Василий Чудовский: «На поездах я проехал больше 10 миллионов километров»

Василий Владимирович проехал на поездах больше десяти миллионов километров. Сейчас ему 65 лет, и он до сих пор работает начальником поезда на самых разных направлениях: «Куда родина пошлет».
Василий Чудовский. Фото
Василий Чудовский
Фото: Филипп Гончаров

30 октября в России празднуют День проводника пассажирского вагона. В Федеральной пассажирской компании его отмечают почти 30 тысяч сотрудников.

Сейчас, когда билеты все чаще покупают через интернет, проводники — практически единственные работники железной дороги, с которыми сталкиваются пассажиры. Машинист всегда в тени, а проводник — рядом. Он встречает, предлагает чай, раздает белье, помогает, если пассажиру нехорошо. Эти героические люди могут даже роды принять. Об одном таком случае нам рассказал уникальный человек — заслуженный железнодорожник Василий Чудовский. Сейчас ему 65 лет, и он до сих пор работает начальником поезда на самых разных направлениях: «Куда родина пошлет». И Василий Владимирович этому рад, потому что считает свою работу самой лучшей из всех.

Чудовский проехал на поездах больше десяти миллионов километ­ров. Можно сказать, 250 раз обогнул Землю по экватору. Впервые в рейс он оправился в 14 лет, а в 24 года стал начальником поезда. И в одной из первых поездок в этом качестве Василий Владимирович попал в экстремальную ситуацию — пассажирка стала рожать. «Я был в шоке, — рассказывает Чудовский, — сам ведь пацан. К счастью, в нашем поезде ехал проводник, который раньше работал стоматологом. Он держался уверенно. Сказал: «Мне нужны ножницы, суровая нитка, чтобы перевязать пуповину, и спирт». Нашелся йод, которым все обработали, и проводник принял роды. Родился мальчик.

Василий Чудовский (сзади справа) на юбилее Олега Табакова
Фото: из личного архива Василия Чудовского

«Железная дорога — зона повышенной опасности, и проводник должен быть профессионалом, идеально знать вагон. Но обязан помнить, что это работа не только с углем и металлом, а в первую очередь — с людьми. И я всем молодым проводникам говорю: «Важнее всего первые 20 секунд, когда пассажир увидит ваше настроение, глаза, оценит аккуратный вид, почувствует доброжелательность». Именно встречи с новыми людьми — самое интересное в работе, уверен Чудовский.

В поезде родилась его дружба со Станиславом Ростоцким, Галиной Волчек, Юрием Никулиным, Валерием Гергиевым, Олегом Табаковым. «Поезд — зона, где люди почему-то становятся откровенными. Олег Павлович рассказал мне о своей влюбленности в Марину Зудину, когда этого еще никто не знал: «Влюбился как пацан, как дурак влюбился...»

Если говорить о любви, то довольно часто именно на рабочем месте железнодорожники находят свою судьбу. Жену Ольгу Василий Чудовский встретил в поезде. Она проводница. «Мы были в рейсе, отмечали Новый год, и я ее тогда по-настоящему рассмотрел. Меня как будто молнией ударило!.. Мы уже много лет вместе. У нас сын Иван». Самое удивительное, что сын Чудовского тоже фанатично любит железную дорогу. Как-то на каникулах они сели в поезд «Россия» и поехали через всю страну во Владивосток. Это было прекрасное путешествие.

Василий Чудовский: «Всем молодым проводникам говорю: «Важнее всего первые 20 секунд, когда пассажир увидит ваше настроение, глаза, оценит аккуратный вид, почувствует доброжелательность»
Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

Возможно, во многом Василий Вла­димирович так любит работу, потому что у него были блестящие учителя. Среди них Владимир Георгиевич Романов, которого в свою очередь учили проводники, вернее, кондукторы царских времен! Они говорили ему: «Гордись своей профессией и люби ее».

А как Раньше было?

В царское время кондукторы делились по роду деятельности: главный — обер-кондуктор, старший, младший, тормозной, хвостовой и смазчик. В поездах до 1880-х годов не было пневматических тормозов, и тормозные колодки по звуковому сигналу с паровоза прижимали к бандажам колес вручную, с помощью рычага. Для этого тормозные кондукторы дежурили на открытых площадках. Хвостовых кондукторов в царское и в советское время называли «собачниками». Классической была картина, когда он идет вдоль поезда к своей тормозной площадке и тащит за собой, как собаку на привязи, железный башмак, который надо подложить под колеса последнего вагона, чтобы поезд не укатился под уклон.

Фото: Legion-Media

Самой сложной была работа у младших и старших кондукторов: они перецепляли вагоны, таскали тяжелые фонари и часто выгружали из вагонов грузы.

Обер-кондуктор, по сути, был хозяином поезда. Он один имел право проверять билеты. После революции приставку «обер» заменили на «главный». Главный кондуктор до 60-х годов прошлого века отвечал за все, происходящее в составе. Самой эффектной его функцией считалась подача сигнала к отправлению. Он свистел в специальный медный свисток. Еще у главного кондуктора были часы на цепочке, мундир, фуражка, идеально начищенные сапоги, погоны и аксельбанты. Выглядел он всегда очень представительно.

Раньше кондукторами, или вагоновожатыми, могли быть только мужчины, профессия была очень сложной. Когда были усовершенствованы вагоны, тормоза и вообще вся техническая часть, в профессию стали приходить и женщины. В 1960-х годах кондукторы исчезли. Их стали называть иначе — проводники. Но, несмотря на развитие техники, обойтись без этой важной профессии по-прежнему невозможно.

Звезды железной дороги

Шоумен Сергей Светлаков из семьи железнодорожников. Окончил на Урале Университет путей сообщения, так же как и его первая жена. На летней практике работал проводником. Когда был студентом, у него родилась идея о том, чтобы снять фильм о путешествии через всю страну. Сергей стал сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли в комедии «Скорый «Москва-Россия».

Сергей Светлаков и Юрий Стоянов
Сергей Светлаков и Юрий Стоянов на съемках фильма «Скорый «Москва-Россия». 2014 г.
Фото: BULLDOZER-FILMS

Алексей Фатеев, актер, известный по фильмам «Надвое», «Дом с лилиями», «Метро», поступил после школы в железнодорожный институт. Это была идея родителей. После окончания института изменил судьбу и получил актерское образование. Сейчас служит в Театре Маяковского.

Алексей Фатеев. Фото
Алексей Фатеев
Фото: Fotodom
Александра Яковлева
Александра Яковлева в фильме «Экипаж». 1979 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Александра Яковлева, известная по фильмам «Экипаж», «Чародеи» и «Человек с бульвара Капуцинов», на­оборот, из искусства пришла на железную дорогу. Она долгое время занимала высокий пост на Октябрьской железной дороге, была заместителем генерального директора Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД», руководила Калининградской пригородной пассажирской компанией. Уже после возвращения в кино она с ностальгией вспоминала время, когда работала на железной дороге.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог