7 лучших фильмов с библейскими сюжетами

В нашей подборке киноленты разных жанров – от детского мультфильма до аллегорического арт-хауса от Даррена Аронофски.
Анастасия Седова
|
03 Мая 2021
«Последнее искушение Христа», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

2 мая в этом году все православные отпраздновали необычайно позднюю по привычным меркам Пасху. Разбивая крашеные яички и уплетая куличи, самое время посмотреть что-нибудь по теме праздника. Как раз для этого мы вспомнили несколько отличных фильмов с библейскими мотивами – от детского мультфильма до аллегорического арт-хауса от Даррена Аронофски.

«Последнее искушение Христа», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Смелая трактовка основополагающего образа христианства от Мартина Скорсезе. Режиссер родился и вырос в семье ревностных католиков, получил христианское образование и сам бы мог найти себя в служении Богу, если бы не любовь к кино. Однако библейской мифологии в его фильмах и без этого достаточно – в той или иной мере тема веры появляется почти в любом фильме Скорсезе от «Таксиста» до «Молчания».

В «Последнем искушении Христа» же режиссер обращается к ней напрямую. Иисус в исполнении Уиллема Дефо – фигура двойственная и противоречивая. Он сотрудничает с римскими властями и создает те самые кресты, на которых распинают нареченных преступников. В общем, ничто людское этому Христу не чуждо, что и вызвало в свое время жаркие споры в консервативных кругах: в России, к примеру, даже в 1997 году требовали запретить показ картины по НТВ.

«Страсти Христовы», реж. Мел Гибсон
Фото: Кадр из фильма

Еще более скандальная, чем фильм Скорсезе, попытка переосмыслить события 2000-летней давности. Правда, на этот раз споры связаны с чрезмерной натуралистичностью сцены казни Иисуса Христа, а многие зрители даже окрестили картину садистской.

Однако надо держать в уме, что режиссер фильма Мэл Гибсон – истый христианин. Для него было невероятно важно через экран передать всю боль, которую перенес Спаситель для искупления грехов человечества, и, возможно, через катарсис привить новому поколению понимание сути христианства.

В остальном же «Страсти Христовы» – практически идеальное хронологическое воспроизведение событий последних 12 часов жизни Иисуса Христа. Критики и историки сочли эту картину самой аутентичной в своем роде. Тут ничего странного: Гибсон заставил актеров произносить диалоги на древнеарамейском языке и латыни, а на роль Христа был взят актер Джеймс Кэвизел, которому на момент начала съёмок исполнилось 33 года. Его, кстати, даже хлыстом били по-настоящему.

«Иисус Христос — суперзвезда», реж. Норман Джуисон
Фото: Кадр из фильма

Экранизация культового мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера, метафорически объясняющего природу Христа путем сравнения с популярностью современной рок-звезды. С точки зрения следования уэбберовским традициям в фильме все совершенно по канону.

Трагический библейский сюжет здесь переплетается с элементами иронии и даже комедии, в новозаветные декорации же вклиниваются фрагменты современности. Так, Иисус тут – бодрый и слегка нагловатый, Иуду играет темнокожий актер (как неполиткорректно!), в руках римских солдат оказываются немецкие автоматы, а жители Иерусалима одеты как типичные посетители рок-фестивалей. Однако и о важности всего происходящего авторы ни на секунду не забывают, вовремя включая серьезные мины.

«Принц Египта», реж. Бренда Чапман, Стив Хикнер, Саймон Уэллс
Фото: Кадр из мультфильма

От Нового завета переходим к Старому – в центре сюжета мультфильма производства студии DreamWorks теперь не Иисус, а Моисей. В отношении следования библейскому сюжету тут все вроде бы по канону, пусть и с поправкой на детскую аудиторию. Хотя авторы не побоялись вставить в мультфильм даже тот жестокий эпизод с убийством египетских первенцев, трактовав его как необходимое зло.

Традиционно для анимационных картин в «Принце Египта» много красок, чудес и музыкальных композиций. За последнее мультфильм даже отхватил вполне заслуженный «Оскар».

«Мария Магдалина», реж. Гарт Дэвис
Фото: Кадр из фильма

Все та же история Иисуса Христа, но рассказанная теперь женским голосом – Марии Магдалины (Руни Мары). В картине Гарта Дэвиса она вовсе не бывшая жрица любви, но падшая женщина – поскольку отказалась выйти замуж и покинула семью, ради странствий с Мессией.

Феминизм тут бьет из всех щелей, но, честно говоря, психологизму картины это не вредит. На тонком эмоциональном уровне фильм объясняет: во многом понять Христа (Хоакина Феникса) из всех учеников и будущих апостолов смогла лишь Магдалина. Новый мир придет вместе со Страшным судом, но происходить это будет внутри каждого отдельно взятого человека. А апостолы начали строить храмы и контролировать государства. 

«мама!», реж. Даррен Аронофски
Фото: Кадр из фильма

Фильм-аллегория о сущности Творца и его отношений со своими творениями. Режиссер Даррен Аронофски довольно давно ретранслирует отдельные библейские мотивы в своих картинах, но в последних лентах решил обратиться к этим сюжетам прямо. И если его «Ной» показался аудитории фильмом проходным, то «мама!» привлекла внимание как массовой, так и фестивальной аудитории.

Сочетание хоррора и притчи в одном большом метафорическом котле заставляет зрителя вздрагивать и ломать голову над смыслом этого послания одновременно. При этом суть начинает улавливаться только со второй половины фильма, когда на экране начинает происходить совсем уж сюрреалистическое действо. Отличный актерский состав «мамы!» (Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис и Мишель Пфайффер) подсвечивается с помощью завораживающей работы оператора. Да и в целом последний на данный момент фильм Аронофски – зрелище любопытное. Независимо от того, посмотрите вы его ради притчевости или саспенса.

«Житие Брайана по Монти Пайтону», реж. Терри Джонс
Фото: Кадр из фильма

Пожалуй, самый смелый пункт нашего нынешнего списка – совместный проект знаменитых комиков из «Монти Пайтон» и легендарной ливерпульской четверки, точнее одного из них, на тот момент уже экс-»битла» Джорджа Харрисона. Забавно, что Харрисон всегда считался самым духовным в The Beatles, но не пожалел 4 млн кровных на продюсирование острой абсурдистской сатиры на католицизм.

«Пайтоны» одними из первых на телевидении и в кино (в литературе до них это понимали очень многие) поняли и воплотили очень важную вещь. Для того, чтобы быть по-настоящему смешным, нужно разрушать святая святых, нужно разрушать основы, нужно разрушать самые бесспорные вещи. Потому что высмеять премьер-министра или королеву это всякий может. Это просто. Или высмеять какую-то там систему полицейского надзора в Великобритании... В «Житии Брайана» всё очень серьезно. Там высмеивается, собственно, Евангелие», – писал об этом фильме Антон Долин.

Надо ли говорить, что и на комиков, и на Харрисона после выхода ленты ополчилось все тогда еще достаточно религиозное британское общество. Конец у этого скандала, правда, хороший: «пайтоны» вошли в историю должным образом, а продюсерская компания Харрисона продолжила финансировать авторские проекты, самым ярким из которых позднее станут «Карты, деньги, два ствола».

Новости партнеров