приходит на пробы». Я их прошла, и меня утвердили. Это был мой первый фильм, я снималась там с великолепными актерами: Олегом Табаковым, Натальей Гундаревой, Еленой Яковлевой, Андреем Ташковым, Станиславом Са­дальским. Отец за меня не волновался. 

Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью и дочкой Марией
«Папа всегда был рядом, спасал, поддерживал, подбадривал. Мое первое воспоминание связано именно с отцом. Я у него на руках, и от этого легче…» С женой Суламифью и дочкой Марией. Конец 60-х гг.
Фото: Валерий Плотников/RUSSIAN LOOK

Он видел, когда мы репетировали с Натальей Гундаревой или вместе ездили на примерку костюмов, что она ко мне прониклась, относится тепло и уважительно, несмотря на отсутствие у меня опыта. Я снялась в девяти картинах. В большинстве — с отцом: в «Деле», в «Гении», в «Дамском портном». Кино в 90-е вообще снималось мало, нужно было понастойчивей себя предлагать. А папы не стало — ушла поддержка. Только тогда я поняла, какой крепкой была каменная стена, за которой я до этого жила. Отсюда и моя инфантильность. Теперь я работаю в Музее МХАТа, театра, в котором многие годы служил мой отец. Мне нравится моя работа, но я продолжаю мечтать о возможности актерской реализации. Зато актрисой стала моя племянница Анастасия Смоктуновская. Она служит в Театре Армена Джигарханяна, и не так давно у нее состоялась премьера. Настя прекрасно играет миссис Эйнсфорд Хилл в «Пигмалионе». У нее есть и интересные роли в детских спектаклях. Еще Настя время от времени снимается в кино. Уверена, дедушка гордился бы ею...

Внучка актера Анастасия Смоктуновская
Внучка актера Анастасия Смоктуновская с книгой о деде
Фото: PERSONASTARS.COM
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог