
Этот материал нам помогли подготовить гимнастка и основатель сообщества «PRO здоровый спорт» Анастасия Пивоварова, психолог Вера Марусина и герой мультсериала «Улётная доставка» Эдди. Мы узнаем, как поддержать ребенка, если он переживает из-за успехов в учебе или спорте и своевременно оказать ему помощь.
С началом учебного года многие родители столкнулись с тем, что их дети испытывают стресс и переживают из-за своих результатов в школе и внеклассных занятиях. Также случается, что ребенок хочет проявить себя, а учитель или тренер могут этого не заметить. То, что нам может показаться незначительным, для ребенка очень важно. Не стоит закрывать глаза даже на малейшие переживания детей.

Я тоже иногда расстраиваюсь! Но ненадолго! Потому что сразу пытаюсь придумать, как можно исправить или улучшить то, что не получилось с первого раза.
В первую очередь нужно наладить контакт с ребенком. Что бы у него ни происходило в жизни, родитель сможет ему помочь только при наличии искренних и доверительных отношений. С маленькими детьми можно просто поговорить, поиграть или почитать терапевтические сказки. А вот подростки могут рассердиться, если почувствуют, что вы задаете слишком много вопросов и нарушаете личные границы. Поэтому лучше начинать разговор аккуратно, не задавая прямых вопросов и не настаивая на ответах. Также можно поделиться подробностями своего дня в непринужденной обстановке, например, за ужином, — дети могут захотеть рассказать что-то в ответ.

Доверительная беседа – это хорошо. А вот расспросы никто не любит!

Важно не упускать момент качественного общения. После того как ребенок возвращается из школы, поинтересуйтесь, чем он занимался сегодня, что с ним случилось интересного, веселого, а что вызвало грусть и тревогу. Так любые неудачи в школе или других сферах ребенок будет переживать гораздо легче.
Школа — это практически обязательный этап жизни, и ребенок должен знать, что любые достижения требуют усилий. Но цели не должны быть завышенными, все приходит со временем. Нужно объяснять, что если он постарается, то все получится. Проговаривайте каждую ситуацию, это поможет избежать возникновения комплексов и проблем с достижением цели.
Внеклассную деятельность стоит выбирать с учетом интересов детей. Необходимо обсуждать с ними то, что им нравится или не нравится. Даже если ребенок не особо талантлив в танцах, но получает удовольствие от занятий, то для общего развития такая секция не будет лишней. Возможно, ему нравится двигаться под музыку или общение в коллективе. Главное, чтобы ребенку было комфортно.

Развитие в разных направлениях полезно для ребенка. Неудачи в школе можно компенсировать успехами в секции. Поэтому нужно найти занятие, которое действительно нравится. Тут уже важен выбор педагога. Взгляд со стороны, пусть даже он будет критическим, может быть очень действенным. Наставник, который будет вызывать доверие, обеспечит необходимый уровень поддержки и хорошие результаты. А родители должны показать ребенку, что будут любить его всегда. Даже без призовых мест и множества дипломов и грамот.
Не жалейте и не утешайте детей из-за того, что у них что-то получается хуже, чем у других, или не так, как ожидалось. Продемонстрируйте, что эффективность зависит не только от таланта. Речь идет о приложенном усилии, практике, стратегии обучения, решимости и т. д. Это не значит, что вы должны просто говорить своему ребенку: «Старайся больше!», когда он испытывает трудности (особенно если малыш действительно приложил усилия). Проанализируйте вместе сильные стороны и недоработки и помогите ребенку выработать методику, подходящую именно ему.

Если говорить: «О'кей, просто математика – не мое», пятерок по этому предмету не видать.
Вместо того, чтобы ограждать детей от проблем, помогите им сосредоточиться на решениях. Обсудите, какие действия они предприняли, что пошло не так и как можно предотвратить это в следующий раз?

Можно устроить настоящий «мозговой штурм»! Пусть поучаствует вся семья – каждый предложит идеи, как можно улучшить результаты. Вместе легче обнаружить слабые стороны и придумать, как их исправить!
Чего точно нельзя делать в любой ситуации — это критиковать или сравнивать детей. Потому что они начинают терять ощущение безусловной родительской любви и собственной ценности. Тогда ребенок соревнуется с одноклассниками и доказывает, что он самый лучший. А это уже нездоровое поведение, которое в будущем может привести к серьезным проблемам. Критиковать можно только поступки и действия ребенка, но не его самого — чтобы он не принимал это на свой счет.
"Все знают, что от выяснения отношений и криков толку мало. Однако большинство родителей сейчас сами живут в постоянном стрессе, при этом делают достаточно много для ребенка и всей семьи. Поэтому если происходит некая вспышка эмоций, когда вы несправедливо накричали на ребенка, — просто исправьте это и вовремя извинитесь. Ругать детей можно и нужно в определенных случаях — когда они уже перегибают палку и выходят за рамки дозволенного. Родитель, который только хвалит и поощряет, не будет эффективным. Скорее всего, он потеряет свой авторитет и его просто перестанут слушаться. Родители определяют границы для ребенка, говоря, что можно или нельзя делать. Поэтому нужно вовремя ставить детей на место",
— говорит психолог Вера Марусина.
Измените свое отношение к неудачам. Дети учатся на нашем примере, поэтому мы должны помнить о своей реакции на ошибки и контролировать ее. Наблюдая за нами, дети получают одно из двух представлений: что неудача «улучшает» или что неудача — «беда». Сохраняйте спокойствие: расстройство и тревога ребенка могут усилиться, когда он видит ваши негативные эмоции.

Все наши ошибки в дальнейшем приводят к получению положительного результата. Мы учимся на них и делаем выводы. Стоит продолжать трудиться и относиться к провалам спокойно или даже с юмором. Если у вас здоровая атмосфера в семье и ребенок понимает, что любовь родителей абсолютна, то у него все получится в любой сфере.
Дети обычно связывают свою самооценку с тем, что о них думают родители. Они могут опасаться, что их не будут любить и ценить так же сильно, если не получится постоянно получать высокие оценки, иметь превосходные спортивные или творческие достижения, демонстрировать хорошее поведение и т. д. Естественно, это приводит к страху неудачи. Вы можете повысить чувство собственного достоинства вашего ребенка, дав ему понять, что любите его безоговорочно, даже когда он не достигает наилучших результатов.