Этот материал нам помогли подготовить клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель Семейного клуба психологии и развития «Древо», ведущая женских кругов Дарья Живина и героиня мультсериала «Улётная доставка» Клауди.
Почему важно воспитывать самостоятельность и ответственность в школьнике и как это сделать? Воспитывать в ребенке умение быть ответственным необходимо с раннего детства. Сначала родители учат малыша есть, одеваться, убирать за собой игрушки, а ближе к школьному возрасту обучают его дисциплине и самостоятельности. Но если взрослые, облегчая жизнь в первую очередь себе, многие вещи делали за ребенка, то с началом школьной жизни, вероятно, предстоит много работы.
Первое время, в самом начале учебного пути, вы, как родитель, конечно, обязаны помогать ребенку подготовить одежду на утро, собрать портфель и т. д. Но уже в первом классе, когда школьное расписание утвердилось, можно и нужно вырабатывать у ребенка привычку самостоятельных сборов.
С самого первого дня собирайте рюкзак вместе с ребенком, рассказывая ему, какие уроки завтра будут и что необходимо положить в рюкзак, просите подать тот или иной учебник и, конечно, хвалите за помощь и проявленную самостоятельность.
Первое, что можно сделать, – нарисовать расписание занятий! Пусть это будет не скучный планер, а что-то красочное. Тогда и сборы в школу станут веселее и приятнее!
Вы можете распечатать названия уроков и дней недели, а ребенок повесит «подсказку» на видном месте.
А еще можно к каждому уроку нарисовать свою ассоциацию: цифры — к математике, ноты — к уроку музыки, футбольный мяч — на физкультуру.
Также предложите ребенку выделить тот предмет, который ему больше всего нравится в школе, это поможет новоиспеченному школьнику быстрее запомнить расписание.
С каждым днем делегируйте ребенку всё больше обязанностей — и уже через неделю вам останется только проверить, точно ли он собрал всё необходимое для школы. Также, чтобы подогреть интерес ребенка к самостоятельным сборам, можно установить «Правило одной игрушки». Школа — не место для игр, но тем не менее, особенно в начальной школе, элемент игры как ведущий вид деятельности еще полностью не ушел, поэтому ребенку будет интересно поиграть с одноклассниками на перемене. Предложите своему чаду выбрать одну игрушку, которую он возьмет с собой, но с условием, что в рюкзаке он организует для нее собственное место. Подобные уловки отлично помогают ребенку структурировать пространство.
Собирайтесь в школу накануне вечером в одно и то же время. Режим и распорядок дня важен и для взрослых, а для ребенка это залог успеха, здоровья и хорошей нервной системы. Если сон предполагается в 21.30, значит в 20.30 минут (за час до) должен начаться процесс подготовки к завтрашнему дню.
Второй шаг к самостоятельности — это утренний подъем. Дети быстро привыкают, что в школу их будят родители. Со временем стоит от этого отказаться. Начинать самостоятельные утренние подъемы необходимо с самого начала обучения в школе. Еще накануне первого класса расскажите ребенку о том, какой ему предстоит ритм жизни, и выберите вместе будильник, который будет радовать ребенка визуально и помогать ему вставать по утрам.
А будильник с классическим циферблатом еще и поможет научиться определять время!
Ну и конечно, сделайте утренние сборы в школу радостным событием, которого ребенок будет ждать. Для этого вам потребуются утренние ритуалы. Старайтесь делать ребенку интересный, визуально красивый завтрак, включайте веселую музыку, оставляйте стикеры на холодильнике для домочадцев, которые еще не проснулись или же для самих себя с приятными и теплыми пожеланиями или маленькими рисуночками.
А главное — будьте терпеливы! Чем спокойнее и мягче вы будете внедрять самостоятельность в жизнь ребенка, тем быстрее он всему обучится, и, возможно, даже научит чему-то и вас.