Ксения Зорина: «Искусственный интеллект, вероятно, научится монтажу, но не потянет сторителлинг»

Каким будет монтаж в будущем и какие перспективы у российского кино.
7days.ru
|
13 Декабря 2021
Ксения Зорина

– Как приходят девушки в такую технически сложную сферу как монтаж?

– Где-то лет пять назад мне понравилось путешествовать и снимать видео. Я начала его монтировать – в то время еще были популярны вайны в Instagram*. Так как я работала маркетологом, то, проанализировав тренды, поняла, что в будущем будет востребован и популярен видеомаркетинг. И решила в этой сфере развиваться. О том, чтобы стать режиссером монтажа, тогда даже не думала. Я начала учиться в Высшей Школе «Останкино». И там мне показали, как можно монтировать еще и игровое кино. Мне так понравилось, что я задумалась о смене профессии.



– Сложно было осуществить такой переход?   

– Сначала я брала малооплачиваемые заказы и просто практиковала то, что мне преподавали в школе. А потом уволилась с основного места, это произошло 14 февраля 2020 года. Прежде чем уйти, я проанализировала рынок, поняла, что работы для монтажера довольно много. Но случилась пандемия. Почти полгода я трудилась как фрилансер, и только в августе у меня появился первый крупный проект: я делала контент к 30-летию известной российской компании, которая занимается грузовыми авиаперевозками по всему миру. Сейчас монтирую для Youtube-канала компании, которая обучает инвестициям, и совмещаю это с монтажом на площадке для коммерческих проектов. 

«Ты можешь поменять сцены местами – и картина обретает другой смысл»

– Как вообще происходит монтаж? На каком этапе вы подключаетесь к процессу?

– Есть несколько способов. Иногда мне ставят техническое задание, присылают материалы – и я уже сама монтирую. В другом случае режиссер специально находит монтажера, чтобы сделать работу вместе. Бывает так, что я монтирую непосредственно на съемках. Это экономит время для постпродакшна, так как в процессе съемок можно проверить монтажность кадров (комфортное восприятие стыка или склейки между кадрами), поменять концепцию или отрендерить отснятое  (вывести в виде видеофайла) и отправить клиенту, а тот внесет необходимые правки. Обычно материалы предоставляют на жестком диске или дают ссылку на скачивание. Если это «многокамерка», то есть, к примеру, снимали пять камер одновременно, нужно синхронизировать звук с картинкой, соединить в «мультикам» и по правилам монтажа попеременно монтировать кадры. 

Ксения Зорина

– Монтаж в кино – насколько это вообще важно? Можно ли плохим монтажом «убить» фильм?  

– Вообще считается, что кино создается на монтаже. Ты можешь поменять сцены местами – и картина обретает другой смысл. И если монтажеру достаточно просто уметь нажимать на кнопки, то режиссеру монтажа важно знать, как строятся истории, тот же сторителлинг. В этом случае ты можешь что-то даже подсказать режиссеру, помочь. Но фильм быстрее «убьет» плохая режиссура, чем монтаж. Сейчас уровень наших специалистов довольно высокий.

– Какие тренды в кино, в том числе российском, вы могли бы выделить?

– Если говорить о трендах, то в кино сейчас мы больше видим инфографику, например, визуализацию мыслительных процессов героев или, скажем, социальных сетей.

Уже сейчас нейронные сети способны, например, сделать коррекцию фотографии. Думаю, что в будущем они смогут взять на себя базовые функции монтажа, в том числе сделать черновой вариант. И специалистам стоит начать прокачивать свои скиллы для работы с нейросетями. Уверена, что хорошие монтажеры все же останутся востребованными, так как искусственный интеллект не сможет заменить сторителлинг. Это творческий процесс, который во многом зависит от человека – машина такое не потянет.

– Давайте попробуем представить, каким будет кино, и в частности монтаж, скажем так, лет через 10?

– Тренды создают люди и события. Мы подстраиваемся под то, что с нами происходит, и создаем контент. Какие события произойдут в ближайшие 10 лет, мы точно не знаем. Поэтому все зависит от нас самих. То, что мы создадим сегодня, напрямую влияет на завтрашний день.

Ксения Зорина

Думаю, что в монтаже будут использоваться новые планы, необычные точки съемки. Людям поможет новая техника: большие громоздкие камеры заменят миниатюрные варианты с облегченным управлением или смартфоны. Возможно, какие-то маленькие дроны будут летать и снимать в разрешении 20К. Это я утрирую, конечно, но картинка будет очень реалистичной. Наверняка бомбовский монтаж можно будет делать и на смартфоне, и на компьютере, затрачивая на это минимум времени.  

Уже сейчас вместо хромакея используют специальные экраны, чтобы снимать экшн-сцены, которые физически невозможно сделать. И графику становится все сложнее отличить от реальной картинки. Будут создаваться новые профессии для работы с 3D-пространством. И, возможно, часть монтажеров захочет перейти в эту профессию.

«То, что мы создадим сегодня, напрямую влияет на завтрашний день»

Мне кажется, что видеопроизводство будет настолько шустрое, что, например, сегодня утром отснял ролик, а завтра вечером уже сдал. Зрителям же придется быть еще более избирательными с потреблением контента.

–  С кем из режиссеров вам бы хотелось поработать? 

– Мне хотелось бы поработать с молодыми российскими режиссерами. Они какие-то другие, инопланетные. У них другое видение, нежели у режиссеров старой закалки. Например, с Иваном Твердовским. Люблю все его фильмы. Знаю, что он сам монтирует свои работы, но мне очень хотелось бы поработать вместе и набраться опыта. Еще Илья Найшуллер: он снял картину «Никто», которую я считаю лучшей в 2021 году. Недавно на одном рекламном проекте я работала режиссером Ильей Северовым, но он тоже снимает кино. С ним было очень легко: мы были как будто на одной волне и отлично понимали друг друга. Я с удовольствием бы продолжила сотрудничество.

– Где бы вы хотели работать и чем заниматься в ближайшем будущем? Есть ли у вас какие-то творческие планы?

– Я не очень люблю вопросы типа «кем вы видите себя в будущем». Стараюсь жить настоящим и использовать все возможные ресурсы для личностного и профессионального роста. Но я бы хотела поучаствовать в зарубежных проектах. Я знаю английский, польский языки, начала учить испанский. Ну и, конечно, хочу монтировать классное кино. 

– Можно ли сказать, что индустрия кино в России в последние годы активно развивается, а наши фильмы интересуют не только отечественного зрителя, но и западного? 

– Я люблю российское кино. И сейчас замечаю такую тенденцию: уровень становится выше, индустрия развивается. У нас стали очень круто снимать и на выходе получается красивая картинка. Есть классные специалисты и среди операторов, и среди монтажеров, и среди тех, кто делает графику.

Я очень этому рада. Будут ли наши фильмы смотреть на Западе? Их уже смотрят. Список российских режиссеров, которые интересны западному зрителю, довольно большой – от Тарковского до Серебренникова. Есть проекты, права на которые выкупил Netflix, и этим можно гордиться: сериал «Эпидемия», который похвалил даже Стивен Кинг, российская героика «Майор Гром: Чумной доктор». Я ходила на этот фильм в кино, причем у меня были заниженные ожидания, которые совершенно не оправдались. Те же «Серебряные коньки» Михаила Локшина. Мне кажется, иностранцам интересно смотреть про Россию в дореволюционные времена. Нам есть куда расти, и я уверена, что наше кино будет процветать.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но еда соблазняет
Как сдержаться за праздничным столом и в ресторанах.