Первое страшилище Спилберга

Дурачась, Лукас сунул голову в пасть акулы. Стивен, желая подшутить над другом, недолго думая, нажал кнопку.
Стивен Спилберг за чтением сценария
Стивен Спилберг за чтением сценария
Фото: RussianLook.com

35 лет назад знаменитый фильм «Челюсти» считался самым страшным фильмом. И все же тогда никто не думал, что перспектива быть съеденным акулой может быть настолько реальной. После трагедии в Египте, искалечившей жизни нескольких человек, зрители наверняка будут смотреть старый фильм Спилберга совсем другими глазами...

Продюсеры «Челюстей» Ричард Занук и Дэвид Браун признались однажды, что, если бы они хотя бы дважды прочитали бестселлер Питера Бенчли, экранизацией которого и стал их фильм, они ни за что не взялись бы за этот проект.

Первая из трех версий клыкастого монстра, созданных для фильма, предназначалась главным образом для подводных съемок. Она могла с достаточной скоростью двигаться вперед, находясь на буксире у катера
Первая из трех версий клыкастого монстра, созданных для фильма, предназначалась главным образом для подводных съемок. Она могла с достаточной скоростью двигаться вперед, находясь на буксире у катера
Фото: OUTNOW

С первого прочтения их так захватил сюжет, что они явно недооценили трудности — создать управляемую модель гигантской акулы, которая выглядела бы настолько живой, что могла всерьез напугать зрителей. В наше время мастера трехмерной компьютерной графики без труда «нарисуют» какого угодно монстра. А в далеком 1975-м таких технологий не было еще и в помине!

Художник-постановщик «Челюстей» Джо Алвес подготовил два картонных макета акулы в натуральную величину: один — чуть больше 9 метров длиной, а второй — около 6 метров. Но в результате представители студии поручили Алвесу создать почти восьмиметровую «рыбку». Плод совместной работы механиков и художников — огромный монстр с зубами, острыми как бритвы, со стальным каркасом внутри, нашпигованный сложным гидравлическим механизмом и покрытый шкурой из прочного пластика, — производил сильное впечатление.

Одна только его голова весила больше 180 килограммов, а ширина пасти составляла полтора метра! А между тем Алвесу пришлось «построить» не одну, а трех акул, и каждая их них обошлась создателям фильма в среднем по 250 тысяч долларов. (Кстати, чтобы позволить себе такие затраты, продюсерам пришлось отказаться от мечты задействовать в главных ролях суперзвезд — Роберта Редфорда, Пола Ньюмена и Стива Маккуина, ведь их гонорары поглотили бы большую часть бюджета. Роли сыграли Ричард Дрейфусс, Роберт Шоу и Рой Шайдер.) Первая из трех версий клыкастого монстра, созданных для фильма, предназначалась главным образом для подводных съемок.

Она могла с достаточной скоростью двигаться вперед, находясь на буксире у катера. Две других были половинками. Каждая покрыта шкурой лишь с одной стороны (одна — справа, другая — слева), с другого же бока был виден весь ее замысловатый механизм. К такому приему прибегли, чтобы облегчить управление моделью. Половинки были смонтированы на гидравлических опорах, выдвигающихся вверх и вбок, — так планировали снимать появление акулы над водой и нападение на героев. Но, увы, конструкторам не ­хватило времени, чтобы довести свои модели до ума.

В первый раз «акула» показала свой скверный нрав, еще находясь в мастерской. Сюда в то время еще 26- летний Спилберг привел как-то вечером своего приятеля Джорджа Лукаса, чтобы похвастаться перед ним этим «монстром».

На море постоянно штормило: из-за этого катер «Орка» несколько раз переворачивался и актеров приходилось спасать. Чтобы сделать катер устойчивым, у местного дантиста взяли напрокат весь свинец, который использовался в рентгеновском кабинете для защиты от облучения, и загрузили его в трюм корабля
На море постоянно штормило: из-за этого катер «Орка» несколько раз переворачивался и актеров приходилось спасать. Чтобы сделать катер устойчивым, у местного дантиста взяли напрокат весь свинец, который использовался в рентгеновском кабинете для защиты от облучения, и загрузили его в трюм корабля
Фото: OUTNOW

Дурачась, Лукас сунул голову в пасть акулы. Стивен, желая подшутить над другом, недолго думая, нажал кнопку на пульте управления, и челюсти начали сдвигаться! К счастью, механизм заклинило и сомкнулись они не до конца, иначе мир так бы никогда и не увидел «Звездных войн». Но когда Спилберг пожелал освободить приятеля, голова которого основательно застряла в пасти, он обнаружил, что не может сделать и этого. Запаниковавший режиссер принялся нажимать все кнопки подряд и в конце концов с большим трудом вызволил Лукаса.

После этой истории стало ясно, что акула явно нуждается в доработке. Но как раз в это время была дана команда все бросить и срочно выдвигаться в район съемок.

Дело в том, что обычно погода в районе острова Мартас-Винъярд (Массачусетс) крайне неустойчива, а тут как раз выдалась на удивление тихая и теплая декада. Но стоило съемочной группе прибыть на место и начать работу, как неожиданно заштормило и пошел дождь. А из-за спешки Спилбергу пришлось приступить к работе с недоработанной акулой. Аниматронный монстр затонул, еще даже не добравшись до съемочной площадки. Платформа, на которой его перевозили, перевернулась из-за сильного волнения на море, и акула залегла на морское дно. Вскоре из-за коррозии, вызванной соленой морской водой, механизмы, управлявшие всеми тремя акулами, были повреждены. Оператору удавалось снять один, максимум два дубля, и гидравлика отказывалась работать. Еще до начала съемок Спилберг назвал акулу Брюсом — в честь своего адвоката — за ее мертвую хватку.

Но намучившись с постоянно ломавшимся механизмом, он стал именовать свою «рыбку» не иначе как «большая белая дрянь»!

Самое удивительное, что в конечном счете все поломки не навредили фильму, а, напротив, только сделали его более зрелищным. Не имея возможности показывать акулу при каждом ее появлении, прописанном в сценарии (модели почти постоянно находились у ремонтников), режиссер от отчаяния изобрел хитрую уловку. Зрители не видели самой акулы, но могли догадаться, что она где-то рядом, — по раскачиванию лодок на волнах или по мелькнувшему над водой плавнику (плавник был отдельной конструкцией, не обремененной гидравликой)… И это было гораздо страшнее, чем если бы морское чудище появлялось в каждом кадре.

А однажды акула помогла найти более интересный сюжетный ход. Правда, на этот раз речь шла не о механизме, а настоящем живом хищнике. Сцену, когда океанолог Хупер спускается под воду в противоакульей клетке, снимали не в Массачусетсе, а близ берегов Австралии, где чаще можно встретить больших белых акул. Так как найденные съемочной группой морские хищники оказались значительно мельче, чем их гидравлический собрат, чтобы сохранить масштаб, задействовали совсем маленькую клетку и поместили в нее миниатюрный манекен. По первоначальному сценарию Хупер, которого замещал манекен, должен был погибнуть в сломанной клетке от акульих зубов. Но настоящие акулы клетку атаковать не желали. Правда, одна из них ухитрилась запутаться в тросах, на которых была закреплена клетка, и, желая освободиться, порвала их и утащила всю конструкцию за собой.

Так сложилось, что манекена в этот момент внутри не было, но камеры запечатлели сцену. И Спилберг оставил кадры в фильме.

Механические акулы были далеко не единственной головной болью Спилберга. Актеры постоянно ссорились между собой — особенно сильно конфликтовали Ричард Дрейфусс и Роберт Шоу, постоянно появлявшийся на съемочной площадке под градусом. Из-за пьянства Роберта многие сцены приходилось переснимать — порой он еле держался на ногах, и было невозможно разобрать, что он говорит. На море же постоянно штормило — из-за этого неустойчивая посудина, изображавшая катер «Орка», несколько раз переворачивалась и актеров (а один раз и самого режиссера) приходилось спасать. Чтобы сделать катер более устойчивым, у местного дантиста взяли напрокат по совершенно грабительским расценкам весь свинец, который тот использовал в своем рентгеновском кабинете для защиты от облучения, и загрузили его в трюм в качестве балласта.

Но мореходных качеств злосчастного суденышка это почти не улучшило. При одном из следующих «кораблекрушений» подмочили отснятую пленку, и ее пришлось посылать в Нью-Йорк, в специальную лабораторию, где материал восстановили — правда, за немалую плату. А время все утекало и утекало…

В итоге вместо 52 запланированных дней съемок Спилбергу понадобилось 155, а бюджет разбух с четырех до восьми миллионов долларов. Продюсеры прозрачно намекнули Спилбергу, что после всего этого в режиссерском кресле ему уже больше никогда не сидеть. Но казавшаяся неминуемой катастрофа обернулась триумфом!

«Челюсти» впервые в истории Голливуда собрали в американском прокате больше 100 миллионов долларов, всего же фильм принес 470 миллионов долларов и стал самым кассовым на тот момент фильмом за всю предшествующую историю. Мало того, «Челюсти» оставили неизгладимый след в памяти целого поколения зрителей. Посмотревшие фильм жаловались своим психотерапевтам на замучившие их по ночам кошмары, в которых бедолаг преследовала гигантская акула...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог