Мадс Миккельсен. Великий и ужасный

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться актером. И, признаться, вообще понятия...
Анастасия Костюкович
|
24 Июня 2024
Мадс Миккельсен и Анна Муглалис
Мадс Миккельсен и Анна Муглалис в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», 2009 год
Фото: Mary Evans/AF Archive/Sony Pictures/ТАСС

С той поры бесконечных прослушиваний в Голливуде, где так и не научились правильно произносить его имя (Мэс, а не Мадс или Мэдс) и посмеивались над легким акцентом и внешностью, непривычной для облика голливудских супергероев, Мадс возненавидел кастинги. И предпочитает больше сниматься в Дании и Европе, где режиссеры, как правило, точно понимают, кого именно они приглашают в свой новый проект. В 2009-м он играет русского композитора в драме французского режиссера Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский», укрепив свой статус секс-символа европейского кино. Примеряет злодейский образ графа Рошфора в «Мушкетерах» британца Пола Андерсона с Миллой Йовович в роли Миледи.

Но главное, как заправский домосед, Миккельсен всегда будет много и часто сниматься в родной Дании. В 2009 году в ленте «Вальгалла: Сага о викинге» Николаса Рефна, с дебюта у которого когда-то началась его карьера в кино, он сыграет пикта по прозвищу Одноглазый и вскоре после выхода фильма будет удостоен рыцарского звания: почетный орден Даннеброга ему лично вручит королева Дании Маргрете II.

В «Королевском романе» датского режиссера Николая Арселя Миккельсен перевоплотится в придворного врача Иоганна Фридриха Струэнзе: в XVIII веке, разыгрывая шахматные партии с королевой Дании, тот лихо наставлял рога королю и ход за ходом подчинял своей воле всю страну. Во многом благодаря игре Миккельсена, жонглировавшего понятиями «герой» и «злодей» в своем образе, это фильм был удостоен номинации на «Оскар». В 2023 году Миккельсен и Арсель воссоединились для создания еще одной саги про историю Дании так любимого ими обоими XVIII века. В их новой совместной ленте «Меч короля» Миккельсен играет армейского капитана, который, следуя призыву короля, отправляется в Ютландию, чтобы впервые в истории Датского королевства превратить ее отдаленные пустоши в плодородные картофельные поля. «Миккельсен — единственный актер, способный возвести посадку картошки в настоящую драму», — напишут кинокритики после премьеры фильма на 80-м Венецианском кинофестивале.

Охота пуще неволи

Но все же главным в жизни и карьере Миккельсена станет сотрудничество с другим датчанином — режиссером Томасом Винтербергом, одним из идеологов «Догмы 95». Как мы помним, сам Мадс без энтузиазма принял манифест и готов был спорить с его авторами, что свобода в кино начинается с прописанных кем-то ограничений. Так что все эти годы они с Винтербергом существовали как параллельные вселенные: знали друг о друге, видели фильмы и даже здоровались из вежливости при встрече. Так было до тех пор, пока, решив снять «Охоту» — историю про обвиненного маленькой девочкой в сексуальном домогательстве воспитателя детского сада, — Винтерберг, перебрав в уме всех возможных исполнителей роли человека, который «точно виноват/конечно, невиновен», не выбрал Мадса Миккельсена.

За перевоплощение в Лукаса из «Охоты» Миккельсен будет удостоен первого в его карьере приза Каннского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли. Фильм будет также номинирован на «Оскар», получит череду наград крупных фестивалей и кинопремий. А они с Томасом Винтербергом снова встретятся на площадке ленты «Еще по одной», в которой режиссер не только вытянет из Мадса его талант комедийного актера, но и 30 лет спустя после завершения карьеры танцовщика попросит станцевать на камеру.

Однако именно «Охота» перевела Миккельсена в избранную категорию актеров, которым в психологической игре нет равных. Тех, кто играет не «черное» и «белое», а что-то между — на невидимой границе этих противостоящих друг другу в палитре цветов. После «Охоты» Миккельсен станет для всех эталонным актером-загадкой, разгадать персонажей которого простым ходом умозаключений невозможно, которому не нужно тысячи слов, прописанных в сценарии, чтобы показать бездну человеческой души: ему достаточно молча смотреть на вас с экрана, и вы не будете знать, куда деваться от полчища мурашек по коже и леденящего душу ужаса.

Съешь меня, если сможешь!

Под прекрасные звуки классических вариаций Баха за изысканно накрытым столом ужинает мужчина с гладкой прической, аккуратным маникюром, в строгом костюме-тройке и дорогом шелковом галстуке. В нем можно угадать гурмана, эстета и интеллектуала, но вряд ли распознаешь, что в кадре — серийный убийца и по всем законам французской кухни он только что приготовил себе на ужин фуа-гра из печени своей недавней знакомой. «Я перенес свою страсть с анатомии на кулинарию», — цинично признается экранный герой, делая это так прямо и открыто, словно бы признается, что регулярно поливает комнатные цветы в своем рабочем кабинете.

Совершенно неудивительно, что именно после неоднозначной «Охоты» к Миккельсену пришло предложение сыграть молчаливого каннибала в телесериале «Ганнибал». Сначала он хотел отказаться, резонно полагая, что играть роль психиатра-людоеда после Энтони Хопкинса — самоубийство для актера. «Но мой агент все уши мне прожужжала об авторе сериала Брайане Фуллере — «этом гении», как она его называла. А после встречи с ним я поймал себя на мысли: «А ведь это и вправду будет совсем другой зверь!» И согласился на роль».

К неудовольствию Миккельсена, он изначально был лишь одним из трех или четырех актеров, претендовавших на роль Ганнибала Лектера в телесериале канала NBC: «Да ладно, ребята, вы либо хотите меня, либо нет!» Он не собирался соревноваться с Джоном Кьюсаком, Хью Грантом и Полом Беттани, но согласился на кинопробы. Ему предстояло сыграть пару коротких сцен в паре с Хью Дэнси, уже утвержденным на роль аналитика ФБР Уилла Грэма. Они были дружны еще со времен съемок в «Короле Артуре» Антуана Фукуа в начале 2000-х. Мадс перевоплотился тогда в рыцаря Тристана и впервые попал в компанию голливудских звезд на съемочной площадке. Итак, «Камера! Мотор!» И вдруг между Миккельсеном и Грэмом или их героями — где провести черту? — возникла просто животная химия, какая бывает только между охотником и жертвой. Она была даже физически ощутима в воздухе, электризовала его и заставляла волоски на коже всех присутствующих встать дыбом. Судьба исполнителя роли Ганнибала Лектера была решена...

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram
Мой школьный офис: зачем детям нужны редакторы текстов, таблиц и презентаций
Российские программы для документов на компьютер совместимы с операционными системами Windows и macOS. Имеются как десктопные версии, так и версии для мобильных устройств на базе Android. Домашний офис позволяет и учиться, и работать — один пакет программ может использоваться на трех или девяти устройствах одновременно. Таким образом, дети смогут трудиться в собственном темпе, а родители — следить за успехами и исправлять ошибки.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог