Как вести себя с тревожным ребенком

Любой родитель хочет оградить своего ребенка от всего, что вызывает тревогу, но это не всегда возможно. Дедушка Рубус узнал у экспертов несколько полезных стратегий.
Анастасия Андреева
|
27 Сентября 2025
Фото: 123RF/legion-media.ru

Дети порой испытывают беспокойство – также, как и взрослые. Но большинство из этих переживаний являются нормальными в процессе взросления.

В возрасте от 6 месяцев до 3 лет у маленьких детей очень часто встречается тревога от разлуки с родителями, выражающаяся в плаче. Обычно, этот этап  прекращается примерно к 2-3 годам.

В жизни ребенка могут быть и другие периоды, когда он испытывает тревогу. Например, когда нужно идти в новую школу или перед важной контрольной.

Стратегия первая: соблюдаем правила общения с тревожным ребенком

Интересуйтесь жизнью ребенка, его мыслями, чувствами и даже страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте случаи из жизни, совместно ищите выход из тревожной ситуации. 

Создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится предложить совместную игру или спросить что-то у других сверстников или взрослых, сделайте это вместе с ним. Так вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям. Рассказывайте о себе, делитесь своими переживаниями и опытом: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло …, и мне удалось ...».

Учите ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове — телесного контакта, который важен в преодолении тревожности в любом возрасте.

Стратегия вторая: работаем над повышением самооценки тревожного ребенка

Относитесь к ребенку с уважением, замечайте все его успехи, даже самые маленькие. 

Хвалите ребенка правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала – это не просто отражение настроения взрослого, а оценка его конкретной деятельности.

Избегайте сравнения ребенка с другими детьми, не ставьте никого в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, сравнивайте его успехи с его же предыдущими результатами (вчера, неделю или месяц назад).

Стратегия третья: предлагаем игры, снижающие тревожность 

Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий, если таковые есть. Если вы ощущаете сопротивление, нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. 

Избегайте соревновательных моментов в играх. Тревожному ребенку лучше играть для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Старайтесь не подгонять малыша и не ставить ему временные рамки выполнения задания. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.

Стратегия четвертая: применяем копинг-стратегию

Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость», т.е. четкий распорядок дня и структура. Расписание можно сделать вместе с ребенком, украсить его и т.п. Планируем все, что можно запланировать. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. 

Создаем безопасное место

Оставьте ребенка в этом состоянии на несколько минут. В следующий раз, когда ребенок будет переживать тревожную ситуацию, предложите ему мысленно отправиться в его «безопасное место». 

Работаем с телом

Попеременное напряжение и расслабление мышц снижает уровень тревожности. Предложите ребенку сильно-сильно упереться ногами в пол, а потом резко расслабить их. То же самое можно сделать с руками.

После школы: как организовать день ребенка
Когда заканчивается последний школьный урок, у ребенка начинается вторая, не менее важная часть дня. Часто взрослые склонны воспринимать ее как некую «передышку», но именно это время определяет, каким вырастет их сын или дочь.