Проверенные временем: 15 лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Эти фильмы разошлись на цитаты, песни из них мы поем за накрытым столом. И, конечно, пересматриваем их каждое Девятое мая.
Ольга Маршева
|
23 Апреля 2021
«Летят журавли» (1957)
Режиссер Михаил Калатозов фото
«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Каждый год в начале мая выходит хотя бы одна новая картина о Великой Отечественной войне  – можно сказать, это уже традиция. Но как на Новый Год все смотрят «Иронию судьбы», так и на День Победы мы включаем телевизор, чтобы снова выбрать один из старых советских шедевров.

Эти фильмы разошлись на цитаты. Песни из них мы поем за накрытым столом – не по «заданию партии», а просто потому, что хочется. И да, мы до сих пор плачем, когда погибает ефрейтор Святкин в «Аты-баты, шли солдаты», и когда Нина Ургант поет «Десятый наш, десантный батальон». Почему так? Возможно, фильмы тех лет действительно были искреннее. Мы сделали подборку 15 лучших фильмов о войне 1941 - 1945 гг, с высокими рейтингами, снятых в СССР.

1. «А зори здесь тихие…» (1972)

«А зори здесь тихие…» (1972)
Режиссер Станислав Ростоцкий фото
«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Станислав Ростоцкий

Великий фильм бывшего фронтовика Станислава Ростоцкого. Его, тяжело раненого, вытащила с поля боя (то есть попросту спасла) молоденькая медсестричка, и именно ей он посвятил свой фильм. Вообще, «Зори…» берут своей жгучей сентиментальностью: невозможно остаться равнодушным, глядя, как одна за другой погибают совсем юные девочки, не успевшие еще толком пожить. И боевых действий в кадре почти нет, зато есть мечты о любви, и будущем, которого, как мы знаем, у них не будет – Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Женька Комелькова уйдут одна за другой. «Кому читаешь-то? - Никому. Себе. - А чего же в голос? - Так ведь стихи».

Ремейк Рената Давлетьярова, 2015 года, и близко не приблизился к народной популярности оригинала.

2. «Аты-баты, шли солдаты» (1976)

«Аты-баты, шли солдаты» (1976)
Режиссер Леонид Быков фото
«Аты-баты, шли солдаты» (1976) Режиссер Леонид Быков
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Леонид Быков

В отличие от Ростоцкого, Быков не воевал – но рвался на фронт мальчишкой. Он несколько раз пытался поступить в летное училище, в 1942-м и в 1945-м, но в первый раз его, четырнадцатилетнего, не взяли из-за возраста, а во второй – потому что война почти закончилась. Может, из-за своего нереализованного желания сбежать на фронт, Быков сделал войну главной темой своих фильмов, выступая в них в роли патриарха, наставника совсем юных мальчиков. «Аты-баты…»  основаны на реальной истории «украинских панфиловцев», противотанковского взвода под командованием лейтенанта Петра Широнина (правда, в жизни он был постарше старшеклассника «Суслика»). Как и взвод «Суслика» (Игорь Суслин – его сыграл Владимир Конкин), «широнинцы» погибли все.

3. «Баллада о солдате» (1959)

«Баллада о солдате» (1959)
Режиссер Григорий Чухрай фото
«Баллада о солдате» (1959) Режиссер Григорий Чухрай
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Григорий Чухрай

За два подбитых немецких танка 19-летнего Алешу Скворцова представляют к ордену, но он просит вместо награды возможность на несколько дней поехать домой, к маме. В итоге маму он увидит, но всего несколько минут – потому что отпущенное время отдаст другим, совершенно незнакомым людям, которым нужна его помощь.

Григорий Чухрай не скрывал, что снимал «Балладу» с расчетом на европейский прокат и фестивальные призы – образ советского-героя освободителя был еще жив в сознании, и он максимально его романтизировал. Невероятной удачей было найти на роль Алеши 19-летнего студента ВГИК Володю Ивашова – трогательный, мечтательный интеллигент, он был в жизни таким же, как и придуманный им герой на экране.

4. «Белорусский вокзал» (1971)

«Белорусский вокзал» (1971)
Режиссер Андрей Смирнов фото
«Белорусский вокзал» (1971) Режиссер Андрей Смирнов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Андрей Смирнов

Еще один фильм о войне, но без войны. Сюжет знаком абсолютно всем: спустя четверть века после Победы, четверо бывших фронтовиков встречаются, чтобы похоронить своего бывшего командира. В оригинальном сценарии главным был конфликт нового поколения – и «стариков», но режиссер, Андрей Смирнов, сделал эту идею фильма второстепенной. В конце концов из юных героев запоминаются не ресторанные раздолбаи, а совсем молоденькая девочка, которую играет Маргарита Терехова – она крепко спит, даже когда за окном гремит праздничный салют. И. конечно, все знают наизусть песню, которую Булат Окуджава написал специально для фильма, и которую Нина Ургант, поет без единой слезинки.

5. «Женя, Женечка и «катюша» (1967)

«Женя, Женечка и «катюша» (1967)
Режиссер Владимир Мотыль фото
«Женя, Женечка и «катюша» (1967) Режиссер Владимир Мотыль
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Владимир Мотыль

Пожалуй, самый легкий фильм о войне – несмотря на трагедийную концовку и тяжелую прокатную судьбу. Владимиру Мотылю далось показать войну глазами нескладного мальчика с Арбата, бесконечно далекого от армейской дисциплины – собственно, таким был автор сценария Булат Окуджава, по чьей повести и снят фильм. Да, Женя Колышкин – это Булат, и его влюбленность в связистку Женечку – это реальная и трагическая влюбленность поэта на фронте.

Ожидаемо, что фильм не понравился чиновникам, и был признан идеологически вредным. Женя Колышкин напивается, переходит линию фронта, и попадает к немцам? Немцы его отпускают? Какие, к черту, конфеты «Клубника со сливками», какие «Капли датского короля»? Однако же когда фильм все же добрался до зрителя, он покорил всех – именно тем контрастом, который показан между войной и мирной жизнью.

6. «Дом, в котором я живу» (1957)

«Дом, в котором я живу» (1957)
Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель фото
«Дом, в котором я живу» (1957) Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель

Редкий пример фильма, в котором война идет фоном, показывая, как она изменила (и продолжает менять) несколько поколений советских людей. Действие начинается в 1935-м, в новенькой коммунальной квартире, куда вселяется несколько семей. Проблемы у них самые обычные, как у всех, можно сказать, даже мелкобуржуазные (фильм снимался в разгар «оттепели», это уже разрешалось). Красавица Лидочка не любит своего мужа геолога, и изменяет ему с военным, юная Галя мечтает стать актрисой, хотя таланта у нее явно не хватает, у кого-то подрастают дети… Но потом война расставляет свои приоритеты: девочка, мечтавшая стать актрисой, не возвращается с фронта, а военный, ставший героем и орденоносцем, получает отказ от своей Любы, которая стала вдовой простого солдата. Тот самый фильм, который помогает понять, почему тема войны не отпускает нас до сих пор.

7. «Жила-была девочка» (1944)

«Жила-была девочка» (1944)
Режиссер Виктор Эйсымонт фото
«Жила-была девочка» (1944) Режиссер Виктор Эйсымонт
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Виктор Эйсымонт

Уникальный фильм, снятый в Ленинграде сразу после того, как прорвали кольцо блокады – то есть война была в самом разгаре, и ее итог был неясен. Еще больше потрясают дети-актеры – история в фильме рассказана с точки зрения маленькой девочки, которая теряет маму, едва не погибает при бомбежке, но при этом еще находит силы заботиться о совсем крошечной подруге. Главные роли – у девятилетней Нины Ивановой (которая прославится позже фильмом «Весна на Заречной улице») и четырехлетней (вы только вдумайтесь!) Наташи Защипиной.

Если хотите, чтобы ваши дети поняли, чем была война, покажите им эту картину обязательно.

8. «Завтра была война» (1987)

«Завтра была война» (1987)
Режиссер Юрий Кара фото
«Завтра была война» (1987) Режиссер Юрий Кара
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Юрий Кара

Дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары, совершенно не похожая на патриотические эпики Мосфильма и Ленфильма. Мы бы сказали, что это последний хороший фильм о войне советской эпохи, в котором, как во многих подобных фильмах, война осталась за кадром. Девятый класс обычной московской школы, осень 1939 года. На общем собрании завуч требует от одной из школьниц отказаться от своего отца, только что арестованного и отправленного на Лубянку. Девочка отказывается, за что ее исключают из комсомола. Не выдержав позора, она кончает жизнь самоубийством, а ее отец, «враг народа», неожиданно возвращается домой.

Война случится только два года спустя, но фильм наглядно показывает, почему в этой войне мы победили. Потому что на фронт уходили вчерашние дети с обостренным чувством справедливости, и умением дать отпор даже в самых жестоких обстоятельствах.

Поскольку фильм Юрия Кары был студенческой работой, все актеры в нем снимались бесплатно – включая Сергея Никоненко и Веру Алентову.

9. «Иваново детство» (1962)

«Иваново детство» (1962)
Режиссер Андрей Тарковский фото
«Иваново детство» (1962) Режиссер Андрей Тарковский
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Андрей Тарковский

Ранний фильм Андрея Тарковского, также, как и фильм Эйсымонта, рассказывает о войне глазами ребенка. Если режиссер берется за эту опасную тему, ему нужно найти гениального мальчика или девочку, не меньше – и Тарковский такого нашел. Мальчика Ивана сыграл 15-летний Коля Бурляев. «Иваново детство» - потрясающее смешение жестокой реальности и прекрасных детских снов, которые даже во время войны не превращаются в кошмары. Фильм Тарковского собрал огромный букет международных призов, включая «Золотого льва» в Венеции, но в советских кинотеатрах появился лишь четыре года спустя. Им вдохновились десятки современных режиссеров и философов, включая Ингмара Бергмана и Жан-Поля Сартра.

10. «Иди и смотри» (1985)

«Иди и смотри» (1985)
Режиссер Элем Климов фото
«Иди и смотри» (1985) Режиссер Элем Климов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Элем Климов

Смотреть этот фильм надо, хотя и подчас совершенно невыносимо – Климов показал войну как ад, куда спускается юный «Данте», шестнадцатилетний подросток Флера. Действие происходит в течение всего только двух дней, но за эти два дня мальчик, оказавшийся в эпицентре нацистской карательной акции, буквально превращается в старика – его волосы седеют, его лицо покрывается морщинами. Он своими глазами видит, как сжигают заживо крестьян, как насилуют женщин, и бросают младенцев на сьедение овчаркам. В ставшем знаменитом финале он раз за разом расстреливает портрет Гитлера, останавливаясь только тогда, когда видит перед собой портрет Гитлера-младенца (и в этом милосердии, несмотря ни на что – главная идея фильма).

Для актера Алексея Кравченко роль Флеры так и осталась самой глубокой и самой психологически сложной во всей его карьере. Но хочется сказать еще вот что: после фильма Климова действительно очень сложно воспринимать «приукрашенные» мелодрамы, или уж тем более комедии о войне.

11. «Летят журавли» (1957)

«Летят журавли» (1957)
Режиссер Михаил Калатозов фото
«Летят журавли» (1957) Режиссер Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Михаил Калатозов

Еще один фильм о войне «с человеческим лицом», снятый в хрущевскую «оттепель». Но Хрущев фильма не оценил, назвав главную героиню «шлюхой» - просто потому, что Вероника в исполнении Татьяны Самойловой не дождалась с фронта жениха, и стала женой его брата. В жизни такие истории не были редкостью, но рассказывать о них на большом экране было негласно запрещено. Однако именно за человечность истории и за отсутствие пафоса зрители полюбили «Журавлей». Что касается Татьяны Самойловой, то она станет звездой, ей будут предлагать роли в Европе и Голливуде, но по настоянию Минкульта она откажется, и вернется на родину, чтобы сыграть еще одну «падшую женщину», Анну Каренину.

12. «Машенька» (1942)

«Машенька» (1942)
Режиссер Юлий Райзман фото
«Машенька» (1942) Режиссер Юлий Райзман
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Юлий Райзман

Почти забытый у нас бриллиант советского кино, тоже снятый в разгар войны. Телеграфистка Машенька влюблена в своего соседа Алешу Соловьева, но он предпочитает ей более эффектных девушек. Начинается война, они оба оказываются на фронте, случайно встречаются, и Алеша, наконец, понимает, какого счастья он лишился – но уже поздно.

«Тихий шедевр», в котором сыграла свою единственную звездную роль Валентина Караваева, актриса удивительной и трагической судьбы.

13. «Судьба человека» (1959)

«Судьба человека» (1959)
Режиссер Сергей Бондарчук фото
«Судьба человека» (1959) Режиссер Сергей Бондарчук
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Сергей Бондарчук

Возможно, лучший фильм Сергея Бондарчука (что показательно, это его режиссерский дебют). Он сам же сыграл главную роль – шофера Андрея Соколова, который сражается на фронте, попадает в концлагерь, бежит из него, возвращается домой, чтобы узнать, что вся его семья, и жена, и дети, погибли. Уже после войны он случайно встречает мальчика-сироту, и говорит, что он и есть его папа – обретая с этими словами новый смысл в жизни.

Андрей Соколов – собирательный образ советского человека, прошедшего все ужасы войны и сумевшего, тем не менее, сохранить себя. Фильм снят по рассказу Михаила Шолохова, бывшего военкором, и потерявшего во время бомбежек мать.

14. «Восхождение» (1976)

«Восхождение» (1976)
Режиссер Лариса Шепитько фото
«Восхождение» (1976) Режиссер Лариса Шепитько
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Лариса Шепитько

Не столько военная драма, сколько притча по рассказу Василя Быкова «Сотников». Два партизана попадают в плен – но один из них выдержит все пытки, а другой выберет иной путь. Название картины, придуманное мужем режиссера, Элемом Климовым, неслучайно – несколько виселиц на возвышении, предательство бывшего друга, наконец, иконописное лицо главного героя (его сыграл Борис Плотников), отсылают нас к «той самой» великой книге. Но место действия тут – оккупированная фашистами Белоруссия, зимой 1942 года, а вместо римских легионеров – немецкие палачи.

15. «Двадцать дней без войны» (1976)

«Двадцать дней без войны» (1976)
Режиссер Алексей Герман  фото
«Двадцать дней без войны» (1976) Режиссер Алексей Герман
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Режиссер Алексей Герман

Юрий Никулин в очень необычной для себя драматической роли - он играет фронтового журналиста, который пытается вернуться к мирной жизни, хотя бы на три недели отпуска в Ташкенте. По сути, он играет Константина Симонова, чьи повести легли в основу сценария – самому Симонову «негероическая» внешность Никулина очень нравилась, и это он отстоял перед худсоветом его кандидатуру. Еще одно открытие – Людмила Гурченко, которая тоже играет свою роль Нины «на сопротивление» - Герман предпочел Гурченко Алле Демидовой. Сам Герман всегда снимал свои фильмы о «негромкой» войне, без бомбежек и взрывов, от чего они не становились менее пронзительными.

Новости партнеров