«Игра королевы» фото
«Игра королевы»
Фото: кадр из фильма

«Игра королевы»: искусная костюмная драма с Джудом Лоу и Алисией Викандер

От лауреата Каннского кинофестиваля.
Иван Афанасьев
|
23 Июня 2024

XVI век, Англия. Новоизбранная жена Генриха VIII Екатерина Парр — настоящая бунтарка при королевском дворе: протестантка, которая молится на английском, чем вызывает гнев католической церкви. Когда из очередного военного похода возвращается муж с войском, начинается борьба за будущее трона: дело в том, что патриарха тяжело ранили в бою, и теперь он буквально и фигурально гниет заживо. Казнивший ранее двух супруг и ведомый паранойей он уверен, что все вокруг плетут против него интриги. В том числе избранница на пару с падчерицей Елизаветой, дочерью Генриха от предыдущей жены Анны Болейн. В этом противостоянии между молотом и наковальней Екатерине предстоит не только выжить, но и занять свое место при дворе.

«Игра королевы» фото
«Игра королевы»
Фото: кадр из фильма

Костюмные драмы — довольно заскорузлая категория кино, которая смотрится куда интереснее, когда умные люди решают разобрать и пересобрать ее по кирпичикам. «Игра королевы» (оригинальное название — «Подстрекательница», локализация адекватна, хотя и лишена перчинки) вроде бы не делает ничего особенного. Классический, как может показаться, «придворный роман» о сильной женщине, пережившей (скажем спасибо истории за этот спойлер) собственного мужа и пробившейся в столь же консервативном, как сам жанр фильма, обществе, помешанном на традициях и внешних атрибутах. На самом же деле, смотря его, понимаешь, насколько изменилось кино за последние годы и насколько устарело само понятие «исторического кино», которое раньше подразумевало лишь мелодраму с легким детективом, помещенные в красивые декорации и костюмы.

Для режиссера Карима Айнуза («Невидимая жизнь Эвридики») рюшечки и роскошные подолы платьев важны лишь постольку-поскольку. Снимая историю о прошлом, он на самом деле говорит о настоящем: о том, как мачистское эго и тяга к власти развращают, и эту мысль идеально воплощает в себе Джуд Лоу в одной из лучших своих ролей. Его Генрих VIII — это настоящее чудовище, на которое отвратительно смотреть. Гниение его тела, которое во второй половине частично превращает фильм в боди-хоррор, начисто сводит на нет пункт «посмотреть на красивое» — за этим вам к показанной на одном фестивале с «Игрой королевы» «Жанне Дюбарри» с Джонни Деппом, которого актриса и режиссер Майвенн на время сделала своим мужем, чтобы дежурно поговорить о судьбах женщин в перерывах между самолюбованием.

«Игра королевы» фото
«Игра королевы»
Фото: кадр из фильма

Алисия Викандер в роли Екатерины Парр — это красивая, но в первую очередь умная, человечная женщина, которая рассказывает историю своей героини не ради переодеваний и прогулок по коридорам дворцов, а ради того, чтобы поведать что-то важное. При этом смотреть «Игру королевы» невероятно интересно — это блестяще сыгранная драма, не ограниченная, кстати, центральным дуэтом (стоит выделить, как минимум, Эдди Марсана в роли герцога Эдуарда Сеймура). И да, красивая — изящно снятая, без навязчивой стилизации «под старину». Проще говоря, смотреть ее можно и тем, кого костюмные гаремники не интересуют — они найдут умное кино о расчеловечивающей жажде власти и противопоставленной ей гуманности женской натуры.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров