Остановить любой ценой: 10 фильмов о диверсантах Великой Отечественной войны

Боевая разведка в деле — рассказываем, какие фильмы о военных диверсиях стоят внимания.
Никита Лазаренко
|
29 Апреля 2021
«Звезда», реж. Николай Лебедев, кино
«Звезда», реж. Николай Лебедев
Фото: Кадр из фильма

Как ни странно, фильмов про разведчиков-диверсантов на ВОВ не так много, как шпионских детективов и историй обычных солдат и офицеров. Возможно, дело в более тяжелых съемках, когда нельзя ограничиться красивыми интерьерами, напряженными диалогами и человеческой драмой. Возможно — в непростой драматургии.

Тем не менее картин о диверсантах, рискующих своей жизнью, чтобы подорвать планы нацистов, снято достаточно — как в СССР, так и в России. В списке ниже — самые интересные из них.

«Отряд специального назначения» (1987), реж. Георгий Кузнецов

, кино
«Отряд специального назначения», реж. Георгий Кузнецов
Фото: Кадр из фильма

Многосерийная экранизация повести «Это было под Ровно», снятая Георгием Кузнецовым, отметившимся не одним фильмом о ВОВ. Среди его картин — «И ты увидишь небо» и «Сын полка». 

Автор первоисточника, Дмитрий Медведев, в реальной жизни возглавлял разведывательно-диверсионную опергруппу «Митя», которую забросили в немецкий тыл в 1941 году. 

Медведев фигурирует и в сериале — его партизанский отряд, получивший здесь название «Победители», должен лететь в город Ровно, где будет готовить диверсионные операции и собирать информацию о вражеской армии. Вместе с »Победителями» на задание отправляется разведчик Грачев, который должен выдать себя за немецкого офицера. Две сюжетные линии идут параллельно.

Прототипом Грачева послужил Николай Кузнецов — разведчик, которому удалось расправится с 11 генералами и чиновниками нацистской Германии. 

«Взорванный ад» (1967), реж. Иван Лукинский

 «Взорванный ад», реж. Иван Лукинский, кино
«Взорванный ад», реж. Иван Лукинский
Фото: Кадр из фильма

История, которая переворачивает концепцию фильма о диверсантах с ног на голову. Да, в центре сюжета именно русские диверсанты, но на службе у нацистской армии. Их набирали из числа военнопленных разведчиков, тщательно обучали и забрасывали в советский тыл. Вот только в итоге те стали двойными агентами, содействующими НКВД.

Об этих событиях и рассказывает фильм «Взорванный ад», основанный на пьесе «Камешки на ладони». Николай Смеречинский, прототип главного героя, подтвердил правдивость фильма, который в Советском Союзе посмотрело 26 млн человек.

«…А зори здесь тихие» (1972), реж. Станислав Ростоцкий

 «...А зори здесь тихие», реж. Станислав Ростоцкий, кино
«...А зори здесь тихие», реж. Станислав Ростоцкий
Фото: Кадр из фильма

Поговорим об оригинальной адаптации одноименной повести Бориса Васильева, вышедшей в 1972 году. Диверсанты тут немецкие, а против них ведут неравный бой пять зенитчиц и их старшина. Как повесть, так и фильм стали классикой, экранизацию посмотрело 66 миллионов человек. 

Сейчас к сюжету «Зорь» некоторые стали относиться критичнее: действительно, основная функция главных героинь здесь — трагично умереть, а основные успехи принадлежат непосредственно старшине Васкову, так что слабость женщин на войне только подчеркивается. Это еще более заметно в более свежей экранизации, которая вышла в 2015 году и сохранила общую сюжетную канву. 

Смотреть фильм тем не менее можно, делая скидку на устаревшие взгляды авторов и ради любопытной концепции.

«В августе 44…» (2001), реж. Михаил Пташук

 «В августе 44...», реж. Михаил Пташук, кино
«В августе 44...», реж. Михаил Пташук
Фото: Кадр из фильма

Популярный детективный боевик 2001 года, задумывавшийся как адаптация книги «Момент истины» писателя и военного добровольца Владимира Богомолова, служившего в том числе в СМЕРШе. 

По сюжету, главным героям, агентам контрразведки, необходимо найти вражеских шпионов и уничтожить их. Несмотря на то, что сценарий для фильма писал сам Богомолов, он попросил убрать свое имя из титров — многие эпизоды картины ему показались провальными, а обещанных пересъемок так и не было. 

И все же получившийся в результате фильм понравился многим, получил хорошие зрительские оценки, и о нем до сих пор вспоминают как о хорошей военной картине.

«Шёл четвёртый год войны» (1983), реж. Георгий Николаенко

 «Шёл четвёртый год войны», реж. Георгий Николаенко, кино
«Шёл четвёртый год войны», реж. Георгий Николаенко
Фото: Кадр из фильма

Как видно, чаще всего у военных фильмов есть литературная основа, и лента «Шёл четвёртый год войны» не исключение. Это экранизация повести «Тайна глухого леса» писателя Александра Беляева. 

Название первоисточника передает суть фильма точнее. Главным героям, разведывательной группе советской армии, выделено трое суток, чтобы перед основной атакой понять, что происходит в лесной немецкой спецзоне. 

Из-за проблем во время операции, руководство группой берет на себя Надежда Мороз, которой нужно сорвать планы немцев. В наши дни фильм гораздо более популярен, чем многие ленты о Великой Отечественной, хотя некоторые зрители считают его слишком глянцевым и наивным. Те же, кто сумел смириться с условностями, отмечают напряженный сюжет и отличный актерский состав.

«В двух шагах от «Рая» (1984), реж. Тимур Золоев»

 «В двух шагах от «Рая», реж. Тимур Золоев, кино
«В двух шагах от «Рая», реж. Тимур Золоев
Фото: Кадр из фильма

«Рай» из названия — это немецкий склад урановой руды в украинский Карпатах. После трех неудачных попыток помешать фашистам и уничтожить склад, советское командование предпринимает еще одну. Миссия опасная и практически невыполнимая, но герои фильма, конечно же, отважно за нее берутся. 

В отличие от многих военных фильмов, «В двух шагах от «Рая» не претендует на серьезность — это просто развлекательная приключенческая картина по роману Сергея Наумова «На расстоянии крика».

«Тройной прыжок «Пантеры» (1986), реж. Лейла Аранышева

 «Тройной прыжок «Пантеры», реж. Лейла Аранышева, кино
«Тройной прыжок «Пантеры», реж. Лейла Аранышева
Фото: Кадр из фильма

Один из немногих фильмов, посвященных казахстанцам в Великой Отечественной войне. Капитан, приехавший в увольнительную в родной Казахстан, вынужден помочь НКВД найти немецких диверсантов. Он собирает разношерстную опергруппу, которая ценой своих жизней останавливает операцию «Пантера».

Исполнитель главной роли Абдрашид Абдрахманов — не профессиональный актер, а боксер, на момент съемок уже два раза ставший чемпионом СССР. 

Любопытно, что «Пантера» не была экранизацией, хотя в ее основе якобы лежали реальные события. Какие — остается загадкой, поскольку точного соответствия описанному сюжету не нашли. 

«Звезда» (2002), реж. Николай Лебедев

«Звезда», реж. Николай Лебедев, кино
«Звезда», реж. Николай Лебедев

В начале нулевых будущий режиссер «Экипажа» и «Легенды №17» снял военный фильм «Звезда», вторую экранизацию повести Эммануила Казакевича, которую уже адаптировали в 1949 году. 

Картина рассказывает о группе разведчиков с позывным «Звезда», которые выполняют задание по сбору информации, но вскоре вступают в неравный бой с противником. 

История получилась драматичнее реальных событий, ее вдохновивших, а один из прототипов главных героев Иван Мещеряков, как водится, «Звезду» раскритиковал за неточность. Зрителям фильм, напротив, понравился, и именно с него началась кинокарьера актера Игоря Петренко. 

«Март-апрель» (1943), реж. Василий Пронин

 «Март-апрель», реж. Василий Пронин, кино
«Март-апрель», реж. Василий Пронин
Фото: Кадр из фильма

Снова экранизация — на киноязык перенесен рассказ Вадима Кожевникова, того самого, который написал «Щит и меч». В центре внимания — диверсанты-парашютисты, выполняющие приказ уничтожить склад авиационных бомб. Но на этом их вылазка не заканчивается. 

Рассказ-первоисточник проходили в школе, а сам фильм отправился в производство почти сразу после его публикации, так что цель фильма была не столько рассказать историю, сколько вдохновить население. Этим и интересен. 

«Их знали только в лицо» (1966), реж. Антон Тимонишин

 «Их знали только в лицо», реж. Антон Тимонишин, кино
«Их знали только в лицо», реж. Антон Тимонишин
Фото: Кадр из фильма

Фильм, попавший в список самых популярных в советском прокате, рассказывает о партизанском отряде, регулярно устраивающем диверсии в оккупированном нацистами порту. Стоит ли говорить, что это тоже адаптация: в основе ленты лежит повесть Эдуарда Ростовцева «Час испытаний». 

На экране — умные немцы, хитрые партизаны и напряженный сюжет. Фильм снимали в Одессе, так что стоит ожидать красивые локации и пейзажи. Сегодня фильм смотрится не слишком серьезно, но хорошо передает настроение кинематографа своего времени. 

Новости партнеров