Этот материал нам помогли подготовить психологи детского сада «Школа Сотрудничества» Крючкова Оксана Викторовна и Тулушева Юлия Юрьевна, а также герой мультсериала «Тикабо» Воспитатель Ня. Мы узнаем, как поощрять самостоятельную игру и какие преимущества это дает для развития ребенка.
Когда ваш малыш играет один, он развивает самостоятельность и повышает творческий потенциал. А еще это отличная возможность для вас передохнуть!
Самостоятельность — неотъемлемая часть взросления. Это качество делает личность ребенка более зрелой, способной на принятие необходимых решений, совершение поступков, а также помогает добиваться поставленных целей.
Самостоятельная игра — значимый этап формирования личности, характера. Умение находить для себя развлечения и играть без посторонних — личностный рост. Известно, что дети, которые недостаточно играли в раннем возрасте, хуже адаптируются к учебе в школе, а также испытывают проблемы в общении — им сложно договариваться, они чаще проявляют агрессию и в целом хуже идут на контакт с окружающими.
Дети, играющие в одиночку, усваивают много ценных уроков. Например, независимая игра повышает уверенность в своих силах и креативность, особенно потому, что детям никто не указывает, во что играть или когда и как брать на себя инициативу. А еще это помогает детям чувствовать себя комфортнее и с легкостью проводить время в одиночестве.
Зачатки формирования самостоятельности ребенка лежат в игре, значение которой в жизни дошкольника трудно переоценить.
Развитие математического мышления
Игра не возникает из ниоткуда. Чтобы организовать игру, ребенку необходимо выстроить внутренний план действия, понять, что за чем должно идти и что из чего следует. Представим, что нужно накормить плюшевого мишку. Для этого сначала ребенок решает, какой это прием пищи, какая для этого необходима посуда, будет ли мишка есть один или к нему придут гости. Нужно взять стол и стул, а до этого — приготовить еду. Для ребенка это серьезные мыслительные операции, требующие принятия важных решений, от которых будет зависеть дальнейший ход событий.
Играя в бытовые игры, малыш не просто учится планировать, какие игрушки ему нужны для развития сюжета. Также он учится анализировать, синтезировать и классифицировать предметы. Например, играя в «Магазин», ребенок должен подобрать овощи, фрукты, молочные продукты и т. п. Если ребенок задумал игру «Стройка», то уже нужно собрать инструменты, строительную технику. То есть из множества игрушек выделить предметы необходимой категории.
Работа с множеством и классификацией относится к ключевым математическим умениям, формируемым в дошкольном возрасте!
Напомним, что игра неразрывно связана с воображением, так как этот познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяет предвидеть результаты деятельности. Планирование результата, умение сохранить необходимую последовательность действий — всё это также важные операции мышления.
Развитие внутренней речи
Любая игра предполагает налаживание игрового и словесного взаимодействия между партнерами, которое выстраивается на основе диалога. Родители наверняка замечали, что играя в одиночку, ребенок часто разговаривает как бы сам с собой.
На самом деле в этом случае мы говорим о формировании внутренней речи ребенка, которая активно развивается по мере развития игры и игровых навыков, ведь играя с игрушкой, ребенок углубляется в мысли и чувства персонажа. Кроме того, дети учатся обозначать словом условные действия, таким образом пополняя свой словарный запас. Отождествляя себя с игровым персонажем или наделяя его определенной ролью, ребенок тренируется формулировать свои мысли, желания и переживания.
Развитие долговременной памяти
Играя, ребенок каждый раз придумывает новый сюжет, развивает и совершенствует его. Некоторые из них могут быть достаточно продолжительны по времени. При этом ребенок способен выстроить процесс заново с ювелирной точностью, даже если есть необходимость прекратить игру.
Порой происходящее в игре намного более значимо для ребенка, чем то, что происходит в учебной деятельности. Именно поэтому он даже по прошествии времени удерживает в памяти игровой сюжет, запоминает всех героев, их действия и последовательность этих действий, что существенно помогает развитию долговременной памяти.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
В игре ребенку самостоятельно приходится решать многие задачи: от выбора самой игры до придумывания разрешения возникших ситуаций (например, машинка застряла под диваном — как ее достать?). А также проявлять терпение и настойчивость, например, в случаях, когда сложно быстро подобрать правильно все детали пазла или никак не удается построить устойчивую башню из кубиков. Ребенок учится экспериментировать, решать проблему методом проб и ошибок, реализовывать творческий подход.
Ни один ребенок не рождается с навыком самостоятельной игры. Однако его постепенно можно привить. Уже с годовалого возраста можно начинать направлять малыша, его любопытство, задавать вопросы, например: “Давай посмотрим, что в ящичке?”, “Давай узнаем, двигаются ли у этой куклы ручки и ножки, поворачивается ли голова?”.
На развитие самостоятельности влияет множество факторов, в том числе гены и тип личности малыша. Даже в самых сложных ситуациях помочь ребенку можно, руководствуясь простыми рекомендациями.
Относитесь к играм детей с уважением, ни в коем случае не недооценивая их как таковые. Обязательно давайте свободу ребенку, чтобы он мог организовать самостоятельную игру и свой режим дня. В некоторых семьях время на свободные и самостоятельные игры в распорядке дня детей вообще не отводится времени, так как взрослые считают их «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое с дошкольниками можно лишний раз позаниматься: почитать, порисовать, пораскрашивать.
Помните: в игре ребенок развивается ничуть не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем в организованной учебной деятельности.
Старайтесь не мешать ребенку во время его свободной и самостоятельной игры. Любой дошкольник прекрасно справляется один, без подсказок со стороны взрослых. Поверьте, если помощь ему понадобится, он за ней обязательно обратится.
Тренируйте воображение. Предложите вместе придумать сказку, играйте в ролевые игры, разговаривайте с героями и фигурками. Не стоит заменять игру просмотром мультфильмов. Время, проведенное в участии в игровом сюжете, намного ценнее любого познавательного контента с экрана.
Вселяйте уверенность в собственных силах, хвалите малыша за любые успехи, подбадривайте, если у него что-то не получается. Поощряйте его интересы и стремления.
Подталкивайте ребенка к познанию, инициируйте этот процесс и постепенно предоставляйте возможность ребенку самостоятельно открывать новое. Не спешите одергивать, если ребенок ковыряется в грязи, поднимает дождевого червя, собирает палочки или рвет цветы.
Если ребенок просит вашей помощи, не отказывайте ему. Но ограничьтесь демонстрацией только первого шага, предоставляя ребенку возможность продолжить и завершить действие самостоятельно. Помните, что взрослый лишь сопровождает ребенка в этом мире, а не проживает за него его жизнь.