Алиса Духовлинова: «Мне повезло: я вижу цвет звука…»

В этом году в мире отмечают 110-летие со Дня рождения выдающегося французского композитора — Оливье Мессиана.
30 Января 2018

7days.ru встретился с исполнительницей уникального произведения французского композитора Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» после фортепианного вечера «Vingt Regards sur l`Enfant Jesus» в Концертном зале Jaani Kirik в Санкт-Петербурге.

«В этом году мы отмечаем 110-летие со Дня рождения выдающегося французского композитора — Оливье Мессиана. Этот волшебный автор оставил миры, соприкосновение с которыми способно изменить наше мироощущение, наполнить нас новыми силами, расширить возможности восприятия. Под сводами звуковых соборов, возведенных Оливье Мессианом, вы слышите пение птиц, колокольные звоны, удары экзотических инструментов, завывание ветра, хлопанье ангельских крыльев, молчание скал и звон галактических спиралей. Эту музыку можно не только слышать, но и видеть, а также осязать», — рассказывает Алиса Духовлинова.

Цикл пьес для фортепиано «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана был представлен публике 26 марта 1945 года в Париже, на светской сцене Salle Gaveau с посвящением Ивонн Лорио (`Yvonne Loriod`) — супруге композитора и первой исполнительнице "Двадцати взглядов...".   С тех пор не многие виртуозы дерзнули исполнить весь сложнейший цикл, а наизусть играть его целиком удавалось лишь единицам. Первым в нашем городе это сделал феноменальный мастер, уникальный пианист Анатолий Угорский. Сейчас он живёт в Германии. Отдельные части играли разные пианисты.

— «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» — цикл пьес для фортепиано, написанный французским композитором в прошлом веке. Для молодой пианистки Алисы Духовлиновой, которая исполнила в своём сольном концерте сложнейшую  программу из двадцати виртуозных пьес, эта музыка является особенной?

— Этот фортепианный цикл становится для исполнителя, прежде всего, важным внутренним достижением. А технически работа над его непростым музыкальным текстом оказалась для меня доступной, поскольку могу прослушивать музыку внутри своей памяти, без инструмента, — говорит Алиса. — Этому меня научил мой первый педагог,  доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Заслуженный деятель культуры России Сергей Михайлович Мальцев. У него особенная авторская «Методика развития творческих способностей у детей», которая позволяет в раннем возрасте выработать внутренний слух, обширную музыкальную память. Когда я была маленькой, мой педагог  просил пропевать вслух, сольфеджируя — называя ноты,  и проигрывать внутри головы сложные многоголосные произведения: позже это выводит не только на новый уровень восприятия исполняемого материала, но и совершенствует владение двигательным аппаратом. Сейчас я такими возможностями благодарно пользуюсь при работе над музыкальными произведениями, могу с любой точки проигрывать в памяти и «Двадцать взглядов…». В голове как бы включается автономный «проигрыватель».

— Алиса, а почему этот цикл пьес для фортепиано можно назвать «собором»?

— Это произведение представляет собой феномен звуковой архитектуры. Очень важно играть его полностью, потому что детали цикла взаимосвязаны,  исполнять лишь какую-то часть – все равно, что брать отдельно, к примеру, дверь или окно и думать, что это весь дворец. Здесь всё взаимозависимо,  важно отразить в музыке эту цельность. Когда внутри возникает эта цельная музыкальная архитектура, появляются совершенно невероятные ощущения, как будто ты можешь свободно переходить из одного зала в другой.  Мне хотелось поделиться этим со слушателями. Поэтому работа над «Двадцатью взглядами…»  имеет для меня глубокое внутреннее значение. Некоторые музыканты обладают цветным слухом: то есть, слыша звук, они видят цвет. Мне повезло оказаться в их числе. Для Оливье Мессиана этот феномен был очень важен, и он подчеркивал, что краски, которые вызываются его аккордовыми сочетаниями — это цвета витражей в окнах собора.   

— Перед началом репетиций потребовалась серьёзная теоретическая подготовка?

— Конечно. Я изучала этот цикл, читала много литературы, посвященной Оливье Мессиану, его трактаты. Под всем этим лежит большая теоретическая база. Наизусть я освоила цикл год назад, но самая сложная работа начинается с этого момента — организация времени и акцентов внутри цикла.

— Вы знакомы со своей аудиторией? Кто приходит на ваши концерты?

— Это не обязательно музыканты, это могут быть математики, физики, астрономы, люди, которые интересуются современной музыкой при том, что она далека от их специальности. Считающейся сложной для восприятия музыкой можно заинтересовать гораздо большее количество людей, чем кажется. Просто нужно о ней больше говорить и подавать не как музыкальную тайну за семью печатями, а как нечто, что может многое дать и формально неподготовленному человеку. На самом деле каждому человеку слушать хорошую музыку дано от природы. Я знаю много примеров, когда люди, совершенно не знакомые с языком музыки двадцатого века, находились после концерта под очень серьезным впечатлением. Ведь это послания наших почти современников. Предубеждение о том, что люди не поймут, часто бывает ложным.  Порой за публику решается, что именно ей нравится. А публике нужно давать шанс выбрать самой!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Анастасия Заворотнюк Анастасия Заворотнюк актриса театра и кино, телеведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?