«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Это, без преувеличения, один из самых любимых фильмов страны.
Ирина Зайчик
|
24 Февраля 2025
Александр Михайлов и Нина Дорошина
— Посылаем запрос в космос: «Так, мол, и так! Как, мол?»
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

Это, без преувеличения, один из самых любимых фильмов страны. Фразы из него давно ушли в народ, а герои стали родными. Когда «Любовь и голуби» показывают по телевизору, мало кто удержится, чтобы не пересмотреть его в пятый или десятый раз. Как же снималась картина Владимира Меньшова?

— Лада, в какой семье вы родились, кто ваши родители?

— Я родилась в Москве в семье артиста цирка. Папа был клоуном, очень веселым человеком. К сожалению, он рано ушел из жизни — когда ему было 40 лет, а мне десять. Мама работала чертежником-конструктором в конструкторском бюро. Когда я родилась, она бросила работу и стала колесить с папой по гастролям. Мы ездили с цирком из города в город: сегодня — Харьков, завтра — Ленинград, впереди — Владивосток. Сколько я поменяла детских садов и школ — и не сосчитать!

Была настоящим цирковым ребенком. На манеж выходила с пяти лет, участвовала, как все дети, в новогодних елках. Артисты цирка очень дружные, это одна большая семья...

Моим самым любимым местом была конюшня. Первый раз я села на лошадь лет в шесть. Всегда думала, что буду наездницей. Потом стала мечтать, что у меня будет несколько номеров. Первый — это пластический этюд, в цирке он называется «каучук». Во втором выступлении я выхожу с дрессированными собачками. Ну а завершать буду как воздушная гимнастка. Непременно в красивом трико кручу сальто высоко на трапеции. Я была от природы очень гибкой.

В феврале 1981 года папа меня повез в Государственное училище циркового эстрадного искусства. Там можно было учиться с пятого класса. Он окончил его с Геннадием Хазановым, Алла Борисовна Пугачева в эти годы была концертмейстером. Педагоги посмотрели на меня и сказали папе: «Надо только осанку поправить. Слава, порепетируй с ней еще и в мае приводи». А в мае папы не стало...

Я думала, схожу после десятого класса в цирковое училище. А потом сломала руку — словом, не сложилось.

— А как вы попали на пробы в «Любовь и голуби»?

— У меня уже был опыт проб в кино. Когда мне было всего два года, папа водил меня на «Мосфильм», где искали девочку в картину «Дача». Все восторгались: «Ой, какая милашечка, какие белые волосики». «Ладочка, брось деньги!» — сказали мне, но я как застыла, так и стояла не шевелясь. Одним словом, не получилось. Вторым фильмом был «Мой ласковый и нежный зверь». Меня брали на съемки, но со мной некому было поехать в киноэкспедицию.

Наступил 1983 год, мне исполнилось двенадцать. Моя подружка купила «Вечерку», когда мы ехали на ипподром заниматься, ей надо было в газету завернуть сапоги. Вдруг вижу в газете объявление: «Для съемок в фильме «Любовь и голуби» с 10 по 12 мая просмотр на киностудии «Мосфильм», нужны девочки 10—12 лет». Мы с подружкой решили поехать туда вместе, но она в последний момент передумала. А мне так хотелось сниматься в кино!

На проходной «Мосфильма» собралась огромная толпа юных претенденток с мамами. Их было человек пятьсот! Все девочки красивые, в нарядных платьях с рюшами. Это был не цветник, а огромная разноцветная клумба. А у меня все не слава богу: заколка сломалась, на кофточке пуговица потерялась, гольфик сполз. Я резко отличалась от всех претенденток: рыжая лохматая коса, рот до ушей, на лице конопушки.

В очереди одна девочка что-то напевает, другая разминается, третья танцует. Стою и думаю: «А я только на лошадях умею ездить». Наконец пригласили группу девочек, в том числе и меня. Передо мной стоит потрясающе красивый дядька в джинсовом костюме. От него так вкусно пахло одеколоном! Потом я узнала, что это был Владимир Валентинович Меньшов. Режиссер говорит: «Девчонки, называйте ваши возраст и имя». Я смело отвечаю: «Меня зовут Лада, мне будет тринадцать». Нет чтобы сказать поменьше — ищут же 12-летнюю. Стою улыбаюсь, этот дядя в джинсовом костюме мне так нравится.

На следующий день претенденткам, прошедшим отсев, было велено прочитать стихи. Меньшов был уже вместе с съемочной группой: оператор, художник-постановщик и второй режиссер. Меньшов спрашивает у рядом стоящей девочки: «Кто твой папа?» — «Мой папа замминистра», — отвечает она важно. Следующая я: «А мой папа клоун!» И вдруг Меньшов расплывается в улыбке: «О-о-о, наш человек!» Я прочитала «Тучки небесные, вечные странники» с таким удовольствием, что у меня даже щеки раскраснелись, потом еще и спела, вернее, заголосила: «Я у бабушки живу, я у дедушки живу». Кто-то из съемочной группы захлопал, все захохотали.

Меня подозвали к столу, записали мою фамилию в тетрадку и поставили напротив три жирных плюса. Я почему-то была уверена, что буду сниматься. Когда вышла из комнаты, у меня было ощущение эйфории, я словно летела на крыльях. Но и не подозревала, что это окажется настолько долгий путь...

Через неделю нас опять собрали на «Мосфильме», там было уже человек восемьдесят. На проходной всем дали номерочки. Мне, по-моему, достался номер 13. На мне была розовая рубашечка, мальчишеская, и юбочка. Поставили контрольный свет. Щелк, туда посмотри, щелк, вот сюда. Помню, мне так нравилось смотреть в фотокамеру!

Вдруг звонят бабушке с киностудии и говорят: «Вы знаете, Лада фотогеничная, очень хорошие снимки вышли». Я потом, когда увидела эти фотографии, чуть в обморок не упала: «Боже, какой крокодил!» У меня почему-то получился черный нос, все конопушки можно пересчитать.

В следующий раз я ездила одна на «Мосфильм», без бабушки, читать сценарий. Владимир Валентинович говорит: «Давай с тобой вот это место прочитаем». Я должна была жалостно спросить: «Пап, ты деньги брал?» Слава богу, мы с папой часто на магнитофон записывали басню, я — ягненочек, а он — волк.

Старалась изо всех сил. Но никаких восторгов Меньшов не выказывал. «Как же так? — думаю. — Может, что-то я не так делаю?» Это сейчас понимаю, что на самом деле режиссер был настолько погружен в этот фильм, что ему было не до восторгов. Главное, что в разговоре между нами возникла энергия.

Александр Михайлов и Людмила Гурченко
— Ах ты, сучка ты крашена! — Почему же крашена, это мой натуральный цвет!
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Вас, наверное, выбрали еще из-за внешнего сходства с Александром Михайловым?

— Василия Кузякина еще и не было к тому времени. Я потом где-то читала, что Александр Михайлов вызывал у Меньшова сомнение, потому что он на пробы пришел в галстуке, из-за чего его сочли слишком серьезным для роли главного героя. Меньшову казалось, что Михайлов не похож на сибиряка и не сможет сыграть его. Но когда Александр Яковлевич рассказал, что родился и вырос в Забайкалье, тут же пообещал ему роль. И ни разу об этом не пожалел. Когда Михайлов на съемочной площадке произнес первые слова в роли Василия Кузякина, Меньшов с облегчением вздохнул: «Вот он, Вася...»

Интересно, что на роль Василия претендовал Сергей Юрский. Посмотрев пробы, Владимир Меньшов все-таки решил в пользу Михайлова. Юрскому он предложил роль дяди Мити. Как интеллигентный актер, которому еще и 50 лет не было, смог сыграть деревенского старичка — для меня загадка.

Вначале Меньшов видел в этой роли Олега Табакова. Но тот предпочел съемки в фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Кстати, многие смешные реплики дяди Мити придумал Юрский, например «Извините, что помешал вам деньги прятать!» Он так перевоплотился в своего персонажа, что однажды во время обеденного перерыва его не пустили в кафе — официанты приняли за местного пьянчужку. Пришлось вмешаться режиссеру и объяснить, что это известный актер.

— А когда начались уже пробы на «Мосфильме»?

— В какой-то день после читки сценария меня вызвали к костюмерам. Дали примерить какое-то платьице. Я так стеснялась раздеваться при всех, там вокруг люди взрослые. Смотрю, никто вообще на меня внимания не обращает. «Подойдет. А размер обуви у тебя какой? Можно и в своих кедах».

Только, наверное, через неделю меня вызвали на грим. Вначале заплели две косички: «Ой, она еще младше выглядит, прекрасно». Потом тональный крем наложили. Смотрю в зеркало: боже, какое красивое лицо, ровненькое, бровки причесали! Пригласили Владимира Валентиновича, он все одобрил. Сфотографировали: «Все, иди умывайся». И только потом уже были кинопробы.

Я приезжаю, на меня надевают платье, заплетают косы, конопушки подчеркивают. Заходим в комнату, где камера стоит. Снимали сцену, где семья Кузякиных читает письмо Василия. Нас сажают за стол. Я смотрю, какая-то женщина знакомая. Это была Любовь Полищук, которая пробовалась на роль моей мамы. Полищук так играла, будто сейчас умрет, у нее такие глаза были растерянные. Ну что говорить, профессионал! «Стоп, перерыв!» Мы все пошли отдыхать в соседнюю комнату. А там по телевизору показывали фильм «Приключения принца Флоризеля», где Полищук играла. Она сидит, одетая по-деревенски, в какой-то кофте, косынке, без грима, смотрит на себя и восхищается: «Ой, ну до чего же я тут хороша!»

Любовь Григорьевна, конечно, была очень приятной женщиной в общении, воспитанной, с хорошими манерами. Я с благодарностью ее вспоминаю. Она давала советы, подсказывала: «Не торопись, руки держи вот так». Но ее пробы сочли неудачными...

— Сколько это все продолжалось?

— Первый раз я поехала на «Мосфильм» 10 мая, а в конце июня раздался долгожданный звонок. Я уже отчаялась, даже бабушке сказала: «Может, и не надо это кино?..» А тут звонит ассистентка режиссера, бабушка радостно кричит: «Ладка, тебя утвердили, мы едем в Медвежьегорск на съемки!»

До отъезда я на «Мосфильме» заполнила анкету с моими данными: вес, рост, цвет волос, цвет глаз. Бабушка подписала договор о гонораре, еще то, что я обязуюсь не стричься, то есть никаких изменений внешности.

В начале августа мы поехали в киноэкспедицию в Карелию. На Ленинградском вокзале собралась вся съемочная группа. У нас с бабушкой был огромный чемодан, с которым я ездила на гастроли с папой. Я туда покидала учебники, одежду, захватила и любимый пластилин. Помню, подхожу к поезду, а помощница оператора смеется: «Куда ты собралась с таким чемоданом, на полгода, что ли, едешь?» Смотрю, у всех просто по сумке небольшой.

— А почему снимали в Карелии, а не в Сибири?

— Потом, уже будучи взрослой, я читала, что долго искали место для съемок в Забайкалье, но так и не смогли найти подходящий дом. И подыскали идеальное место в Медвежьегорске. Жили мы все в гостинице «Турист», она была одна на весь город. Городок-то маленький, всего две улицы.

Меньшов отправился сам к хозяевам дома, чтобы получить разрешение на съемку. Те согласились предоставить дом, но предупредили: жить им не у кого, придется снимать только во дворе. К домику по просьбе режиссера за счет съемочной группы пристроили летнюю веранду, крыльцо деревенское, установили голубятню. Голубей привезла из Москвы дрессировщица, а вот куры, собаки и кошки были взяты в «аренду» у хозяев дома. Пока киношники расставляли аппаратуру, местные ухаживали за живностью и поливали огород.

К нашему приезду уже все было готово: и картошку посадили заранее, и кухоньку соорудили во дворе, положили дрова. Хозяевам дома, конечно, не позавидуешь — там человек сто топталось во дворе, как мамай прошел. Но они мужественно терпели все неудобства. Единственный кадр, который снимали в доме, это когда мы все выбегаем за дядей Митей на веранду. Внутрь дома я зашла один раз погреться, помню, был очень холодный день, хозяева меня отпаивали чаем. Там обстановка, конечно, вообще не такая, как в кино, все по-другому, даже печка русская стояла...

А осенью мы доснимали все на «Мосфильме». Как сейчас помню, 16 октября в зале Чайковского репетировали кадриль. Интерьеры нашего дома и квартира Раисы Захаровны были выстроены рядом, в одном павильоне. Можно было переходить из одного помещения в другое. Меньшову не давала покоя квартира Раисы Захаровны, он уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно, и это выглядело в хрущевке довольно забавно. Добавила красок и Людмила Гурченко: она к съемкам привлекла свою собачку, потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит кактусы и о них все время кололся Василий.

Александр Михайлов и Людмила Гурченко
— Что характерно —любили друг друга!
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Как вы, дебютантка, привыкали к камере?

— Конечно, было трудно, особенно первые дубли. Я все никак не могла справиться со своей мимикой и от волнения почему-то улыбалась.

Кстати, мы познакомились с Александром Яковлевичем Михайловым именно в первый день съемок. Он прячется на голубятне, а я у него спрашиваю: «Пап, ты деньги брал?»

«Мотор! Начали!» Бегу к отцу на голубятню. «Стоп! Что ты смеешься? — кричит оператор. — Еще раз!» Опять побежала. «Стоп!!!» «Да что такое! — думаю. — Разве я смеялась?» А пленка-то «Кодак», дорогущая. Как говорил оператор: «Валюта улетает». Я даже обиделась про себя: «Не имеете права на меня кричать. Я вам принципиально весь фильм испорчу». Тут подходит ко мне Юля Меньшова, дочка режиссера, и говорит: «Ну чего ты обижаешься, он же не против тебя, он переживает за кино». Можно сказать, Юля спасла фильм. Я остыла, подумав: «И правда, что это я? Надо работать серьезно».

Юля Меньшова с Яной, исполнительницей роли моей старшей сестры, сразу задружилась. Янина Лисовская, та самая «Людк, а Людк», была уже взрослой, на момент съемок ей исполнилось 22 года. Они с Юлей с удовольствием гуляли по лесу, собирали бруснику.

Юля приехала с папой на съемки в Медвежьегорск. Многие потом режиссера спрашивали: «Что же вы, Владимир Валентинович, свою Юлю в своих фильмах не снимали?» А он отвечал: «Для «Москва слезам не верит» она была еще мала, а для «Любовь и голуби» уже велика». Ей 14 лет было, она прямо взрослая была.

В Медвежьегорск, кстати, многие с детьми приехали. Даша Юрская — с родителями Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Дашка была маленькая, второклашка или третьеклашка, такая хорошенькая, с бантиками. Там был сын сценариста Владимира Гуркина. Костя Михайлов, сын Александра Михайлова, кажется, позже всех появился. Помню, как Александр Яковлевич сказал мне: «Вот, Лад, смотри, это мой сын Костя». Ну, «привет» — «привет». Мы были ровесниками, как раз 12—13 лет, и я, естественно, стеснялась.

— А ваш киношный брат Леня?

— Ну, ему лет 20 было, уже взрослый дядя. Но он-то вообще позже нас всех на съемочной площадке появился. Там такая непростая история была. Оказывается, на роль Лени утвердили другого парня, он был музыкантом в какой-то популярной группе. Но зазвездил: «Ой, так надолго уезжать, я не знаю...» Думаю, выторговывал себе гонорар хороший. Ему ответили: «Ну тогда извини». И в срочном порядке вызвали в Медвежьегорск Игоря Ляха. Лях приезжает, и в этот же момент вдруг приезжает и музыкант, которого уже утвердили. Меньшов был в шоке. Там могли быть суды, большие неприятности. И что делает Владимир Валентинович?

Он, понимая, что съемочная группа — это один организм, собрал всех и сказал: «Ребята, вот такая ситуация, давайте вместе решать голосованием. Вот есть этот, который очень подходит, но он нас подвел, и есть этот, который мне нравится». Оператор поддержал режиссера: «Не вопрос вообще, конечно, Игорь!» Короче, общим голосованием все сошлись на том, что в фильме будет сниматься Лях.

Это было справедливое решение, да и потом мы с Игорем оказались очень похожи друг на друга. Мало того, и на папу нашего Василия. Так у нас сложилась настоящая дружная семья. Все время смеялись, поддерживали друг друга. Александр Михайлов такой хороший, такой добрый. Янка, сестра моя, тоже замечательная, Игорь такой обаятельный....

— А Нина Дорошина, ваша киношная мама?

— Вначале Нина Михайловна мне показалась очень строгой. Она была неулыбчивая, держала дистанцию. Ее все в съемочной группе побаивались, говорили, что может любому задать перцу. Хотя внешне она обаятельно сверкала глазами, шутила, улыбалась.

Но, знаете, почему-то сразу очень подружилась с моей бабушкой, с удовольствием с ней все время разговаривала. Бабушка, между прочим, чуть в консерваторию не попала, ей много чего было рассказать, человек войну прошел. И Дорошина как-то очень уважительно все время к ней обращалась: «Антонина Федоровна, Антонина Федоровна...» И вообще к бабушке все очень хорошо относились. Помню, как Александр Яковлевич говорит в ресторане: «Антонина Федоровна, идите, не переживайте». — «Как же, я счет еще не оплатила». — «Я все оплачу». Бабушку это так впечатлило, что она потом всем сестрам звонила и рассказывала про щедрость Михайлова.

Интересно, что Дорошина играла Надю в пьесе «Любовь и голуби» в «Современнике» много лет. Увидев именно ее на сцене, Меньшов загорелся снять фильм. Но не спешил приглашать Нину Михайловну. Он не хотел брать актеров из театра, у него была своя трактовка пьесы. Пробовал на роль Любовь Полищук, Татьяну Доронину и свою жену Веру Алентову, но она была занята в другом проекте. В общем, как Меньшов ни пытался найти актрису, у него ничего не получилось. И он пригласил в фильм Нину Дорошину.

Интересно, что она была старше Михайлова на десять лет. Его для съемок специально старили, чтобы на экране они выглядели ровесниками.

С актрисой отношения у режиссера складывались трудно: роль у нее уже была сделана, она сопротивлялась новым трактовкам, гнула свою линию. Да, им было трудно, но интересно работать. В одном из интервью Меньшов сказал: «Она была гениальна, но не без капризов», а в конце признал, что Дорошина «необыкновенно хороша в этой роли»...

По большому счету на месте режиссера можно было озвереть. Все звезды собрались, сплошные народные артисты и заслуженные. Да и Наталья Максимовна Тенякова, звезда БДТ, тоже была со сложным характером.

Александр Михайлов и Людмила Гурченко
— Людк, а Людк! Тьфу, деревня!
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

Тенякова не сразу согласилась на эту роль. Ее уговорил сниматься Сергей Юрский, ему все никак не могли найти партнершу. Когда стало известно, что работа предстоит в Карелии, будучи заядлой грибницей, она согласилась. А еще ей по-актерски было интересно сыграть возрастную роль.

Помню, как мы все гадали, кто же будет играть бабу Шуру. Садимся в автобус, а старушки-актрисы все нет. Да что ж такое! И бабушка у всех спрашивает: «Я не могу понять, кто бабку-то играет?» Смотрели-смотрели, уже вроде актеров-то всех видели, уже все приехали, кто снимается? Нет бабки, и все. Приехала какая-то молодая красивая актриса с чувственными губами. Наталье Теняковой тогда было 39 лет. Самый сок. И вот она садится к гримерам, и ей начинают накладывать грим. Гримировали, наверное, часа два. Всю кожу ее лица собирали гармошкой и склеивали, делали черные круги под глазами, приклеивали парик. Потом платок, нашлепки поролоновые под платье. И она сразу превращалась в старуху.

Я говорю бабушке: «Это тетя Наташа». Бабушка не верит: «Да ладно, как это так? Ну надо же». Это было невероятно, как можно за два часа превратиться из красавицы в старуху? Сидим в автобусе, едем на место съемок. Все смеялись, шутили всю дорогу, какие-то истории рассказывали, театральные байки. Все хохочут, а Тенякова всю дорогу держит щеки, чтобы не треснули. Гример просит: «Перестаньте ее смешить». Как она сама потом говорила в интервью: «Грим был такой, что хоть утюгом разглаживай!»

Людмила Гурченко снималась в Медвежьегорске?

— Конечно, все ждали приезда Гурченко. Ее пригласили на роль Раисы Захаровны телеграммой уже в процессе съемок. Она готовилась к ним всего пять дней. Меньшов решил спровоцировать Гурченко, зная ее азартный характер: «Ну не знаю, что вы еще можете. Вы уже столько всего наиграли...» Мне кажется, что Раиса Захаровна — ее лучшая комедийная роль!

На натуре должны были снимать всего одну сцену, как она подходит к дому Васи Кузякина. Ради нее Людмила Марковна и приехала в Медвежьегорск. Но, к сожалению, эта сцена не вошла в фильм. А жаль... Надо было видеть, как ее Раиса Захаровна поднимается по ступенькам в дом Кузякиных. Это был высший пилотаж!

— А вы видели до этого фильмы Людмилы Гурченко?

— Нет, даже «Карнавальную ночь». Бабушка, естественно, прекрасно знала, кто такая Гурченко. Людмиле Марковне только что присвоили звание народной артистки СССР. Она была в самом расцвете славы и красоты.

Всем было известно, когда должен прийти ее поезд. Жила она в нашей гостинице «Турист». Я как бы ненароком вышла в гостиничный коридор, мне было любопытно на нее посмотреть. Вижу, Гурченко идет с какими-то сумочками. Ее сопровождали несколько женщин, видимо, кто-то из группы встречал на вокзале. К ней подскочила наша гример Лена, они, видимо, встречались на других проектах. Чмок-чмок, привет-привет.

От нее действительно какая-то удивительная энергия шла. Настоящая звезда! Она была уверена в себе, свободна в общении.

В тот же вечер с ней приключилась забавная история. Людмила Марковна с Леной пошли гулять по городу, посмотреть достопримечательности. На следующий день Гурченко в красках рассказывала всем о впечатлениях: «Вы представляете, мы поворачиваемся, а за нами тысяч пять человек идет: куда мы, они туда же. Мы уже испугались, они перегораживают нам дорогу, начинают окружать».

— А в Медвежьегорске были достопримечательности?

— Там смотреть-то нечего — один магазин галантереи, школа и гостиница. Слухи о том, что приехала Гурченко, мгновенно распространились по городу. Я даже на себе эту «славу» однажды почувствовала. Как-то подхожу к гостинице, а мне ребята местные не дают пройти, спрашивают: «Тут девка одна снимается, Лада, такая высоченная кобыла?» А я ниже их ростом стою.

А тут сама Гурченко приехала! Короче, они с Леной бросились бегом в гостиницу: дворами пробирались, по помойкам, прыгали через какие-то коробки на каблуках.

— А Меньшов не побаивался ее?

— Я не обратила внимания, если точнее, этого не заметила. Там никто ее не боялся, настолько она была реально раскованным человеком и причем доброжелательным. Они вместе придумывали ее роль.

Изначально Раиса Захаровна должна была появиться лишь в одном эпизоде, но ради прославленной актрисы переписали сценарий. Меньшов и Гурченко прямо на съемочной площадке творили. Режиссер даже пригласил женщину, которая увлекалась потусторонними силами, ее рассказы об экстрасенсах и телекинезе вошли в фильм.

Сцену, где Василий и Раиса Захаровна встречаются в море, снимали в Батуми. Я тоже снималась там. Задумка была очень сложная в исполнении. Мы с папой прощаемся, распахивается дверь его дома, и он падает прямо в костюме в море. А на деле эту декорацию, стену с дверью, на пирсе поднимали краном. От ветра, казалось, она вот-вот рухнет...

Людмила Гурченко
— А у нас текучка. Ох, кака страшна у нас текучка!
Фото: «Мосфильм»

Мало кто обратил внимание, что пляж-то пустой. Съемки пришлись на ноябрь, температура воды была всего 14 градусов. Пирс холодный. Я на нем в кедах стояла, и то замерзла. В массовку, наверное, какой-то клуб моржей пригласили.

Людмила Гурченко, которая очень не любила холод, с трудом согласилась плавать в ледяной воде. Она надеялась, что будет всего пара дублей, но во время сцены в воде Александр Михайлов оказался на грани жизни и смерти. Оказывается, когда он прыгал, водолазы с него быстро должны были снять костюм под водой, чтобы он вынырнул только в плавках. Но получилась трагикомическая история: пока костюм снимали, актер запутался, намокший галстук на нем затянулся и его чуть не задушил. Водолазы быстро разрезали удавку, и актер выплыл наружу.

Не знаю, о чем на самом деле они говорили в море. Но на озвучании Гурченко придумала гениальную фразу: «Осторожнее, товарищ! Вы меня забрызгали, я уже мокрая вся с головы до ног».

В конце съемочного дня в знак благодарности за терпение актеров Владимир Меньшов сам прыгнул в холодную воду.

На съемках было очень много импровизации. Например, Гурченко носила парик. Но мало кто знает, что он присутствовал в кадре больше времени, чем артистка. Дело в том, что его задом наперед ради смеха надевал Владимир Меньшов. Режиссер говорил между сценами следующий текст: «Фигура вторая, печальная. Фигура третья, разлучная». А как он долго мучился, думая над сценой обольщения Васи! От отчаяния упал на гальку пляжа и вдруг воскликнул, глядя на звезды: «Эврика!» И родилась фраза: «Эх, Вася, Вася!»

Меньшов не знал, как снять сцену драки Надежды и Раисы Захаровны. После репетиции он понял, что выходит некрасиво. И потом, оператору было негде развернуться, места мало. Все долго ломали голову, наконец придумали гениальный ход: «А давайте закроем шторы!» Дальше опять проблема: а кто закроет — может, Гурченко, выбегая из комнаты? Попробовали — нет, не очень. Что же делать? Эврика! Леня пошел поросят кормить, он и закрыл, мол, девчонки, вы там сами разбирайтесь, я пошел.

Не хватало яркого финального аккорда. Гурченко ушла, но что-то должно после нее остаться. А что? Давайте сорвем с ее головы красный берет. Ну и что? «А что, если помпон с берета оторвать?» Дорошина прекрасно это отыграла, просто его уронила с ладони, как что-то гадкое. Я-то думала, она помпон гневно бросит, как трофей...

А еще Меньшов придумал замечательный кадр, когда во время сцены любви Надежды и Василия на берегу реки зацветает сухое дерево. К нему привязали десять тростей. Дергаешь за веревочку, и одновременно «распускаются» бумажные цветы.

— В фильме очень много эмоций. Как режиссер добивался, чтобы вы заплакали?

— Ну как ребенка заставить? Владимир Валентинович никогда не навязывал, не было такого: «Тут ты говоришь вот это». Было ощущение, что он просто телепатическим путем мысли вкладывал в мою голову. Я сразу понимала, чего хочет от меня добиться. Это, видимо, талант режиссера: раскопать что-то в девочке, где-то нажать — и в результате получить нужную эмоцию. Он понимал, что это я могу, несмотря на застенчивость...

Удивительные слова сказал однажды Александр Михайлов: «Володя как-то интуитивно рассчитал, попал почти в десятку. Лада была способная, очень восприимчивая, какая-то такая трепетная девочка... И когда она разрыдалась, видно было по всему, что он сам чуть не заплакал вместе с ней, долго ее успокаивал, она долго не могла прийти в себя».

Мы снимали очень сложную сцену, где мой брат пошел с топором на папу. Я должна была, глядя на это, рыдать белугой. И мои рыдания должны были снимать крупным планом. Поставили меня на фоне дров, и Владимир Валентинович говорит: «Лада, тебе надо будет плакать». Я заранее «звездочкой» намазала вокруг глаз. Ничего. Прошло десять минут, глаза красные, а слез нет. Гример предлагает: «Может, глицерином попробуем?» Ну, стыдно как-то глицерином, причем это крупный план. «Нет, — говорит Меньшов, — спокойно. Сейчас снимем». А сам ходит, как тигр в клетке, туда-сюда. Уже начинают камеры настраивать. Я стою, смотрю на него, а он объясняет: «Ты должна плакать и говорить: «Папочка, папочка!» Поняла?» Видно, так волновался, что от него прямо искры летели.

И в этот момент я как давай реветь. Оператор от неожиданности опешил: «Подожди, рано». А Меньшов кричит: «Скорее снимай! Камера, мотор, начали!» Уже и сцену сняли, а я рыдаю так, что остановиться не могу. Это было такое нервное напряжение...

Но я особо не видела процесса съемок. Никогда не лезла, всегда молча сидела и ждала. Мне строго велели: «Никуда не отходи, сиди здесь, ты актриса, твое место тут». Потому что мало ли — побежала, ногу сломала, не дай бог. Загримировали — и все, главное, руками лицо не трогай, а не то размажешь. Я постоянно учила свой текст, но от волнения иногда его забывала.

С Людмилой Марковной мы порой встречались, ожидая начала съемок, в маленькой комнатке за печкой. Сидим, ждем, пока какие-то замеры идут или свет ставят. Как-то она меня попросила: «Дай твои волосы потрогать. Вот это да!»

«А у меня, — говорит, — хвостик какой-то был. Папа меня все время спрашивал: «Люська, что же ты такая у меня дрищ, худышка?» У меня ноги — спички, талия 47 сантиметров. По две пары колготок надевала, чтобы толще казаться». А еще часто рассказывала про своего папу, как она его любила...

Я брала с собой на съемки учебники. Помню, не могла никак понять, что такое дискриминант. Сидела и мучилась, пытаясь разобраться. Людмила Марковна прочитала параграф, натолкнула меня на мысль, и я тут же разобралась.

Она интересовалась: «А как там в школе дела? Тебя не обижают?» Поговаривали, будто у нее были сложные отношения с дочкой, но мне показалось, что она очень дружелюбная, заботливая. У меня остались впечатления о Людмиле Марковне прекрасные, она действительно очень целеустремленный, надежный человек. Я по-детски считала, что если скажу: «Тетя Люся, вот он меня обижает», то она прямо разорвет моего обидчика! Я и Дорошину называла тетей Ниной, Михайлова — дядей Сашей. А к режиссеру обращалась только Владимир Валентинович.

Лада Сизоненко
— Извините, что помешал вам деньги прятать!
Фото: «Мосфильм»

— Наверное, все после съемок собирались в гостинице?

— Я-то маленькая была, кто же меня пригласит. Наверное, и чай пили. Что покрепче — не знаю, потому что был сухой закон. Но там в это время у Владимира Валентиновича должен был быть день рождения, наверное, что-то придумали. Пробегаешь по коридору: «Лад, зайди чаю попить». Но я убегала уроки делать, я же в школу ходила в Медвежьегорске, принесла туда документы. Там, кстати, хороший класс был, очень хорошая учительница химии, я ей так благодарна, с тех пор, наверное, химию полюбила. Самое интересное, ходила в школу в студийной форме, в которой снималась. Эту школьную форму привезли для съемок с «Мосфильма».

— Какие еще сцены не вошли в окончательный вариант?

— Очень жалко, что не вошла сцена, где Васе чудится, будто в баре сидят все его дети. До поездки на юг ему Люда журнал показывает, где на фотографии в баре пьют через соломинку коктейли. Михайлов спрашивает дочку: «Ерша, что ли пьют? Чего, прям через солому?» — «Да нет, соломинка — это такая трубочка полиэтиленовая» — «Вот чудики!» Все это сократили. А в фильме осталась сцена, где Вася застывает на месте, увидев яркую рекламу бара на пляже.

Эту сцену снимали в гостиничном комплексе в Измайлово, назначили на 15 февраля. На ней собрались все герои фильма. Ее можно было назвать «Сон Кузякина».

Вася с Раисой Захаровной в баре — он за стойкой пьет через соломинку коктейль, а она перед ним танцует. Вдруг он поворачивает голову налево — там баба Шура и дядя Митя тоже пьют коктейль, вправо — там вся семья Кузякиных потягивает коктейли. Он мотает головой — и видение рассеивается...

Это был самый последний съемочный день. После этого всех собрали на фуршет. Прямо в этом баре накрыли стол. Все говорили тосты, пили за дружный коллектив, за успех картины. И все, конечно, благодарили Владимира Валентиновича за теплую, творческую атмосферу. Никому не хотелось расставаться. Я не осознавала, что все закончилось, мне казалось, что это не кончится никогда...

После съемок было озвучание. Я пришла на «Мосфильм» на пробы, там же тоже нужны какие-то навыки, как оказалось. Все хорошо сделала и сама озвучивала свою роль. Снова рыдала как белуга. Потому что, когда себя увидела на экране, мне снова передалось это состояние и у меня полились слезы.

Процесс озвучания был очень увлекательным. За Людмилой Марковной было интересно наблюдать. Как она интонацией передавала характер героини! При мне озвучивала сцену, где жует капусту и жалуется Василию на его жену-«горгону». Ей принесли тарелку капусты, и она эту капусту хрумкала так аппетитно, что слюнки потекли.

— А когда состоялась премьера фильма?

— Так получилось, что премьера была почти через год. Вначале планировали в мае. Но мне позвонили из группы и сказали: «Наш фильм все-таки положили на полку».

Руководство Госкино было настроено против. По мнению чиновников, в картине «Любовь и голуби» показан негативный образ российских деревень, пропагандировались алкоголизм и семейная неверность. Киночиновники рекомендовали сократить фильм. Особенно посоветовали вырезать сцены с бабой Шурой и дядей Митей. В стране шла борьба с алкоголизмом. Режиссер отказался сокращать: «Ну не могу я это вырезать! Режьте меня! Меня режьте!» И тогда его отстранили, дали монтировать фильм другому человеку.

Не знаю, как Владимира Валентиновича инфаркт не хватил. Это же его детище! Назначенный сверху режиссер добросовестно перекраивал фильм два-три месяца. Это время, как рассказывал Меньшов, он жил в аду.

Помню, приезжаю на «Мосфильм» за деньгами за озвучание, а мне Володя Кучинский, второй режиссер, говорит: «Ой, Ладка, там такое творят, я даже собираюсь писать заявление с просьбой убрать мою фамилию из титров. Повырезали все. Не знаю, оставят тебя или нет».

Там на две серии снято было. Меньшов хотел сделать двухсерийный фильм, как и «Москва слезам не верит». Ему повезло, что картина «Любовь и голуби» понравилась партийному руководству. И кампания, направленная на ее уничтожение, вдруг остановилась. Когда пропали все сцены с выпивкой, получалась уже не смешная картина, а скучная, и чиновники попросили Меньшова вернуться к работе над фильмом.

«В итоге «Любовь и голуби» выпустили, каким он был, без купюр», — рассказывал Меньшов. Правда, некоторые эпизоды режиссер убрал по собственному решению, потому что снимал двухсерийный фильм, а ему пришлось сократить хронометраж до 107 минут. Так уменьшилась жизнь Василия в квартире Раисы Захаровны, где он храбро боролся со стиральной машинкой, исчез сон Кузякина в баре...

Там реально очень много интересного осталось за кадром, очень жаль, что это не сохранилось. Выбрасывали пленку километрами. И ни в какой архив это не пошло. Потому что Владимир Валентинович наверняка что-то смонтировал бы. Помню, залезла однажды в монтажные столики, смотрю, куски пленки валяются. Гляжу на свет, а там красная курточка моя. «Это можно взять?» — спрашиваю. «Да, возьми на память». К сожалению, я потом эти кадры потеряла...

Мы долго жили в неведении. Вдруг однажды бабушка говорит: «А ты знаешь, что фильм «Любовь и голуби» идет в кинотеатре «Юбилейный» на проспекте Вернадского?»

Лада Сизоненко
Лада Сизоненко, 1994 год
Фото: В. Локтев/из архива Л. сизоненко
Лада Сизоненко
Лада Сизоненко на конкурсе профессиональных моделей «Золотая рыбка», приз зрительских симпатий, 1992 год
Фото: из архива Л. сизоненко

Это был так называемый экспериментальный показ для проверки реакции зрителей. Никакой рекламы при этом, только сарафанное радио. Всю неделю крутили фильм, ни одного свободного места, полный аншлаг. И мы с бабушкой поехали. Я первый раз увидела себя на экране. Помню, как пришла в ужас: до чего страшная! Когда после сеанса мы выходили, зрители на меня косились, за мной шли и пытались меня потрогать. Бабушка гордо шла рядом — мол, эта моя внучка-актриса!

И только уже осенью состоялась официальная премьера в Доме кино. Сначала показали документальный фильм «Третьяк», потом мультик «Возвращение блудного попугая». А затем уже было вступительное слово, и вся съемочная группа во главе с Меньшовым вышла на сцену. В зале захлопали, когда и меня объявили: «Начинающая актриса Лада Сизоненко». И в тот момент я подумала: «А почему бы и нет?» Мне очень понравилось сниматься в кино, как все весело, хорошо, это мне подходит.

Во время показа фильма в зале творилось невообразимое: все хохотали, хлопали в ладоши. Я сидела счастливая. Нам дарили цветы, овации долго не стихали.

На премьере присутствовала жена Владимира Меньшова актриса Вера Алентова. Она всех поздравляла с успехом картины. Все друг друга обнимали, целовали, плакали, что расстаемся. После премьеры артистов еще долго останавливали на улице, благодарили за фильм. «Любовь и голуби» в год выхода на экраны мгновенно собрал почти 45 миллионов зрителей. Моя героиня Оля Кузякина, папина заступница с трогательными косичками и конопушками, сразу полюбилась зрителям. Все актеры, сыгравшие в нем, стали звездами, а их фразы — крылатыми. Сергею Юрскому вслед кричали: «Беги, дядь Мить!», а Людмилу Гурченко преследовали знаменитые фразы: «Людк, а Людк!» и «Сучка ты крашена».

— В школе как отнеслись к вашему успеху?

— Ужасно. Одноклассники, думаю, завидовали, считали, что я стала задаваться. А мне казалось, интересно же им рассказать, как снимается кино. Мне просто повезло, подросток столько в себя впитал хорошего. Непросто попасть в компанию выдающихся людей. Но никому из моих подруг это слушать не хотелось. Такое предательство мне было вообще непонятно. Причем одной из девочек я предлагала пойти на пробы, она сама отказалась. Это была травля. Я шла в школу каждый день как на каторгу. А мальчишки, наоборот, пытались мое внимание привлечь.

Педагоги с пониманием относились. Там же беспрерывные пробы были, потом съемки. Я училась неплохо, все успевала. Там пока свет настраивают, пока есть перерыв, когда тебя не снимают, ты сидишь делаешь уроки.

— Меньшов не обещал пригласить вас в следующий проект?

— Такого я не помню, он никому этого не говорил. Мы потом виделись с ним, он даже не сразу меня узнал, я уже моделью работала и снималась на «Мосфильме» в какой-то очередной рекламе. Актрисы, бедные, сидели в 90-е годы без работы, а я звезда, мелькаю в рекламе: банки, меха, союзконтракты. «Привет, Лада, ой, какая красотка!» — удивился Меньшов.

Один раз мы столкнулись с дядей Сашей. Я говорю: «Дядя Саш...» Он так смотрит: «Ой, кто это?» — «Это же я, ваша дочка». — «Лада!» И имя вспомнил, хотя прошло уже восемь лет.

Мне так приятно, что в одной передаче он обо мне сказал теплые слова: «Я хочу извиниться перед Ладой, что мы не так часто встречаемся, не так часто созваниваемся. Но в душе она у меня есть, Ладочка, Это моя третья дочь. И я не исключаю такой возможности, что мы будем долго, долго еще дружить с ней...»

— А с Людмилой Гурченко не пересекались?

— С Гурченко мы очень часто встречались у Валентина Юдашкина. Я же работала в его Доме моделью. А она покупала его одежду и часто участвовала в показах.

Как сейчас помню нашу встречу на одном из них. Марина Владимировна Юдашкина, жена Вали, гримировала моделей: из глаз делала черный квадрат, один зрачок только торчит. Мы друг друга не узнавали. Гляжу, Гурченко стоит за сценой. Я говорю: «Людмила Марковна, здравствуйте, вы меня забыли, наверное?» Она смотрит на меня и не узнает: «Не помню». — «Да мы с вами вместе в «Любовь и голуби» снимались, я Оля Кузякина». — «О-о-о! Боже мой, была такая деревенская девочка, выросла в такую красавицу...»

Помню, я приехала спустя время к Теняковой и Юрскому во МХАТ с редакторами, которые снимали документальное кино. И они вдруг увидели меня и оторопели. «Здравствуйте, Наталья Максимовна, это я». Юрский спросил: «Неужели это Яна?» — «Нет, это Лада». Представляете, столько лет прошло, а они все равно помнят наши имена. Заволокли меня в гримерку, и там мы сидели целый час, вспоминали, как мы работали. Жалко, камеры уже не было...

Удивительное дело, но мы все, участники этого замечательного фильма, всегда с удовольствием вспоминали это время, съемки в Карелии. И все говорили одно: какая была яркая игра, какая была теплая атмосфера...

Я считаю, что несомненным камертоном картины был Владимир Валентинович, именно он создал какую-то теплую обстановку, сделал так, что мы стали как одна большая семья...

Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп с 1 по 10 апреля для всех знаков зодиака
В этот раз карты сулят представителям гороскопа всплеск эмоций, скорые перемены и сделку с совестью. Кто-то из знаков зодиака сделает важный выбор и сможет решиться на перемены. Кто-то пойдет по головам в надежде получить желаемое, а кому-то посчастливится встретить любовь. С 1 по 10 апреля период точно не будет скучным, но главное — не выдумывать лишнего и не ожидать проблем за каждым поворотом. Просто живите и получайте удовольствие от каждого дня, каждой мелочи. 

Овен

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель