
Кинематографические экранизации романов английской писательницы Джейн Остин никогда не надоедают: что может быть волнительнее, чем демонстрация истинной любви в условиях утонченного и целомудренного светского общества? Когда мимолетное прикосновение к запястью провоцировало ничуть не меньший всплеск эмоций, чем теперь вызывают страстные поцелуи, люди находили множество изящных способов рассказать о своих чувствах.
И хотя Джейн Остин так и не узнала любви сама, она часто рассуждала об этом чувстве и описывала его так тонко, что ее прозвали первой леди английской литературы.
В нашей подборке — лучшие фильмы и сериалы, основанные на произведениях великой британской романистки.
«Гордость и предубеждение», 1995

Сценарий Эндрю Дэвиса возглавляет волну экранизаций, вдохновленных Остин, которые проносятся через десятилетия, но не теряют своей актуальности. Мини-сериал из шести частей, основанный на первом и самом известном романе Джейн Остин с Дженнифер Эль в роли Элизабет Беннет и Колином Фертом в роли мистера Дарси очаровывает как ярых поклонников Джейн Остин, так и тех, кто пока не знаком с ее творчеством.
«Гордость и предубеждение» рассказывает историю сестер Беннетт, мать которых хочет выдать их замуж любой ценой. Сериал глубоко погружает нас во взгляды британского общества того времени, уделяя особое внимание отношениям между умницей Элизабет и таинственным мистером Дарси.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: мистер Дарси импровизированно окунается в озеро после урока фехтования и появляется в кадре в облегающей мокрой рубашке (передайте, пожалуйста, нашатырь). Эпизод стал одним из самых известных моментов в истории телевидения, хотя его даже не было в книге.
«Сэндитон», 2019-2023

Даже не экранизация, а фантазия на тему — сериал «Сэндитон» основан на одноименном незаконченном произведении Остин. Писательница подарила нам лишь завязку истории, а об остальном уже позаботились авторы многосерийного проекта с красавцем Тео Джеймсом в одной из главных ролей первого сезона.
По сюжету юная провинциалка Шарлотта Хэйвуд по приглашению семейства Паркер приезжает в приморский городок Сэндитон. Здесь старший из многочисленных братьев и сестер Паркер — Томас — разводит масштабную деятельность по превращению Сэндитона в популярный курорт уровня Брайтона. Однако его неуемные амбиции и траты ставят под удар всех: собственное семейство, простых рабочих, местную пожилую меценатку, а главное — родного брата Сидни, который то и дело вынужден занимать деньги у банка для безрассудного Тома. Именно циничный и загадочный Сидни похищает сердце юной Шарлотты. Но наивная гостья этих мест еще и не догадывается, что в прошлом ее возлюбленного скрыта ужасная тайна, которая не позволяет ему полюбить вновь.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: Сидни Паркер кружит Шарлотту в танце, впервые осознавая собственные чувства к ней. Этот эпизод хорош не столько своей оригинальностью (бросьте, в какой экранизации произведений Джейн Остин нет подобного момента?), сколько эмоциями и химией между героями.
«Разум и чувства», 1995

Прекрасная экранизация романа Остин «Чувство и чувствительность» режиссера Энга Ли, где Эмма Томпсон не только сыграла Элинор Дэшвуд, но и дебютировала в качестве сценариста. Она значительно изменила исходный материал, чтобы сделать его более привлекательным для современной публики: в результате фильм получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
Это история жизни и любви двух сестер — чувственной Элинор и страстной Марианны, чье счастье и будущее омрачены смертью отца и потерей семейного состояния.
Роль Марианны Дэшвуд досталась Кейт Уинслет — героиня знает все о разочарованиях в любви и пытается залечить сердечные раны вместе с доблестным полковником Брэндоном (Алан Рикман), который в конце концов покоряет ее сердце. За свою первую историческую роль Кейт Уинслет получила премию BAFTA.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: Марианна Дэшвуд теряется под дождем, ее находит красивый джентльмен и спасает… дважды. Некоторые девушки богаты удачей, но бедны зонтиками.
«Доводы рассудка», 1995

Более мрачный и тревожный, чем ранние работы Джейн Остин, роман «Доводы рассудка» рассказывает историю одинокой женщины Энн Эллиот, которая наконец задумывается о браке, когда любовник, которого она когда-то отвергла, возвращается с войны. После того, как семь лет назад ее уговорили разорвать помолвку, она задается вопросом, не принесло ли это решение в жертву ее счастье. В главной роли в экранизации — Аманда Рут, перед элегантностью которой не может устоять великолепный капитан Фредерик Вентворт (Киаран Хайндс).
Критики хвалят эту постановку как самую реалистичную из всех экранизаций Остин, выпущенных в середине 90-х. Чтобы сохранить атмосферу аутентичности, режиссер Роджер Мичелл оставил актеров без грима, безупречных причесок и сложных костюмов. В интервью Аманда Рут признавалась, что «никто из них не выглядел хорошо».
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: Энн умоляет капитана Фредерика Вентворта (Киаран Хайндс) остаться на концерте и послушать «очень красивую песню о любви».
«Эмма», 1996

В этой экранизации последнего в истории романа Джейн Остин красивая и уверенная в себе девушка Эмма (Гвинет Пэлтроу), скучая в маленькой деревне в 19 веке, решает найти мужа для одной из своих подруг. Остроумный фильм о жизни маленького городка, в отличие от сурового реализма «Доводов рассудка», стал киноэквивалентом сахарной ваты.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: долгожданная встреча Эммы с Фрэнком Черчиллем (Юэн МакГрегор) разворачивается в предсказуемо игривой манере. Он выезжает из леса верхом на лошади как раз в тот момент, когда ее повозка застревает в ручье. Эмма: «Что-то случилось с колесом, я не могу двигаться». Фрэнк: «Ну, тогда вам придется жить здесь».
«Мэнсфилд Парк», 1999

Одна из немногих адаптаций Остин, снятая женщиной (Патриция Розема). Фильм раскрывает более мрачные темы, такие как рабство, сексуальное подавление и порабощение женщин.
Фрэнсис О'Коннор играет Фанни Брайс — девушку, которую отправили жить к богатой тетке в поместье Мэнсфилд-парк. Фанни влюбляется в сына тети Эдмунда (Джонни Ли Миллер), но с ней обращаются как с прислугой и делают выговор, когда она указывает, что их прибыль является продуктом работорговли. Стоит также отметить замечательную игру Гарольда Пинтера в роли сэра Томаса Бертрама — хозяина Мэнсфилд-парка и владельца плантации.
Лучшая сцена, которой не было в романах Остин: Фанни изображена как талантливая писательница с даром сатиры. Многие рассказы, которые она читает в фильме, на самом деле были написаны самой Джейн Остин.
«Гордость и предубеждение», 2005

Мы не могли обойти вниманием мечтательную постановку «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли в роли Элизабет и Мэтью Макфэдьеном в роли Дарси, у которой, несмотря на массу расхождений с романом, есть множество поклонников.
Фильм имеет две разных концовки. Британские зрители получили финальную сцену, соответствующую роману, в то время как американской публике достался вольный финал, где мистер Дарси не может сдержать своего супружеского блаженства и, глядя на Лиззи, тихо бормочет: «Миссис Дарси. Миссис Дарси. Миссис Дарси».
Лучшая сцена, которой никогда не было в романах Остин: после бессонной и мучительной ночи Элизабет и Дарси встречаются в туманном поле, где признаются во взаимных чувствах. Он в обнажающей грудь рубашке, она — в пальто поверх ночнушки, и нас одурманивает полнейшая неприличность всего этого.
«Любовь и дружба», 2016

Кейт Бекинсейл играет красавицу эпохи Регентства — овдовевшую леди Сьюзен Вернон, которая сводит мужчин с ума в попытке найти мужей для себя и своей дочери. Картина Уита Стиллмана основана на малоизвестном романе Остин «Леди Сьюзен», который никогда не был опубликован при жизни автора. Хотя это не самая популярная работа Остин, черный юмор прекрасно передает ее остроумие.
Название фильма было позаимствовано у другого эпистолярного романа писательницы.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романе Остин: поскольку «Леди Сьюзен» была эпистолярным романом, Стиллману было поручено взять диалоги из писем и превратить их в сцены. В результате режиссер добавил персонажей с новыми сюжетными линиями (например, подруга леди Сьюзен Алисия Джонсон в фильме — американка) и конкретизировал финал, поскольку считается, что работа Остин осталась незавершенной.
«Эмма», 2020

Аня Тейлор-Джой в образе Эммы не имеет ничего общего с очаровательной версией героини в исполнении Гвинет Пэлтроу. В веселом и более современном облике Эмма кажется еще более уверенной в себе и оторванной от реальности, что делает ее очень привлекательной.
Любовные треугольники множатся, а мечты смешиваются с реальностью, пока Эмма сталкивается с трудностями вступления во взрослую жизнь. В результате получается причудливая мелодрама, которой нет причин завидовать предыдущим версиям.
Благодаря роскошным декорациям и захватывающим дух костюмам экранизация «Эммы» режиссера Отем де Уайлд, которая, кстати, еще и фотографирует и снимает клипы, просто создана для любителей Pinterest.
Лучшая сцена, которой никогда не было в романах Остин: у Эммы внезапно идет кровь из носа после того, как мистер Найтли (Джонни Флинн) признается ей в любви и делает предложение.