Без «Оскара», но в сердце зрителя: культовые фильмы, у которых нет главной награды Голливуда

Американская киноакадемия не оценила ни «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, ни даже «Космическую одиссею» Стенли Кубрика.
Анастасия Седова
|
26 Апреля 2021
«Криминальное чтиво» (1994) фото
«Криминальное чтиво» (1994)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Накануне американская киноакадемия раздала «Оскары», ожидаемо отметив драмы «Земля кочевников» и «Отец», а также мультфильм «Душа». За бортом остались «Девушка, подающая надежды», «Минари» и многие другие хорошие картины. Однако наличие заветной золотой статуэтки «За лучший фильм» вовсе не даёт мирового признания, а ее отсутствие не говорит о том, что фильм будет забыт зрителем. Мы решили вспомнить, какие ленты в свое время были обделены главным оскаровским призом, однако все равно стали культовыми.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017) фото
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Пару лет назад члены Американской киноакадемии навлекли на себя гнев многих зрителей, оставив без «Оскара» наиболее драматичный, правдивый и человечный фильм 2017 года. Эта история борьбы за справедливость американки Милдред Хейс (Френсис МакДорманд), в одиночку пытающейся найти убийцу собственной дочери, запала в душу многим зрителям и критикам. Однако награду «За лучший фильм» в тот год у нее отняла фантастическая и атмосферная «Форма воды» Гильермо дель Торо. А режиссер «Трех билбордов» Мартин МакДона, сумевший перенести столь драматичный сюжет на экран без пафоса, но с юмором, остался без «Оскаров» вообще.

Но мы все равно любим этот пронзительный фильм с гениальным актерским составом и без зазрения совести можем назвать его одной из лучших картин прошедшего десятилетия.

«Ла-Ла Ленд» (2016)

«Ла-Ла Ленд» (2016)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

За год до истории с «Тремя билбордами» на «Оскаре» разыгралась еще одна драма. Мало того, что восхитивший любителей кино по всему миру мюзикл Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Денд» не взял главный приз на «Оскаре», так над его создателями еще и слегка поиздевались, подсунув на церемонии не тот конверт с названием фильма-победителя. В итоге заветную статуэтку получила драма «Лунный свет» о темнокожих гомосексуалах, но «Ла-Ла Ленд», безусловно, запомнился зрителям намного лучше.

Этот легкий мюзикл рассказывает о любви старлетки, мечтающей о карьере в Голливуде, и талантливого джазового пианиста. Встретившись и полюбив друг друга, они должны сделать сложный выбор между отношениями и погоней за мечтой.

Тогда, в 2016 году, «Ла-Ла Ленд» будто воплотил в себе ностальгию и тоску мирового зрителя по просто хорошему, немного наивному, но обреченному на успех голливудскому мюзиклу.

«Искупление» (2007)

«Искупление» (2007) фото
«Искупление» (2007)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Драма о взрослении и ответственности писателя, умело замаскированная под военный фильм и снятая по книге Иэна Макьюэна, по сей день считается одной из лучших актерских работ Джеймса МакЭвоя, Киры Найтли и Сирши Ронан. Она повествует о тринадцатилетней фантазерке Бриони Таллис, неосознанно разлучившей собственную старшую сестру с возлюбленным аккурат перед Второй мировой. Став свидетельницей изнасилования, она обвиняет садовника и своего лучшего друга Робби, из-за чего тот несправедливо попадает в тюрьму. Взрослеющей героине предстоит осознать ошибку и искупить вину за разрушенные судьбы дорогих для нее людей в декорациях войны и множества смертей.

«Искупление» было выдвинуто на «Оскар» в доброй половине номинаций, но, как это часто бывает, получило только символическую награду за лучший саундтрек.

«Нефть» (2007)

«Нефть» (2007) фото
«Нефть» (2007)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Калифорния, 1920-е годы. В Америке вовсю идет освоение нефтяных запасов кучкой дельцов и авантюристов. На фоне активно развивающейся новой отрасли свою американскую мечту воплощает жестокий и беспринципный предприниматель Плэйнвью. «Нефть» – история его головокружительного взлета и духовной смерти.

Даже странно, что режиссер Пол Томас Андерсон, горячо любимый Американской киноакадемией, в этот раз остался без «Оскара». Хотя, будем честны, с победившей в тот год картиной братьев Коэнов «Старикам тут не место» тягаться было невероятно сложно. Зато свою награду заслуженно унес Дэниэл Дэй-Льюис, виртуозно и слегка демонически сыгравший одержимого нефтяника. «Нефть» же свою славу получила так или иначе – лента то и дело включается разными критиками и изданиями в рейтинг лучших фильмов XXI века.

«Властелин колец: Братство кольца» (2001) и «Властелин колец: Две крепости» (2002)

«Властелин колец: Две крепости» (2002) фото
«Властелин колец: Две крепости» (2002)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Да-да, из всех трех картин культовой трилогии Питера Джексона о Фродо и кольце «Оскар» в номинации «За лучший фильм» получила только заключительная часть «Возвращение короля» – вместе с десятью другими статуэтками.

Пересказывать сюжет, пожалуй, было бы нелепо – все мы помним хоббитов, Гэндальфа, Арагорна и других любимых многими героев. Вопрос о культовости этих фильмов, открывших новую эру блокбастеров в начале нулевых, тоже поднимать излишне. Отметим только, что так виртуозно отразить на экране абсолютно фэнтезийный мир не удавалось, наверное, никому после Джексона. Даже самому Джексону, чьи вышедшие уже в 2010-х «Хоббиты» значительно уступают первой трилогии почти по всему пунктам – от атмосферности и ламповости до привязанности зрителя к персонажам.

«Криминальное чтиво» (1994)

«Криминальное чтиво» (1994) фото
«Криминальное чтиво» (1994)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Ну как, в голове уже играет Чак Берри, а ноги сами пляшут твист по примеру Умы Турман и Джона Траволты? В это сложно поверить, но надо признаться, что «оскаровская» публика в свое время не поддалась флеру «Криминального чтива» и снисходительно вручила фильму награду только за сценарий.

Квентину Тарантино вообще как-то мало везет с «Оскарами» – сколько бы его ни номинировали, в итоге режиссер остается без главной статуэтки этой привередливой кинопремии. Ну, да все это «буллшит» (ерунда) – так сказал бы сам мастер. Да и зачем ему «Оскары» за «Криминальное чтиво», когда есть «Золотая пальмовая ветвь» и упоминание почти во всех учебниках по искусству режиссуры?

«Общество мертвых поэтов» (1989) и «Клуб «Завтрак» (1985)

«Общество мертвых поэтов» (1989) и «Клуб «Завтрак» (1985) фото
«Общество мертвых поэтов» (1989) и «Клуб «Завтрак» (1985)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Два фильма-взросления, вышедших с разницей в четыре года, роднит не только свежий взгляд на подростковые проблемы самоопределения и отношений отцов и детей, но и тот факт, что ни у одного из них нет главного «Оскара». А ведь тот же «Клуб «Завтрак» в 80-е, что называется, порвал все возможные стереотипы вроде «маленькие детки – маленькие бедки» и изобразил школьников современными романтиками, ищущими свое место во враждебном мире.

Что ж, сейчас уже поздновато осуждать киноакадемию за такую недальновидность. «Карпэ диэм» («лови мгновение») – как учил герой Робина Уильямса в «Обществе мертвых поэтов». Оставляем обиды и двигаемся по списку дальше.

«Апокалипсис сегодня» (1979)

«Апокалипсис сегодня» (1979) фото
«Апокалипсис сегодня» (1979)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Кто-то на «Оскаре» явно не любит запах напалма по утрам, раз обделил лучшую картину в карьере Фрэнсиса Форда Копполы заслуженным призом. В «Апокалипсисе» культовым можно назвать абсолютно все – от Марлона Брандо в образе спятившего полковника Курца до легендарной песни The Doors «The end» в саундтреке.

Картинка, сценарий и музыка в этом фильме завораживают и погружают в состояние медитации. А ведь речь вообще-то идет о войне во Вьетнаме, бомбежках и неоправданной жестокости. Этот парадокс «Апокалипсиса» заставляет восхищаться работой Копполы до сих пор – а еще вопрошать: «Где же «Оскар»?»

«2001 год: Космическая одиссея» (1968)

«2001 год: Космическая одиссея» (1968) фото
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Рассуждения Стэнли Кубрика на тему будущего человечества и его обязательного противостояния с искусственным интеллектом (кстати, намного раньше «Терминатора») тоже не впечатлили его коллег по ремеслу. Все, что досталось «Одиссее» – приз за визуальные эффекты. И странно было бы, не получи режиссер хотя бы эту награду.

Кубрик – режиссер изобретатель и новатор, его работа со спецэффектами в то время, когда компьютерной графики и гринскрина не было и в помине, вызывает желание преклонить колено перед гением. «2001 год: Космическая одиссея» – тот самый случай, когда во время просмотра невозможно поверить, что перед нами фильм 1968 года. А ведь визуальная составляющая занимает только малую долю от общей легендарности этого глубоко философского фильма.

Новости партнеров