Русский стиль в одежде: что это такое

По страницам истории и современной моды.
15 Февраля 2019

Совсем недавно на сайте 7days.ru вышла статья Аллы Вербер про русский стиль, который сейчас является источником вдохновения для многих дизайнеров. Статья вызвала интерес у читателей, поэтому мы попросили Полину Уханову, исследователя моды и руководителя выставочного отдела Музея Моды, рассказать подробнее, что же такое русский стиль.  

Как все начиналось

О русском стиле за границей заговорили в начале ХХ века благодаря балетным сезонам Сергея Дягилева и художникам-авангардистам, открывшим Европе новую Россию — яркую, самобытную, откровенную и блистательную. Художница Наталья Гончарова (родственница той самой красавицы Натальи Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина) оформила постановку «Золотого петушка» в ярких, сказочных красно-жёлто-золотых цветах и в откровенно лубочном стиле — больше в качестве иронии, чем ради желания показать Россию именно такой. Но сочный русский национальный колорит пришёлся по душе заскучавшей Европе, которая в начале ХХ столетия как никогда ранее жадно впитывала всё необычное, экзотическое, диковинное, а далёкая, огромная, богатая Россия казалась европейцем именно такой, огромным сундуком с сокровищами, который, как будто, им удалось немного приоткрыть.

После знаменитого костюмированного бала 1903-го года, во время которого последняя царская фамилия Российской Империи и приближённые ко двору оделись в костюмы допетровского времени, интерес к национальному русскому костюму, как в нашей стране, так и за её пределами усилился, а после 1917-го года стал важной частью новой национальной идеи. Надежда Петровна Ламанова, до революции бывшая Поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны, превратилась в первую моделистку новой эпохи. Вместе с Верой Мухиной (автором знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница») она создала модели льняных платьев с русскими мотивами, которые в 1925-м году на Международной выставке декоративных искусств в Париже удостоились целых шести призов, хотя выглядели очень лаконично, а единственным их украшением была самая простая вышивка крестом.

Успех всего русского было необычаен! «Русские балеты» Дягилева, выступления Шаляпина и Марии Кузнецовой, немые фильмы, снятые на студии «Альбатрос» с Натальей Кованько и Иваном Мозжухиным в главных ролях, спектакли Художественного театра, кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и русские «кутюры» — дома моды, за которыми стояли самые громкие аристократические титулы от Романовых до Трубецких, правили модным балом в первой трети ХХ века и, безусловно, повлияли на формирование всей современной западной культуры.

Фото: Фото из архива Музея Моды

Новые имена

Послереволюционная эмиграция также оказала огромное влияние на формирование европейской моды и стиля. Модный дом «Ирфе» принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине; дом «Китмир», специализировавшийся на модных в 1920-х вышивках, — великой княгине Марии Павловне; известный модельер Люсьен Лелонг был женат на русской княжне Наталье Полей — одной из признанных «икон стиля» своей эпохи; самый продаваемый аромат ХХ века — Chanel №5 — появился благодаря русскому парфюмеру Эрнесту Бо, с которым Коко Шанель познакомил ещё один эмигрант — великий князь Дмитрий, с которым у Великой Мадемуазель был страстный роман.

Фото: Фото из архива Музея Моды

Русские князья и творческая интеллигенция привезли в Европу и США богатейшую историю и традиции России, и мировое искусство обогатилось и наполнилось новыми символами, сюжетами и смыслами. Девушки с русской статью и громкими фамилиями не только работали манекенщицами, но и прекрасно владели мастерством вышивки и шитья, так что вполне закономерно, что в 1921 — 1922 годах коллекции многих парижских домов мод наполнились восточноевропейскими мотивами, а в моду вошли прогулочные костюмы, платья, пальто и блузы, расшитые «a 'la russe».

Благодаря русским эмигрантам в европейскую моду вошли дорогие меха, вышиванки, шляпки, похожие на кокошники, и яркие платки с набивным рисунком. Русский стиль и дух царил повсюду, а, учитывая, что главный художник-иллюстратор стиля Ар Деко Эрте был выходцем из России и звался Романом Петровичем Тыртовым, можно сказать, что и его изящные, теперь уже «канонические» произведения, во многом родственные стилистике русских балетов Дягилева, особенно, на восточную тематику, — это тоже, в определённом смысле, русский стиль.

Модный конструктивизм

Коммунисты, пришедшие к власти после октябрьской революции, определили русскую визуальную культуру, а именно живописное, графическое творчество и одежду национальным продуктом и первоначально отнеслись к ней как к способу пропаганды, благодаря чему в СССР зародился конструктивизм, который провозгласил, что деятели культуры не должны работать отдельно от общества. 

Фото: Фото из архива Музея Моды

Художницы Любовь Попова и Варвара Степанова объявили «войну мольбертам», в 1923 году занялись разработкой принтов для тканей на Первой Московской ситценабивной фабрике и за неполный год работы создали несколько сотен оригинальных, новаторских, не имеющих аналогов в мире орнаментов в конструктивистском духе. К сожалению, в производство большинство из них так и не пошло, но часть этих уникальных тканей сегодня хранится в собрании Музея Царицыно.

Русский Диор

В конце 80-х в Европу выехал Слава Зайцев — легенда русской моды, «красный Диор», как до сих пор называют его на западе, показавший высочайший художественный, культурный и модный уровень России, сформировавшийся несмотря на «железный занавес» и оторванность нашей страны от общемировой модной индустрии. Проблема советской России была не в том, что у нас не было своих идей, а в том, что перед тем, как попасть в производство, они проходили десятки согласований и ставились в план через несколько лет, когда уже теряли свою актуальность. 

За коллекцию «Русские сезоны», вдохновлённую теми самыми балетами Дягилева, о которых мы уже упоминали, Зайцев в конце 1980-х получил звание Почётного гражданина Парижа и был награждён золочёной медалью из рук тогдашнего мэра Парижа, будущего президента Франции — Жака Ширака.

Современная мода

Alena Akhmadullina осень-зима 2019
Alena Akhmadullina resort 2019

В XXI веке русский стиль продолжают продвигать на мировом уровне Ульяна Сергеенко и Алёна Ахмадуллина, первая ориентируясь на национальные мотивы, вторая — на сказочное наследие России.

Alena Akhmadullina весна-лето 2019
Alena Akhmadullina весна-лето 2019

Но что же такое сегодня «русский стиль»? Национальные мотивы, допетровская купеческая и княжеская мода, авангардные цвета и линии, роковые красавицы с глазами, подёрнутыми поволокой, тонкая и острая Ида Рубинштейн, позировавшая Серову обнажённой, или современная русская красавица Наташа Водянова?  И первое, и второе, и десятое, но объединяет понятие русского стиля внутренняя наполненность глубоким философским смыслом, усиленным материальным, физическим, чувственным опытом. «Русский стиль» — это глубина.

Ulyana Sergeenko Couture осень 2017
Ulyana Sergeenko Couture осень 2017
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая