
Этот материал нам помогли подготовить клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо», преподаватель психологии и педагогики Живина Дарья и герои мультсериала «Улётная доставка» Туччи и Рок.
У большинства современных детей есть огромное количество хобби, увлечений и кружков, которые занимают большую часть времени. И если в период дошкольного возраста ребенок еще имел возможность посвящать себя этому, то с наступлением школьного периода, ситуация становится крайне напряженной.

Во-первых, смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную является для новоиспеченного школьника сложным и не до конца понятным этапом. Во-вторых, появляются сложности с распределением времени не только на дополнительные занятия и школьную деятельность, но также и на базовые бытовые нужны, такие как сон и еда. Организм ребенка становится истощен и уязвим не только с точки зрения психологического и эмоционального аспекта, но и физически.
К сожалению, многие родители, а иногда и сами дети, не готовы взять паузу и продолжают укомплектовывать все время кружками, репетиторами, секциями.

Бросить музыку и творчество? Да никогда в жизни!

Тут нужно искать золотую середину…
Естественно, жизнь вне школы и дополнительные занятия необходимы. Но необходимо найти баланс, чтобы избежать перенапряжения.

Перегрузка является психоэмоциональным выгоранием и физическим истощением организма. Мы получаем ребенка, страдающего психосоматическими заболеваниями, в особенности респираторными; часто встречается нарушение стула и боли в области эпигастрия, не имеющие прямой проблематики.
Второй же проблемой является отсутствие у ребенка возможности спонтанного взаимодействия. У каждого возраста есть свои психологические особенности, которые ребенку необходимо решать для гармоничного развития. Если на ранний и дошкольный период приходится формирование доверия, автономии и инициативы, то для школьного периода характерно появление навыка трудолюбия, перетекающего в личностную идентичность. Прохождение каждой из ступеней позволяет ребенку адаптироваться в социуме и внешнем мире, однако достижение этого невозможно без активного спонтанного взаимодействия с другими.

К сожалению, именного этого взаимодействия многие дети лишены из-за большой учебной нагрузки, не оставляющей место спонтанности и социальной адаптации.

Не времени и сил на игры с друзьями и творчество? Это совсем не вулканно!
Как же определить, что ребенок перегружен?
В первую очередь это проявляется в непривычном и непредсказуемом поведении. Чаще всего ребенок переходит в несвойственную ему крайность: всегда спокойный и рассудительный — он вдруг резко превращается в эмоционального, громкого, ненаходящего себе места. Или же наоборот — будучи всегда активным, начинает вдруг постепенно «затухать», погружаться в себя, перестает восхищаться простыми детскими радостями.

У ребенка появляется повышенная утомляемость и ему тяжело не только посещать дополнительные занятия, но и даже высидеть урок за партой. С точки зрения физиологического состояния может быть отмечено ухудшение общего самочувствия, проблемы со стулом, синяки под глазами и частые простуды “на ровном месте”.
Сутулость в младшем школьном возрасте — это также повод задуматься, не взвалили ли на ребенка слишком много?
Конечно, для того чтобы помочь ребенку не стоит отказываться от всех занятий. Необходимо лишь правильно распределить время, составить план, в котором гармонично будут сочетаться занятия и разного рода нагрузка со свободным и личным временем ребенка.
В первую очередь необходимо ежедневно выделять ребенку время для ничегонеделания: период, когда он предоставлен сам себе и занимается тем, чем хочет.

Исключение составляет использование гаджетов. Если ребенок смотрит полнометражный мультфильм со смыслом, лежа на диване, это вариант нормы и перезагрузки для него. Но если свободное время тратиться на использование телефона и игр в нем, - вместо расслабления мы получим еще большую нагрузку на и так расшатанную психику.
Обязательно включаем в режим дня физическую активность. Для младших школьников движение — это жизнь во всех смыслах.

Вулканно!
Важно отличать эту активность от спортивных секций. Для ребенка важно двигаться в играх на детской площадке со сверстниками, бесцельно бегать во дворе или просто погулять с родителями в парке.
Также необходимо обратить внимание на рацион ребенка. Чем больше он потребляет углеводов, тем больше страдает организм и головной мозг и тем тяжелее ребенку быть активным и многозадачным.

Питаемся правильно, чтобы все было тучком!
И, конечно же, важен психологический климат вокруг ребенка: как можно больше разговаривайте, спрашивайте ребенка о его потребностях, желаниях, состоянии. Главное — дать ребенку понять, что вы всегда его поддержите и что для вас важнее он и его самочувствие, нежели очередная медаль на соревнованиях или новый выученный стих на конкурс.

Прекрасным подспорьем в борьбе с перегрузом станет планирование. Когда есть четкое понимание своего ритма жизни, который в привычном ключе течет изо дня в день, ребенку проще подстроиться и ввести себя и свой организм в этот ритм.
Что же может помочь?
— Таймер на уроки (очень часто дети тратят много лишнего времени и ресурса, отвлекаясь на сторонние вещи, после чего страдают от потерянного на домашку времени. Предложите делать уроки по таймеру, определенное количество минут на каждый урок)
— План задач на неделю (понимание того, как будет протекать жизнь ближайшее время делает ребенка спокойнее)
— Сортировка дел от самого главного до незначительного (разрешите ребенку в случае необходимости или усталости вычеркнуть что-то из второстепенных дел)
— Разделение сложных вещей на легкие этапы (например, во время уборки в детской, предложите не убирать все комнату, а убрать стол, затем шкаф и т.д.)
— Определение периода наибольшей эффективности ребенка (есть тип людей, которым лучше сделать все дела до вечера, а есть те, кто именно вечером становится продуктивнее)
— Запас времени (дети могут быть непредсказуемы, и вам необходимо оставлять запас дополнительного времени, чтобы избегать спешки, так как для психического состояния ребенка вечно куда-то бежать и опаздывать чревато эмоциональным срывом)
— Планирование выходных (у ребенка должен быть хотя бы один день, когда он не будет заниматься уроками, кружками, секциями и бытовыми вопросами. Это день, когда он — просто ребенок, который может развлекаться, играть и делать то, что должен делать каждый в его возрасте — просто быть ребенком)