Новый спектакль театра им. Вахтангова «Ромул Великий» покорил зрителей

«Исторически недостоверная комедия» Дюрренматта о Древнем Риме поражает своей актуальностью и блистательной игрой актеров.
Елена Валеева
|
27 Января 2021
Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

Спектакль «Ромул Великий», недавно показанный на Новой сцене театра им. Вахтангова, – это не просто «исторически недостоверная комедия» (как определил жанр своей пьесы сам Фридрих Дюрренматт). Эта первоклассная пьеса была написана в 1948 году, казалось бы, о делах давно минувших дней, но внезапно после Второй мировой войны оказалась к месту: драматург предложил зрителям язык сатиры, юмора, иронии, парадоксов. А разве не это помогает в состоянии растерянности прийти в себя? Неожиданно актуально эта пьеса звучит и сегодня. 

В пьесе Дюрренматта всё закручивается едва ли не в последний день существования Западной Римской империи. Германец наступает, все мечутся – что делать?! Как спасти страну? Дочь императора Рея, жених которой в плену у германцев,  печально учит предсмертный плач Антигоны. Жена, императрица Юлия, требует принять гонца с полей военных сражений, чтобы узнать трагические вести. А Ромул почему-то никуда не спешит, не суетится, гонца не принимает («Пусть он сначала выспится!»), внешне спокойно завтракает свежим яйцом и кажется, что его больше всего интересует, кто из его кур, живущих во дворце, несется, а кто нет… Дочери советует «Брось ты эти старомодные вирши! Комедия нам больше подходит…» А когда Юлия пытается его упрекнуть, мол, девушке, у которой жених в плену, негоже веселиться, отвечает: «Успокойся, жена, кто дышит на ладан, как мы, тот способен понять только комедию».

Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

Конечно, можно и в самой пьесе прочитать, почему он так себя ведет, почему он такой ленивый и праздный. И что на самом деле задумал, и что происходит во дворце, когда германцы окажутся во дворце, и чем всё закончится. Но тогда вы не увидите, какого шикарного Ромула Великого сыграл народный артист России Владимир Симонов. Не услышите, с какими неподражаемыми интонациями произносятся остроумные и едкие реплики героев, заставляющие вспомнить о том, что из перлов состоит не только перловая каша. Ромул бездействует, чтобы как можно скорее положить конец войне, пусть даже и ценой империи. «За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой ради государства, что пора бы государству пожертвовать собой ради нас», – вещает он. А уж «диалог» двух высокопоставленных врагов на языке... кур (куроводом внезапно оказался и предводитель германцев Одоакр) – с как бы синхронным «переводом» на человеческий – вы точно не услышите больше нигде. Меж тем это одна из самых неожиданных и блестящих сцен.

Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

Попасть на спектакль непросто: билеты на февральскую премьеру, кажется, уже расхватали. Но стоит пойти и позже, в любой доступный день, чтобы оценить еще и превосходный ансамбль из всех участников спектакля и его режиссера Уланбека Баялиева. Это, кстати, вторая постановка Баялиева на Вахтанговских подмостках (в 2016 году он выпустил здесь «Грозу» А. Островского).

 Вот что режиссер говорит о нынешней премьере: «Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, ее нечасто вспоминают. Я воспринял ее как вызов, она написана современно, остроумно, но нужен большой артист на главную роль. Я люблю работать с большими артистами, такие встречи важны для режиссера. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет и комическим, и трагическим жанрами, и особенным юмором. Владимир Александрович заинтересовался текстом, начались репетиции, восторг от первого прочтения сменялся тотальным непониманием: как с этим быть? Мы назвали приемы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде всё просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости…»

Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

В спектакле, помимо Владимира Симонова, играют Яна Соболевская (императрица Юлия), Евгения Ивашова (принцесса Рея), Владислав Демченко (император Зенон), Сергей Пинегин (премьер-министр Тулий), Олег Лопухов (военный министр Марес), Евгений Косырев (фабрикант штанов Цезарь Рупф), Олег Форостенко (антиквар Аполлион), Виталийс Семеновс (префект кавалерии Спурий), Владимир Логвинов (Эмилиан, жених Реи), Максим Севриновский (князь германцев Одоакр), Павел Юдин (племянник Одоакра), Павел Тахэда Карденас (актер Филакс), Денис Бондаренко (повар), Артем Пархоменко (камердинер).

Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

В команде создателей спектакля также художник-постановщик Евгения Шутина, художник по свету Тарас Михалевский, художник-гример Ольга Калявина, звуковой дизайн Руслан Кнушевицкий, помощник режиссера Наталья Меньшикова. А фантастически красивая музыка к спектаклю была написана Фаустасом Латенасом, безвременную смерть которого театр недавно оплакал.

Фото: пресс-служба театра им. Вахтангова

Спектакль вышел невероятным. В конечном итоге, как и говорил Уланбек Баялиев, это история не про императора Римской империи, она про нас. Это о человеке, у которого есть власть и есть идея, замысел обустройства мира. «Всё это нам надо было перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная», - сказал режиссер.

Кстати, швейцарский писатель и драматург оказался ровесником Вахтанговского театра: 5 января Дюрренматту исполнилось 100 лет. И свое столетие, как мы знаем, в наши дни отмечает и театр им. Вахтангова. Так что «встреча» театра с Дюрренматтом стала символичной. И в репертуаре появился великолепный спектакль. 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог