— Хорошо. Подойдите, — говорит Караян, — вы любите «Реквием» Верди?
— Маэстро, это одно из самых моих любимых произведений, я его не просто люблю, я его обожаю!
И он так спокойно говорит:
— Этим летом будете со мной петь «Реквием» Верди.
У меня из глаз невольно брызнули слезы. Он улыбнулся и обратился к Роберту:
— Только одно требование — чтобы мне не присылали из этого Госконцерта никого взамен! Однажды пригласил Рихтера, мы планировали сделать совместный концерт. Вдруг за три дня до приезда Святослава получаю от Госконцерта бумагу: «Извините, Рихтер занят в концертах по Сибири, пришлем пианиста N».
К сожалению, это была распространенная практика со стороны советских чиновников. «Реквием» я летом все-таки спела, но не с Караяном, а с его оркестром — в память о нем. Увы, маэстро не дожил до этого дня, скончался шестнадцатого июля 1989 года. Репетиции с маэстро я не забуду никогда. Он предложил мне контракт на запись опер «Бал-маскарад» и «Тоска». Печальная история... Но все же я счастлива, что успела поработать с великим дирижером.
Накануне прослушивания у Караяна мы с Робертом купили обручальные кольца... В те сумасшедшие мартовские дни непрерывных кастингов решили быть вместе — Роберт сделал предложение спустя полтора месяца после знакомства. Начались два с половиной месяца оформления отношений. Вот это было похоже на фантастический детектив. Даже мы, главные участники событий, не можем сегодня восстановить в памяти все инстанции, которые необходимо было пройти, и все разрешения, которые требовалось собрать. Сначала хотели расписаться в Ленинграде, но оказалось, что Роберту надо получить специальную визу, чтобы подать заявление в ЗАГС, потом выехать из СССР и получить другую визу непосредственно для заключения брака. Вся процедура занимала год — и мы отказались от этой идеи. Роберт предложил регистрироваться в Вене. Но и это оказалось ненамного проще: требовалась куча бумаг с обеих сторон, которые необходимо было переводить и заверять в МИДе. Мы все собрали, хотя и с большим трудом. С пакетом бумаг прилетели в Вену, пришли в магистрат. Симпатичный молодой человек просмотрел документы и с улыбкой сказал: «Все хорошо, не хватает лишь одной справки — из советского посольства, что СССР не против вашего брака». Роберт в это время готовил важнейший концерт в Большом театре в поддержку жертв землетрясения и работал с советским посольством в Австрии. Пришел к атташе по культуре:
— У меня приятная новость, я женюсь.
— Поздравляю, — обрадовался тот, — а кто она?
— Молодая певица из Советского Союза.
Лицо чиновника стало менее радостным:
— Кто именно?
— Знаешь, есть такая Любовь Казарновская?
Остатки улыбки смыло с лица господина атташе, но тем не менее он сказал:
— Оставь мне все бумаги, паспорта, я позвоню.
Прошло четыре дня, звонка из посольства нет. Роберт набирает сам и слышит: «Понимаешь, мы не можем выдать такую бумагу. Твоя невеста должна вернуться в СССР и там оформлять...» Роберт бросил трубку. Он пришел в такую ярость, что долго не мог успокоиться! Стало ясно, что эта история надолго. В страшном возбуждении вновь набрал номер посольства и буквально прокричал: «Нет у вас никакой перестройки! Вы неподвижная бюрократическая система. Буду через час, чтобы забрать наши документы!» Мы поехали вместе, но в посольство я не пошла, ожидала в кафе. Морально мы были готовы к любому повороту событий. Роберт вернулся с лицом победителя. Оказалось, атташе по культуре встретил его с необходимой бумагой в руках. Прибежали в магистрат.
— Могу вас зарегистрировать через месяц, — обрадовал тот же улыбчивый сотрудник.
— Нет, это невозможно, — ответил Роберт, — сегодня вторник, завтра мы должны быть в Ла Скала, в четверг рано утром вернемся, а в субботу у Любы заканчивается виза... Нам надо зарегистрироваться в пятницу.
Парень побежал советоваться с руководством. Вернулся и объявил:
— Давайте в пятницу в полдень.