Неточка Сниткина, девушка, которая давно мечтала о самостоятельности и хотела сама зарабатывать на хлеб, согласилась стенографировать для Достоевского. В результате писатель справился со своей задачей и выполнил условия издателя. Так родился знаменитый роман «Игрок». Сам Достоевский это произведение ценил невысоко, а вот в народе оно сразу же стало популярным. Что и говорить, игромания в то время была проблемой похуже алкоголизма. Мужчины спускали целые состояния. И если в России казино были запрещены, то в ход шли карты. По дворянскому обычаю, карточный долг не оплатить было нельзя — это бесчестие допускали только шулера. В итоге не платили портным, поставщикам продуктов, недодавали на нужды семьи, а за карточные проигрыши расплачивались немедленно.
Небольшое отступление. На мой взгляд, роман «Игрок» удалось предельно точно экранизировать только Алексею Баталову, который выступил в роли режиссера. Третий фильм Баталова — по роману Достоевского «Игрок» — снимался в Чехословакии. Эта картина стала последней в его режиссерской карьере. Алексей Владимирович рассказывал мне, что подготовительный период был очень долгим. В том числе и так называемые застольные беседы с актерами по Станиславскому. В чем природа тяги к игре? Почему? Мастер сам посещал игорные дома за границей, разбирался в правилах игры в рулетку, думал... Долгие часы беседовал с исполнителем главной роли Николаем Бурляевым. Хотелось ему, конечно, и признания как режиссера. До этого он снял «Шинель», которую не все видели, и сказку «Три толстяка». Фильм «Игрок», премьера которого состоялась 5 марта 1973 года, представил Баталова как настоящего режиссера.