
Дети порой испытывают беспокойство – также, как и взрослые. Но большинство из этих переживаний являются нормальными в процессе взросления.
В возрасте от 6 месяцев до 3 лет у маленьких детей очень часто встречается тревога от разлуки с родителями, выражающаяся в плаче. Обычно, этот этап прекращается примерно к 2-3 годам.

Такие малыши часто боятся животных, насекомых, грозы, высоты, воды или темноты. Но и эти страхи обычно постепенно проходят сами собой.
В жизни ребенка могут быть и другие периоды, когда он испытывает тревогу. Например, когда нужно идти в новую школу или перед важной контрольной.

Существует несколько важных подходов, включающих соблюдение определенных правил в общении с тревожными детьми; работу с самооценкой ребенка; использование различных игр и приемов, а также коппинг-стратегий (от англ. coping - «справляться»).

Но важно запастись временем и терпением.
Стратегия первая: соблюдаем правила общения с тревожным ребенком

Постарайтесь понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьезными, признавайте потребность в переживаниях и посочувствуйте: «Да, это неприятно, обидно…» После выражения понимания, помогите найти решение и увидеть положительные стороны.
Интересуйтесь жизнью ребенка, его мыслями, чувствами и даже страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте случаи из жизни, совместно ищите выход из тревожной ситуации.

В обсуждениях тоже приобретается опыт проживания подобных ситуаций.
Создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится предложить совместную игру или спросить что-то у других сверстников или взрослых, сделайте это вместе с ним. Так вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

В сложных ситуациях придерживайтесь правила «маленьких шагов». Научите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. И не стремитесь все сделать за него –порой достаточно только вашего присутствия.
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям. Рассказывайте о себе, делитесь своими переживаниями и опытом: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло …, и мне удалось ...».
Учите ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове — телесного контакта, который важен в преодолении тревожности в любом возрасте.
Стратегия вторая: работаем над повышением самооценки тревожного ребенка
Относитесь к ребенку с уважением, замечайте все его успехи, даже самые маленькие.

Для достижения успеха в борьбе с тревожностью необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка.
Хвалите ребенка правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала – это не просто отражение настроения взрослого, а оценка его конкретной деятельности.
Избегайте сравнения ребенка с другими детьми, не ставьте никого в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, сравнивайте его успехи с его же предыдущими результатами (вчера, неделю или месяц назад).

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»). Помните, у оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
Стратегия третья: предлагаем игры, снижающие тревожность
Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий, если таковые есть. Если вы ощущаете сопротивление, нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте.
Избегайте соревновательных моментов в играх. Тревожному ребенку лучше играть для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Старайтесь не подгонять малыша и не ставить ему временные рамки выполнения задания. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.

Старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте уже знакомый наглядный материал, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. Действуйте по обстоятельствам.
Стратегия четвертая: применяем копинг-стратегию
Составляем расписание
Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость», т.е. четкий распорядок дня и структура. Расписание можно сделать вместе с ребенком, украсить его и т.п. Планируем все, что можно запланировать. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах.
Создаем безопасное место

Предлагаем ребенку закрыть глаза и представить место, где ему хорошо и спокойно (берег реки, любимое место в детском саду, дедушкино кресло). Спросите ребенка, что он видит вокруг себя, что у него под ногами, какие звуки слышит, какие запахи ощущает.
Оставьте ребенка в этом состоянии на несколько минут. В следующий раз, когда ребенок будет переживать тревожную ситуацию, предложите ему мысленно отправиться в его «безопасное место».
Работаем с телом
Попеременное напряжение и расслабление мышц снижает уровень тревожности. Предложите ребенку сильно-сильно упереться ногами в пол, а потом резко расслабить их. То же самое можно сделать с руками.

Попробуйте каждый метод и узнайте, что подходит именно вашему ребенку.