
Этот материал нам помогли подготовить клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо», ведущая женских кругов Дарья Живина и герои мультсериала «Дракошия» Тоша и Рути. Мы узнаем, как же познакомить «нехочуху» с новыми блюдами.
Многое из того, что мы считаем капризами и привередливостью в выборе еды, на самом деле является поведением, соответствующим возрасту и развитию ребенка. Каждый малыш проходит этапы, когда он отстаивает свою независимость, контролируя то, что он ест, и опасаясь новых продуктов.

В возрасте до полутора лет ребенок активно познает мир, в том числе и через пищу. Вкусовые рецепторы малыша очень чувствительны, и именно через полость рта он учится понимать не только вкус и температуру, но также и структуру, жесткость и форму предметов. Именно поэтому большая часть детей в этом возрасте “тянет всё в рот”, неважно, съедобно это или нет. Это тот период, когда ребенок готов пробовать всё, что вы ему предложите, и выбирать из огромного списка непосредственно то, что придется по вкусу.
Поощряйте вашего ребенка изучать еду. Это включает в себя всё, что создает позитивное взаимодействие и опыт для вашего малыша. Поговорите о еде: как она выглядит, чем она полезна? Понюхайте еду: чем она пахнет? Прикоснитесь к еде: на что это похоже?

А теперь можно и откусить!
Изучая еду, обязательно используйте описательный и понятный для детей язык.

Но что делать, когда ребенок с отменным аппетитом, став старше, вдруг идет в отказ от многих блюд, а тем более новых? Чаще всего это приходится на возраст 2-6 лет. В выборе еды ребенок пытается показать свое мнение и зачастую отказывается пробовать незнакомую еду. Если во время прикорма вы пытались вводить правильные продукты и предлагали их на постоянной основе, а именно не менее 10-15 раз, то проблем с отказом от них в период кризиса, скорее всего, не возникнет. Но вот если ребенок пару раз попробовал огурец, а дальше родители забывали ему его предложить или заменяли другими продуктами, пытаясь внести разнообразие в рацион, скорее всего, огурец станет именно тем видом продукта, от которого ребенок в возрасте дошкольника будет воротить нос.
Британские исследователи протестировали различные методы, чтобы побудить маленьких детей попробовать овощи. Они обнаружили, что успеха можно добиться, если предлагать продукт ежедневно в течение 14 дней, сочетая это с вознаграждениями за пробу и поведением родителей, которые едят ту же еду, что и ребенок.

Создайте систему поощрений. Пусть за каждый новый продукт, который ребенок попробует, он будет получать наклейку. Если в течение месяца новых блюд будет не менее 4 (по одному в неделю), вы устраиваете ребенку в конце месяца пищевую разгрузку — день, когда ребенок может поесть всё, что он хочет, даже если это не суперполезно.
Небольшие изменения в любимых продуктах также помогут вашему ребенку не бояться пробовать новое.

«Небольшие изменения» — это форма, цвет, вкус, текстура или внешний вид.
Например, можно предложить новую форму макарон, добавить чуть-чуть новых специй к супу, изменить способ приготовления пищи, например, запекать сырники вместо жарки. Внося эти маленькие изменения, придерживайтесь их хотя бы одну или две недели, пока результат не закрепится, прежде чем вносить следующие.

Малышам и дракошам нужно дать время, чтобы привыкнуть!

Важный нюанс — это подача продукта. Ребенок визуализирует всё, что он ест. И если он привык пить сок и есть суп из определенной посуды — поддержите эти привычки. Налейте новый напиток в любимый стакан или дайте попробовать новый суп в знакомой тарелке.
Будьте честны в отношении ингредиентов. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок доверял вам в еде, особенно если он придирчив? Если он спросит, что это за зеленое пятнышко в смузи, скажите, что вы добавили шпинат.

А потом можно попробовать эти «пятнышки» на вкус или хотя бы посмотреть, как выглядит лист шпината.

Ребенок стремится к тому, чтобы его мнение учитывалось, поэтому составьте меню на неделю вместе с ним. Сначала это может быть меню завтраков: яркое, красочное, куда ребенок приклеит наклейки с изображениями или нарисует выбранные блюда.
Вовлечение ребенка в процесс приготовления еды может уменьшить стресс во время ее приема. Попросите сына или дочь помыть продукты, нарезать овощи для салата или накрыть на стол. Также важно есть вместе с ребенком, предлагая ему новую еду. Вы не можете ожидать, что ваш ребенок будет есть овощи, если вы сами их не едите!

Как бы то ни было, любые изменения в привычках и образе жизни должны начинаться с родителей. Покажите своим примером, как здорово питаться разнообразно, не захламляйте полки ненужной едой, не несущей пользы. Если мы вводим какой-либо продукт или очень хотим, чтобы ребенок попробовал нечто новое, родителю необходимо сесть рядом и показать своим примером, что это действительно вкусно. Но обязательно стоит учитывать, что ребенка ни в коем случае нельзя заставлять пробовать и есть насильно. Подобные действия, так же как и правило “пустой тарелки”, ведут за собой расстройство пищевого поведения в будущем.
Если вы позволите вашему ребенку развить свой собственный вкус, предпочтения и удовольствие от здоровой пищи, семейные обеды станут более приятными в краткосрочной перспективе, а рацион будет здоровым и правильным — в долгосрочной!