— Мария, как вы оцениваете уходящий 2024 год для киноиндустрии?
— Год был отличным. И это я говорю не только как киноэксперт, но и как зритель, который до сих пор замирает в кинозале, когда смотрит хороший фильм. А их в нашем кино — к счастью! — не становится меньше. Даже наоборот. Общая касса перевалила за отметку 16 млрд рублей, а восемь российских релизов перешагнули по сборам миллиардный рубеж, хотя совсем недавно такие показатели считались чем-то из области фантастики. В 2023-м отечественных «миллиардников» было всего три. Растущая касса — это лучшее доказательство того, что зрительский интерес к российским картинам огромный.
— На что делает ставку наше кино?
— Существенная доля общих сборов приходится на блокбастеры, и от их качества зависит состояние киноиндустрии в целом. Выручка, которую высокобюджетные фильмы приносят студиям и прокатчикам, гарантирует стойкость всей системы и дает отличные возможности для роста. Это не значит, что про авторское кино нужно забыть — конечно, нет. Один из главных козырей нашего кинематографа — именно в его многообразии.
— Какие картины пользуются наибольшим спросом?
— На первом плане сейчас семейный контент, и в первую очередь киносказки. Их обожают все: и кинематографисты, и зрители. Первые — за невероятную кинематографичность, простор для фантазии и огромный зрительский охват, гарантирующий высокую окупаемость. Вторые — за возможность вернуться в детство и посмотреть фильм всей семьей. Меня же удивляет и радует тот факт, что все наши киносказки получаются очень разными: «Бременские музыканты» Алексея Нужного от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» совсем не похож на «Летучий корабль» Ильи Учителя или «Огниво» Александра Войтинского. Не отстают от хедлайнеров и малобюджетные сказки: к примеру, милая и смешная «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова на наших глазах превращается в полноценную франшизу: в праздники мы увидим сиквел — «Баба Яга спасает Новый год».
— А кто будет спасать новогодний прокат помимо Бабы Яги?
— Поверьте, за Новый год можно не переживать. Нас ждут «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко от Yellow, Black and White и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина производства «Централ Партнершип», «Кинослово» и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова». Даже интересно, кто из них вырвется в лидеры по итогам. Надо сказать, что это отлично показывает последние тенденции. Мы видим, как вырос интерес ко всеми любимым брендам и героям народного эпоса. Причем под брендом я подразумеваю как вечную классику (например, «Онегин» Пушкина или «Преступление и наказание» Достоевского), фильмы («Вам и не снилось» Ильи Фрэза), анимацию («Летучий корабль» Гарри Бардина, «Бременские музыканты» Инессы Ковалевской), так и истории культовых личностей (Федор Черенков, Петр Столыпин), музыкальных групп («Руки вверх!», «Иванушки International») и т.д. Самое главное, на мой взгляд, — креативное отношение к первоисточнику. Мне, например, очень нравится фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», снятый по мотивам — именно мотивам! — Кира Булычева. Очень рада, что этот проект победил в номинации «Прорыв года» на премии «Событие года», которую наш журнал провел уже в 12-й раз. Ну и, конечно, что ранее в апреле Марк Эйдельштейн, сыгравший Колю Герасимова, стал лауреатом нашей же премии «Аванс», которую мы вручаем самым перспективным молодым артистам в рамках ММКФ.
— Помимо сказок какие еще направления Вы бы отметили?
— Всплеск интереса к девяностым: вслед за «Словом пацана» интернет взорвали «Лихие» Юрия Быкова и «Дети перемен» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. И не надо бояться предельной жесткости и серьезности поднятых тем: здесь мы имеем дело с максимально честным авторским высказыванием, когда не пытаются обходить острые углы или играть с аудиторией в поддавки. На премии «Событие года» мы не могли пройти мимо этого тренда: проект «Слово пацана. Кровь на асфальте» получил приз в номинации «Хит года». Если говорить о ТВ-сериалах, то я бы выделила курс на историчность: масштабных проектов, связанных с нашим прошлым, сегодня снимается очень много. Чаще всего такие ленты ставят в центр какую-то знаковую личность, но при этом дают максимально полную панораму эпохи, концентрируясь на ее основных конфликтах и стараясь ответить на сакраментальные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Такие проекты всегда высокобюджетные и снимаются по лекалам большого кино. В качестве примеров назову «Столыпина» Алексея Андрианова с Александром Устюговым (ВГТРК) и «Плевако» Анны Матисон с Сергеем Безруковым (НТВ). Оба они были отмечены на нашей премии «Событие года».
— А что бы выделили на онлайн-платформах?
— Наши онлайн-кинотеатры вынуждены существовать в жесткой конкуренции друг с другом, тратя много усилий на поиски новых тем и на попытки разнообразить устоявшиеся сюжетные формулы. Здесь и «Чистые» Николая Хомерики — любопытное визуальное действо, построенное на стыке эротики и притчи, и «Калимба» Нурбека Эргена с Федором Бондарчуком, рассказывающая о нестандартном психологическом эксперименте, и провокационное «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева, переворачивающее роман Достоевского с ног на голову и приближающее его ко дню сегодняшнему, и невероятно трогательное «Она такая классная» Кирилла Дышлового, где одним из центральных персонажей становится аутист, сыгранный Львом Зулькарнаевым. Последний проект мне кажется особенно важным, потому что инклюзивных сериалов у нас, в общем-то, не было. За роль в этом сериале мы отметили Льва на «Событии года» в номинации «Открытие года». Не могу не вспомнить и «Эль Русо» Сергея Мокрицкого с Сергеем Серзиным и Светланой Ивановой. И на «Событии года» Светлана Иванова была названа лучшей актрисой.
— Какие проблемы все еще остро стоят перед отечественной киноиндустрией?
— Я бы сказала, что одной из важных проблем остается окупаемость: у нас слишком высокая доля фильмов, которые не выходят даже на нулевую отметку, не говоря уж о прибыли. Да, половину сборов забирают кинотеатры, еще 10–15 процентов уходит на рекламное продвижение. Выходит, чтобы окупиться, фильм должен собрать сумму, превышающую затраты более чем в два раза. Это нелегко (особенно когда прокатчики не очень верят в проект и не хотят тратиться на рекламу). Тем не менее выход нужно искать — в первую очередь за счет новых маркетинговых стратегий и за счет коллабораций со смежными сферами. Высокобюджетные проекты этой дорогой уже идут: вокруг них создаются целые экосистемы, включающие мерч (в первую очередь это сувенирная продукция и одежда), книги, комиксы, видеоигры, театральные постановки или шоу, сотрудничество с сетевыми магазинами или кафе. К примеру, перед выходом сиквела «Майора Грома» одна из самых популярных сетей быстрого питания подготовила специальное комбо, в которое входили фигурки героев фильма. Это все работающие механизмы, которые нужно использовать более широко. Но я думаю, что мы справимся с этой задачей. Почему я так уверенно говорю? Потому что очень хорошо знаю и верю в тех, кто наше кино создает.