Фотограф эпохи: в ГУМе в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» открылась выставка Владимира Сычева «Вечное-сиюминутное»

30 апреля 2019
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

С 25 апреля на 3-й линии главного универсального можно увидеть 48 редких работ советского фотографа, снимавшего для Vogue, Paris Match, Le Figaro и Life 

Я всегда ношу с собой камеру.
Если фотограф достает ее только тогда,
когда ему за это заплатят,
он для меня — иллюстратор.

«Я первый фотограф, который привез на Запад не постановочные, а настоящие кадры повседневной жизни Советского союза. И последний живущий участник «бульдозерной выставки»», - так представился Владимир Сычев на торжественном открытии своей первой выставки в ГУМе, которое состоялось 26 апреля.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

«Сегодня мы открываем выставку замечательного фотографа Владимира Сычева, которая стала частью программы фестиваля «Черешневый лес». Я рад, что огромное количество людей, посетителей ГУМа, смогут увидеть его творчество: заметят, благодаря его камере, вечное в будничных сценах и земное в портретах знаменитых людей», - сказал организатор выставки и устроитель фестиваля Илья Куснирович. 

Вечером в пространстве магазина «Секция» состоялся public talk с фотографом: модератором дискуссии выступила директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова. «Сычев - автор, за которым я, директор музея, охочусь уже многие годы. Но он, как колобок, все время куда-то катится. Так что я безумно счастлива, что он прикатился в ГУМ, а эта выставка прекрасно дополнила фестиваль современного искусства Red Line», - отметила Ольга Свиблова, добавив, что «праздники Bosco и события «Черешневого леса» - это то, по чему когда-нибудь будут изучать историю России».

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Экспозиция работ Сычева на 3 линии ГУМа делится на 2 раздела: по одну сторону разместились фотографии, сделанные в СССР до эмиграции и принесшие ему заслуженное мировое признание - повседневная жизнь советских граждан. По другую - снятые после его отъезда на Западе портреты Ив Сен-Лорана, Михаила Барышникова*, Карла Лагерфельда и уличные фото Парижа и Китая. Редкие исторические кадры и зарисовки будничной жизни, позирующие звезды и застигнутые врасплох люди на улице - кажется, ничего не ускользнуло от внимательного взгляда Сычева.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Выставка «Вечное-сиюминутное», организованная при поддержке юридической компании «ТМ Дефенс», - часть масштабного «турне» работ Сычева по России, которое началось в 2018 году с  экспозиции «От советской эпохи до великих кутюрье» в центре фотографии «Росфото» в Петербурге.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Выпускник Казанского авиационного института, Владимир Сычев к своему призванию пришел не сразу: сначала два года проработал радиоинженером на Байконуре, в свободное время играл на саксофоне. А потом купил фотоаппарат «Зенит» и увлекся съемкой - настолько, что бросил прежнюю работу и перебрался в Москву, где начал оформлять обложки журналов и пластинок. Он быстро оказывается в гуще событий и вместе с другими неугодными власти художниками-бунтарями принимает участие в знаменитой «бульдозерной выставке», после которой его чуть не выгнали из профсоюза и собирались выслать за 101-й км. 

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

В 1980 году художник-самоучка эмигрирует во Францию, где всего за несколько месяцев добивается мирового признания. Он первым из советских фотографов заключает контракт с Vogue. Дебютная публикация «Высокая мода глазами Владимира Сычева» заняла целых 40 страниц - невероятные цифры и тогда, и сейчас, - а всего во французском журнале появилось 200 страниц его работ. Вскоре фотограф начинает сотрудничать с Paris Match, Le Figaro, Life, Stern, а затем и с агентством Sipa Press, где он проработал до 2010 года. 

В 80-м году Сычев был самым публикуемым фотографом в мире - его кадры расходились рекордными тиражами. Они и сейчас не утратили своей невероятной точности, злободневности и художественной ценности.

Владимир Сычев блестяще снимал портреты мировых знаменитостей, многие из которых были его друзьями: Михаила Барышникова*, Романа Полянски, Ив Сен Лорана и Поля Берже, Карла Лагерфельда, Кензо Такады, Сезарии Эворы. Был вхож в самые высокие политические круги, сопровождал в поездках и на интервью французских президентов - Франсуа Миттерана, Жака Ширака, Николя Саркози.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

А еще во внимательном и беспристрастном объективе Сычева застыло немало важнейших исторических моментов, свидетелем которых ему довелось стать: падение Берлинской стены, свержение румынского диктатора Николаэ Чаушеску и первые дни Михаила Горбачева после отречения от власти. 

Но больше всего, признается Сычев, ему нравится фотографировать на улице: и его справедливо считают одним из лучших стрит-фотографов и первопроходцев этого жанра. 

Выразительные черно-белые работы Сычева хранятся в частных и государственных коллекциях: так, в музее Помпиду находится 14 снимков фотографа. В 2009 году его персональная выставка «Повседневная советская жизнь 1970-х» состоялась в Государственной Третьяковской галерее. 

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Владимир Сычев, цитаты с public talk в ГУМе

Об улице

Я снимал президентов, известных модельеров, певцов, политиков, работал в Vogue. Но больше всего я люблю простых людей, люблю улицу - это мой дом родной. Никогда не выхожу из дома, даже за хлебом, без фотоаппарата, потому что поймать хороший кадр - большая удача, и нужно быть всегда начеку. Уличная фотография - это то, что происходит в пяти, а не пятидесяти метрах от тебя.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О жизни до фотографии

Образование техническое я получил случайно, по складу ума я гуманитарий. Просто, пока я учился в школе, ликвидировали военные кафедры на гуманитарных факультетах. Так пришлось поступать в технический вуз, но мне это не составило труда, я окончил школу с золотой медалью. По распределению меня отправили на Байконур, где я отработал 2 года.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О первом фотоаппарате

Еще в институте я хорошо играл на саксофоне: у нас с товарищами был свой джаз-бэнд. В феврале 65-го мы, студенты, поехали на конкурс в Москву, и там один фотограф из «Московского комсомольца» почему-то подошел ко мне, протянув пачку фотографий. В гостинице я положил их в тумбочку, но утром обнаружил, что половину растащили мои коллеги. Вернувшись в Казань, я купил фотоаппарат и вышел с ним на улицу снимать. 

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О дружбе с художниками

Для меня художники - избранный народ. Еще в Казани, когда я делал свои первые шаги с фотоаппаратом, познакомился с Алексеем Аникеенком и другими художниками. Благодаря дружбе и общению с ними я понял «тропы» фотографии - там ведь нет ни столбовой дороги, ни автострады. 

О взлете карьеры на Западе

Я уехал из Союза в 34 года. Друзья помогли вывезти архивы, и я оказался первым советским фотографом, который показал на Западе кадры повседневной, будничной жизни Союза. В 80-м году я был самым печатаемым фотографом, мой рекорд до сих пор не побит. В итоге 200 страниц за два года в Vogue - я был первым фотографом, которому в этом журнале за 50 лет предложили контракт. Было 4 страницы в Paris Match, 30 страниц в Stern, публикации в Time, Life.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О России

Я русский, я люблю Россию и никогда этого не скрывал: уехать мне пришлось от режима. Если мы кому-то интересны, то только как русские. А если неинтересны, ничего страшного.

О везении

Мне повезло познакомиться, встретиться или пересечься в своей жизни с самыми разными, самыми невероятными людьми. Несколько раз был на волосок от смерти: когда был Путч в Останкино, убили 5 фотографов, а меня только задели. Когда в Румынии свергали Чаушеску, я спрятался под танк: он поехал вперед и раздавил французского журналиста…

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О том, почему фотография не искусство

Меня никто ничему не учил, до всего я доходил сам, не знал тогда даже ни Родченко, ни Брессона. Но я осознал, что фотография, по сути, не искусство, это всегда репродукция реальности, которая немного до искусства не долетает. Но черно-белая фотография, в которой я работаю, все-таки ему ближе, чем цветная.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия
Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

О ГУМе

ГУМ - замечательное, во всех смыслах знаковое место. Очень приятно, что наконец-то мои работы выставляются здесь.

ГУМ, 3-я линия
«Владимир Сычев: Вечное-сиюминутное»
Выставка проходит до 19 мая
Фестиваль «Черешневый Лес». В Москве. Каждую весну. 

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая